Работа для маньяка: отсмотреть все части «Хэллоуина» за пару месяцев. «Перемотка» проделала этот трюк и теперь спешит поделиться впечатлениями от увиденного.

«Хэллоуин» создавался как оммаж «Психо» Альфреда Хичкока, а стал каноническим фильмом жанра слэшер, в то время как за преемственность поколений отвечала Джейми Ли Кёртис — «королева крика» и дочка Джанет Ли, которая, как известно, когда-то блистала в том же «Психо».

Сюжет картины простенький, но функциональный: в ночь на Хэллоуин из психиатрической лечебницы сбегает маньяк, находит себе козырную маску, в которой безжалостно убивает немало людей. В общем, Майкл Майерс возвращается домой в Хэддонфилд, так что — let’s rock.

Мотив возвращение вообще крайне важен для фильмов серии «Хэллоуин». Но в отличие от Одиссея, Майкл Майерс хочет разнести свою Итаку в хлам, так, чтобы от неё осталась только горстка пепла. А с Пенелопой, то есть с Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис), своей младшей сестрой, сделать тоже самое, что и со старшей — см. грандиозную вступительную сцену первой части:

У первой и второй части, кстати, есть расширенные и отцензурированные телеверсии (меньше насилия, зато присутствует ряд не вошедших в кинотеатральную версию сцен: вот, допустим, альтернативный финал второй, который, правда, несколько рушит принцип final girl). И хотя «Хэллоуин-2» снимал не Карпентер, а Рик Розенталь, его участие в сиквеле (прямолинейном, действие происходит в ту же ночь) было самым непосредственным.

Как и в случае первой картины, он вместе со своей тогдашней подружкой Деброй Хилл написал сценарий, а также снял несколько эпизодов (в частности, кровавых), так как в исполнении Розенталя они показались ему мелкотравчатыми: говорят, Рик возражал, но что делать.

«Хэллоуин-2», кстати, единственный фильм франшизы, в котором мы видим утро 1 ноября после бойни 31 октября, и который ставит недвусмысленную точку в этой истории. Неудивительно, что в третьем «Хэллоуине», имеющем подзаголовок «Сезон ведьм», нет ни Майерса, ни других героев оригинальной эпопеи. Это было одним из условий Карпентера при продолжении киносериала. Возможно, на этом и стоило сосредоточиться: в каждом новом «Хэллоуине» делать отдельную новую историю.

Так, например, в «Сезоне ведьм» Томми Ли Уоллеса (друга Карпентера) она крутится вокруг другого маньяка: конструктора игрушек, который в канун Дня всех святых хочет устроить настоящий Апокалипсис. Но не сложилось — Майерс вернулся на большие экраны. Почему?

Тут самое время оговориться, что, хоть и принято считать «Хэллоуин» детищем Джона Карпентера и Дебры Хилл, также немаловажную роль в его создании сыграл Мустафа Аккад, который продюсировал все фильмы франшизы. Когда он погиб во время теракта в Иордании, эти фильмы продолжил продюсировать его сын Малек.

Четвёртый, пятый и шестой «Хэллоуины» («Возвращение Майкла Майерса», «Месть Майкла Майерса» и «Проклятие Майкла Майерса», соответственно) сюжетно связаны между собой. Там речь идёт о дочке Лори Строуд — Джейми. В чётвёртой и пятой части её играет удивительное создание по имени Даниэль Харрис (она также сыграла запоминающуюся роль в «Последнем бойскауте» с Брюсом Уиллисом).

Все эти картины, что называется, не лишены моментов (см. например, сцену на крыше, сцену в шахте прачечного шкафа, etc), но им, конечно, не сравниться с гением Карпентера. В пятом фильме, к слову, появляется таинственный персонаж, обозначенный как Человек в чёрном, и задаёт дополнительную интригу. Жаль, что объяснение того, кто он есть на самом деле, оказывается на редкость безыскусным.

