В российский прокат вышел неудавшийся фильм-праздник «Драйвер на ночь» Джо Карнахана, гротескный роуд-муви сложной судьбы, отбракованный американскими студиями. По этому поводу «Перемотка» решила вспомнить другой, не менее праздный фильм режиссёра — оголтелый криминальный экшн «Козырные тузы».

 


Smokin’ Aces («Козырные тузы»)
Режиссёр: Джо Карнахан
В ролях: Джереми Пивен, Райан Рейнольдс, Рэй Лиотта, 
Бен Аффлек, Энди Гарсия, Алисия Киз, Коммон, Питер Берг, Джейсон Бейтман, Джоэл Эдгертон
2006

Засевший в президентском люксе шоумен-фокусник Бадди Израэл тяжело мается после успешной вечеринки, сегодня он сдаст властям своих (бывших) друзей из сицилийской мафии. Вытащить Израэля живым устремляются двое агентов ФБР и недалёкий залоговый поручитель с друзьями экс-копами, мёртвым — две темнокожие киллерши, трое отбитых братьев-неонацистов и двое наёмных убийц с мировым именем.


 

В рамках рубрики и каких-то уже общечеловеческих ценностей намного логичнее и правильнее было бы поместить под микроскоп второй полнометражный фильм Джо Карнахана — грязный, пасмурный неонуар «Нарк», чуть ли не лучшее полицейское кино, снятое в Штатах за все сытые нулевые. С «Нарком» ситуация хоть и любопытная, но вполне понятная и с обязательным хэппи-эндом — после долгой фестивальной карусели маленький фильм чуть ли не втихую отправился прямо на DVD, но его удачно посмотрел Том Круз и за уши вытащил Карнахана во взрослый широкий прокат. Затем он предложил молодому режиссёру поставить третью часть «Миссии: Невыполнима», и молодой режиссёр не посмел отказаться. На полтора года он выпал из жизни, путешествовал за студийный счёт по Европе, написал сценарий хлёсткого триллера и собрал мощный актёрский ансамбль, но, больно получив линейкой по творческой эрекции, сбежал за неделю до официального увольнения и за пару месяцев до старта съёмок. Эмоциональную речь о самоотрешении Карнахан записал Тому Крузу на видео.

О машинерии Голливуда и своих неудачах Джо Карнахан рассказывал на YouTube-канале CineFix. По ходу передачи также выяснилось, что его наработки (вплоть до агента Брандта в исполнении Джереми Реннера) попали даже не в третью, а четвёртую часть «Миссии»

С «Козырными тузами», вызывающе «крутыми» и безмозглыми, не в меру драматичными и глумливыми, ситуация чуть интереснее. Пребывая в страшной посттравматической депрессии — большая режиссёрская карьера была вот она, да утекла сквозь пальцы — он перетряхнул старые обсессии и накидал сюжет будущего фильма из вкладки «избранное»: толпа олигофренов из «Побега» Сэма Пекинпа и «Воспитывая Аризону» Коэнов пытается грохнуть окопавшегося в отеле Фрэнка Синатру. В очередном интервью Карнахан добавит, ох, что отцом выродков-Треморов видит Джона Гудмана из «Бартона Финка», а напряжение в тусовке Израэля по возможности подсматривал в «Мики и Ники». 

За тридцатистраничный набросок уцепились в Universal, и Каранахана на радостях страшно понесло. Сценарий на глазах разбух до без малого двухсот страниц, от целых сюжетных линий и персонажей пришлось спешно избавляться. Впрочем, и получившиеся «Тузы» трещат от своей избыточности не меньше «Облачного атласа». Рекламные материалы подвирают: мельтешат в фильме не быстрые стволы, а монтажные склейки, пытающиеся хоть как-то скомпоновать семь равноценных сюжетных хвостов. 

 

Несколько, скажем, спойлерный отрывок из грандиозного финала пекинповского «Побега», дающий, в отличие от навязываемого Карнахану Tarantino Effect, гораздо более полное представление об источниках вдохновения

Разумеется, первой трети фильма сильно досталось за эту бесконечную экспозицию — на амфетаминовых скоростях зрителя знакомят с десятком действующих лиц и паутиной взаимоотношений, всё-таки от Карнахана ожидали чего-то посущественнее. Безбашенному финальному рывку, посреди которого (люди горят, их разносит на куски; бензопилой срубают люстру) режиссёр начинает брать вполне трагичные ноты, — за неожиданную серьезность и щепетильность с пушечным мясом, которую в этом кровавом цирке никто и не рассчитывал увидеть. И, разумеется, на протяжении просмотра глаза выпадают от карнахановского понимания веселья и желания запихнуть в фильм абсолютно всё, что стерпит плёнка: перевозбуждённого каратэ-пацана, Мэттью Фокса и Джоэла Эдгертона в чудовищных париках, разговоры об уринотерапии, усы Бена Аффлека, бешеную стрельбу из крупнокалиберной снайперской винтовки. Из колонок попеременно ревут Prodigy и Клинт Мэнселл, оператор Мауро Фиоре через пару лет получит свой «Оскар».

 

ВСЁ, ЧТО СТЕРПИТ ПЛЁНКА


 

Фильм не то чтобы сильно вяжется или «работает» — на пару бойких моментов обязательно найдётся один в молоко, но его страшно и безостановочно несёт. При этом за всей плотной пороховой завесой несложно заметить следы смурного «Нарка». Агенты Месснер (Рейнольдс) и Карратерс (Лиотта) — сходу единственные абсолютно серьёзные персонажи, их столкновения с творящимся вокруг кретинизмом по-настоящему болезненны и опасны, и тем сильнее в теории должен бить сомнительный сюжетный поворот. Он, в общем-то, не об изменении расстановки сил — под конец «Тузов» уже не до Израэля и его сицилийцев — но о верной расстановке акцентов. Можно стравить между собой с десяток самых отвратительных гадов, но хуже них всё равно будет те, кто пройдутся по трупам своими начищенными казёнными ботинками.

Карнахан действительно опоздал на торжество постмодерна 90-х, но так сильно торопился, что чуть не отмотал время назад. Из 2007 года всем казалось, что постылый посттарантиновский поток натужно стильных боевиков никогда не иссякнет — VHS-вундеркинды наснимали целую гору неотсортированного мусора, где-то совсем рядом с успехом просвистели «Беги без оглядки» невезучего Уэйна Крамера и бесстыжий «Путь оружия» Кристофера Маккуорри. Из 2015-го кажется, впрочем, что настоящего праздника никогда и не было, зато осталась противная похмельная тошнота — всё жанровое кино загнали под пол, а на большом экране царствуют трехчасовые многомиллионники, сделанные под ключ в обязательных сизых тонах. И если для того, чтобы кино вновь стало fun, нужно снести пару люстр, то самое время заводить бензопилу*.

* На днях как раз выяснилось, что Карнахану доверили снять третью часть «Плохих парней».

 

comments powered by Disqus