Почему Франко? Многие таланты артиста и их неожиданное применение в так себе фильме Why Him?

Вместо монографии о жизненном пути Джеймса Франко «Перемотка» решила пока ограничиться его недавним выходом в прокате.

 


Why Him? («Почему он?»)
Режиссёр: Джон Гамбург
В ролях: Брайан Крэнстон, Джеймс Франко, Зои Дойч
2016


 

Нэд (Брайан Крэнстон) отмечает 55-летие, младший сын (Гриффин Глюк), хэдлайнер торжества, устраивает ностальгическую презентацию по ключевым точкам биографии отца: вот он выпустил первую брошюру, тут он на пике формы, титан полиграфии, выпускающий рекламные листовки для дико востребованной пиццы. Нашлось место и совсем киселю: первое свидание с будущей супругой (Меган Маллалли) на концерте любимой группы Kiss, после которого та в него, несомненно, втюрилась и подарила двойню.

Старшая дочь (Зои Дойч), к слову, учится в Стэнфорде и готова раздать поздравления в Skype. Но после её короткого спича на заднем плане замаячит Лэрд (Джеймс Франко) с порно-растительностью на лице, бегло осведомляя всех присутствующих насчет своих синих яиц и члена, отбывающего дисквалификацию, на трёхдневном голодном пайке. В доказательство снимет трусы — и давай с порога кружить голым задом: с заскриненными ягодицами на проекторе, получается, этому довольно милому празднеству приходит конец.

 

 

Это кино, наверное, абсолютно недостойно какого-либо внимания, а учитывая современный рынок, кассовый всплеск стоило прогнозировать разве что в России или Франции. Но тут свои тонкости: чтобы инкассировать во Франции, нужно заручиться именами Тоту, Генсбур, Юппер, Бинош, Денёв, а в России знаться под фамилией Крыжовников. Джон Гамбург — человек, который писал тексты к самым тиражируемым лентам с Беном Стиллером, за двоих отдувался в те будто и не такие далёкие времена, когда Пол Радд, Дженнифер Энистон и Джейсон Бейтман на плакате отбивали расходные как минимум дважды. Чем знаменит? Может быть, первый выпуск «Знакомства с родителями» и отберут в какие-нибудь расширенные листинги видных работ среди легиона комедий нулевых.

Доподлинно неизвестно, отчего режиссёр Гамбург построил карьеру на взаимоотношениях старших и младших, но, скажем так, мелодраматичный броманс ему даётся с особой грациозностью. «Люблю тебя, чувак» по тогдашним меркам — амюз буш, но больше всякого рассказывает о индустрии десятилетней давности. Там было так принято: популярный актёр первую треть съёмочных дней таскается в офисном галстуке, затем — много нового выясняет из разговоров в машине, постели, за ужином, на пробежке, пока не начнётся то, зачем все собрались. Этот формат как бы интерьерных скучных ситкомов вроде бы и вышел из сериального лона в крупный тираж, но снова туда и вернулся.

Гамбург не то чтобы совсем чужой телевидению персонаж, ведь когда-то занимался мизансценами эпизода «Новенькой». Сейчас же, если не попадаешь под долгоиграющую франшизу в телике или не ставишь через раз модный продукт с Netflix, да ещё и не знаешься с Апатоу, тяжеловато — не то слово. Хотя что «Почему он?», что прошлогодние «Зачинщики» Джареда Хесса, — сыр-бор старой закалки, но редкого азарта.

Конечно, смотреть, как Франко убедительно манерничает, нелепо матерится, дозированно балуется отработанным прищуром, ужимками и этой своей особой компульсивностью, это на очень и очень специальный вкус. Крэнстон, минут пятнадцать сидящий на чересчур современном унитазе, но так до конца и не освоивший встроенную ополаскивающую струю, такого наверняка ещё не выкидывал, но вряд ли равноценный компромисс. Съедобная бумага, заскочивший на огонёк Илон Маск, те два ещё живых мужика из группы Kiss, утопленный в своей моче лось, символизирующий ограниченность разума поп-культурой, — все вызывают куда больший интерес, чем это актёрское, скорее, кликушество. Даже Кристен Стюарт, названная, внимание, «ни рыба ни мясо».

 

 

Что до Джеймса, хочется только завистливо рассуждать о том, какой в нём пропадает могучий управленец. Раньше ещё казалось, что он правда такой экспансивный сумасшедший, которого по-хорошему прёт и несёт от всего, до чего дотянется рука. Теперь стоит смело говорить, что сравнительно недавняя история про 17-летнюю фанатку, — не более чем эффектный таргетинг. В «Почему он?» — проекте, где имел место кастинговый отбор (как и, что важно, story by Джоны Хилла), с не таким уж очевидными амбициями для по горло занятого мужчины подвижности Франко, Джеймс раскидывается менеджерскими способностями с такой самоотверженностью и регулярностью, что вполне мог бы занимать высокий пост в большой международной компании.


Допустим, многие IT-коммуникации сосредоточены в Пало-Альто, а Франко, так получилось, родом именно оттуда, более того, ярый патриот тех районов. Помимо того, что он написал две книги, состоящие из небольших рассказов-впечатлений, оставшихся в памяти после воспитания в пало-альтовской округе, у него получилось их старательно экранизировать силами других людей. «Пало-Альто» показали даже в Венеции, а более скромный «Йосемити» стартовал со «Слэмдэнса».


Стены многофункционального дома-студии миллиардера Лэрда (который, возможно, и есть логово Франко) планировали завесить картинами Дэмьена Хёрста — тот почему-то отказал, но удачно подвернулась страсть Франко, чьи загодя прорекламированные в Instagram полотна пришлись как нельзя кстати. В фильме Франко так и постулирует — скорее, от себя лично, — мол, испытываю натуральный стояк на современное искусство, так уж повелось.

Естественно, такая поливалентность Джеймса уже пригодилась при производстве сериала Hulu по Стивену Кингу: там ему были отведены актёрская и продюсерская позиции, но совершенно случайно пригодились, мм, режиссёрские навыки, — а когда Франко отказывался лишний раз что-нибудь поснимать?

 

 

Он ничего не делает просто так, всегда существует какой-то умысел. У Гамбурга Франко много бегает с обнажённым торсом, но именно перед (что в ситуации Франко приобретает пугающие масштабы) этими съемками как раз требовалось подтянуть тело, — так себе совпадение. Работа с Брайаном Крэнстоном и Зои Дойч в принципе не могла пройти вхолостую: Крэнстон сдуру подписался на два проекта с режиссурой Франко, Зои пока ограничилась одним, зато какимИли вот свежий билд-ап: в новом клипе Рифа Рафа самого Рафа нет ни секунды, зато повсюду Франко в лучшем виде, — в собирательной карикатуре персонажа великого фильма Хармони Корина, который, справедливости ради, срисовывался, подглядывая как раз за Рифом.

Появление в скором «Чужом» бывшей инди-дивы Эми Саймец заслуживает большего любопытства, чем роскошный дуэт Макбрайд-Франко, — здесь как раз всё понятно. Нет сомнений, что Франко (тем более в роли капитана), как и всё мероприятие, свою гадливость соберёт быстро, — но их нет и в том, что коммуникабельный продюсерский центр Ридли Скотта подружится со стайером Джеймсом. В этом весь Франко, что его не убивает — делает только сильнее.

comments powered by Disqus