 


После «Хэллоуина» Джейми Ли Кёртис снялась у Карпентера в «Тумане», а затем в «Поезде страха», «Школьном бале», «Дорожных играх» и уже спустя годы — в кибер-мясо-панке «Вирус». Но актриса заявляет, что не просто не любит хорроры как жанр, но и с трудом смотрит их. Для освоения «Молчания ягнят» друг снарядил её специальным гидом, в котором были описаны самые жуткие моменты, чтобы одна из главных scream queens в истории кино смогла вовремя прикрыть глаза. 


 

В шестой же части окончательно, в отличие от второй, погибает доктор Сэм Лумис (Дональд Плезенс) — не менее, а может и более важный, нежели персонаж Джейми Ли Кёртис, герой франшизы. Изначально концовка «Проклятия Майкла Майерса» была другой, но стало очевидно, что больше Плезенс сниматься в «Хэллоуине» не сможет. И действительно: он умер в тот же год, когда состоялась премьера шестой картины.

Седьмой и восьмой «Хэллоуины» («20 лет спустя» крепкого Стива Майнера и «Воскрешение» Рика Розенталя, успевшего после второго «Хэллоуина» снять сиквел хичкоковских «Птиц») несколько игнорируют события предыдущих частей. В седьмом — на редкость образцовом — снова возвращается Джейми Ли Кёртис. Появляется она и в восьмом: очевидным образом в последний раз.

За всё это время Майкла Майерса сыграла куча разных людей, но его канонический образ, состоящий из спецовки и зловещей маски (лицо Уильяма Шатнера, подтверждено), оставался неизменным. Маньяк, вооружённый ножом, практически не имел человеческих черт и выглядел, как и терминатор, идеальной машиной для убийства. Воплощением чистого, неразбавленного зла — настоящим лавфкрафтовским хтоническим чудовищем.

Первым в душу Майерса по-настоящему решил залезть Роб Зомби в ремейке «Хэллоуин-2007». Первые 40 минут фильма представляют собой честную попытку понять причину расстройства личности этого монстра. Как симпатичный губастенький, похожий на маленького Майкла Питта мальчик превратился в квинтэссенцию смерти. Нельзя сказать, что у Зомби этого не получилось. К тому же он сделал доктора Лумиса в исполнении Малкольма Макдауэлла куда более амбивалентным персонажем, вся суть которого и его роль в судьбе Майерса раскрывается в альтернативной концовке фильма: 

Зомби не хотел возвращаться к «Хэллоуину» после ремейка. И правда, лучше бы он держал свои «зомбячьи» ручки подальше от франшизы, потому что сиквел ремейка (который, кстати, из-за неоправданно высокого ценника не добрался до российского проката) это хоть и невероятно жёсткое, но тухлое по драматургической начинке кино. Не фильм даже, а мясная нарезка, бойня №10.

Жаль, конечно, что история загнулась таким печальным образом. У «Хэллоуина-2» есть, кстати, две разные версии: режиссёрская и кинотеатральная, равно как и две альтернативные концовки.

Одна:

 

Другая:

Обе они оказались неспособны вдохнуть жизнь в тело Майкла Майерса. В «Хэллоуине-2» Роба Зомби он вообще по-ревизионистски бродит большую часть фильма без маски (ну что за дела?) и скорее похож на обдолбанного бородатого хиппи-великана, чем на серийного убийцу. Не скрашивает картину и вернувшаяся во франшизу в качестве другого персонажа Даниэль Харрис.

Наверное, от «Хэллоуина», равно как и от «Пятницы, 13-го» и «Кошмара на улице Вязов», кинодеятелям лучше отстать. Ничто не может продолжаться вечно. В отличие от заглавной музыкальной темы Джона Карпентера к «Хэллоуину» — она как раз таки бессмертна, пластична и легко мутирует хоть в рок, хоть в дабстеп

comments powered by Disqus