Полнометражная версия сёнэн-сериала про ниндзя «Наруто. Последний фильм», кажется, оказался единственным аниме, которое мы смогли увидеть в этом году на большом экране. Впрочем, это не повод печалиться: в сети хранится столько новинок японского экспорта, что копаться в них можно до бесконечности. Плюс никто не отменял классику. На ней, кстати, и хотелось бы и сосредоточиться: мы решили вспомнить, с каких полнометражных картин началось знакомство отечественного зрителя с аниме и нашли несколько забытых шедевров на все времена помимо «Принца Севера», «Босоного Гэна» и приключений кота в сапогах. А также присовокупили к ним пару новых работ современных авторов — не всё же одно только старьё советовать.

 

Жар птица 2772: Космозона любви

Hi no tori 2772: Ai no kosumozon (1980)

В мире будущего всё оказалась не так радужно, как представлялось: детей выращивают в пробирках, люди населяют бездушные мегаполисы, из планеты потихоньку выходит жизнь, а точнее душа — оказывается, она есть у планет. Космический охотник Годо, воспитанный крайне обаятельным андроидом Ольгой, которая умеет трансформироваться во всевозможные наземные и летательные аппараты, в компании одного носатого доктора и настоящего межгалактического зоопарка отправляется на поиски жар-птицы в космозону 2772, чтобы, завладев кровью чудного существа, восстановить баланс сил на Земле. На самом же деле жар-птица никакая не жар-птица, а феникс, чьё свойство восставать из пепла и перерождаться раскроется перед нами во всей полноте в конце аниме. Кстати, в 90-е картину Таку Сугиямы, снятую по мотивам серии манги Осаму Тэдзуки, показывали в России по телевизору, и её финал мог оказать такое же сокрушительное впечатление на неокрепшие умы, как концовка «Твин Пикса».

 

Акира

Akira (1988)

Автоэкранизация Отомо Кацухиро собственной манги про то, как парапсихологическое оружие массового поражения по имени Акира вселяется в дебошира-мотоциклиста Тэцуо Сима, рассекающего на байке ночные улицы Нео-Токио под предводительством своего лучшего друга Сётаро Канэда. Действие аниме происходит в альтернативном 2019 году, старый Токио был стёрт с лица Земли в 1988 году, и что-то подсказывает, что этот эксцесс может очень скоро повториться.

«Акиру» сравнивают с «Бегущим по лезвию бритвы» Ридли Скотта (сравнение несколько натянутое, но жизнеспособное: вместо репликантов тут дети-мутанты) и называют одним из первых аниме, мощно выстреливших на Западе. «Акира» содержал в себе революционную технологию: его снимали с киношной частой 24 кадра в секунду, в то время как до этого стандартной была частота в 8–12 кадров. Ну и самое главное, в «Акире» есть откровенный реверанс «Сталкеру»: и в постапокалиптической притче Андрея Тарковского, и в антиутопическом триллере Отомо Кацухиро дети-мутанты умеют передвигать стаканы силой мысли. Если вам недостаточно таких вводных данных, то вы уже вряд ли соберётесь посмотреть эту картину.

 

Большие войны

Daisenki (1993)

В первой половине XXI столетия прогрессивное человечество, видимо, не читавшее Герберта Джорджа Уэллса (в отличие, кстати, от русских видеопиратов, которые на кассетах окрестили это аниме «Войной миров»), приступило к освоению Марса. В 2085 году на красную планету прибыло огромное количество эмигрантов. Спустя 31 год было создано независимое правительство Марса, а ещё спустя 260 лет планета была атакована инопланетной расой, именующей себя Богами. В 2416-ом война между людьми и Богами всё ещё продолжается, так что теперь вся надежда на капитана Аку и его броненосец «Аоба», который должен нанести неожиданный и решающий удар по кораблю инопланетян под названием «Ад».

Боги, ад, голоса в голове, обращения, херувимчики в облаках — с кем сражаются люди, так до конца и непонятно. Понятно другое: как и «Звёздный десант» Пола Верхувена, эта OVA не идеализирует ни одну из сторон конфликта: люди здесь не невинные агнцы, но поскольку история рассказана с их точки зрения, мы автоматически болеем за них. Таких нам понятных, со своими мелкими страстями, желающими не только выжить, но и показать своё превосходство. Поэтому, наверное, с самого начала в «Больших войнах» ощущается мощный богоборческий запал, который не иссякает практически до самого конца.

 

Манускрипт ниндзя

Jûbê ninpûchô (1993)

Классическая анимешная тямбара Есиаки Кавадзири, в 90-е ходившая у нас на видеокассетах с детским «Повелителем страниц» студии «20-й век Фокс» и поразительно, конечно, с ним выглядящая на контрасте. Там, где заканчивался анимированный Маколей Калкин, начиналась такая лютая жестокость, что «Игра престолов» на этом фоне благообразный детский утренник.

«Манускрипт ниндзя» — роскошное пиршество для глаз с отравленными сюрикенами, быстрыми катанами и протыканием людей и нечисти насквозь, прячущее, правда, за всем этим насилием трепетное и нежное сердце Кагэро — женщины-ниндзя из клана Кога. Впрочем, главный герой этого аниме всё-таки не она, а странствующий самурай Дзюбэй Кибагами, в результате сложносочинённой интриги вынужденный противостоять «Восьми Демонам Кимона». Сам Дзюбэй, кстати, был срисован с легендарного Ягю Дзюбэя Мицуёси, мастера кэндзюцу (искусство владения мечом) и ниндзюцу эпохи сегуната Токугавы. В аниме он предстаёт самураем без прошлого и будущего, настоящим воином дороги.

 

Армитаж III

Armitage III (1995)

После «Бегущего по лезвию» и первого «Терминатора» андроиды и киборги надолго захватили умы кинематографистов — не только западных, но и японских. В 1995 году, например, вышло два аниме про тонкую грань между людьми и машинами: культовый «Призрак в доспехах» Мамору Осии (из которого сейчас делают игровое кино) и менее известная у нас «Армитаж III» (римская цифра III в названии не номер фильма, а часть имени героини). В четырёхсерийной OVA-шке, действие которой происходит на Марсе, рассказывается про серийные убийства женщин-киборгов «третьего поколения», практически не отличимых от людей: они имеют органическое тело и способность к размножению. За расследованием этих преступлений берутся два полицейских: отвязная Наоми Армитаж и только что прибывший на красную планету брутальный Росс Силибасс, к слову, не переваривающий андроидов (у него на то есть свои причины). Однако благодаря напарнице со временем он меняет своё отношение к кибернетическим организмам.

«Армитаж», конечно, не такая концептуальная поделка, как фильм Осии, где долгие философские разговоры периодически перемежаются пальбой. Она проще, прямолинейнее, но вместе с тем и намного человечнее, а сама Наоми Армитаж скорее ближе к Виктории Серас из «Хеллсинга», нежели к Мотоко Кусанаги из «Призрака». В 1997 году, специально для западного зрителя, двухчасовая OVA была перемонтирована в полуторачасовую полнометражку «Армитаж: Полиматрица» с похожим по смыслу, но несколько по-другому снятым финалом (и в целом так получилось даже лучше). А в начале нулевых вышел сиквел под названием «Армитаж: Двойная матрица» про приключения Наоми, Росса и их дочки Йоко.

 

Волчьи дети Амэ и Юки

Ookami kodomo no Ame to Yuki (2012)

После того как оборотень - возлюбленный Ханны погибает глупой смертью, девушке приходится одной воспитывать двух их детей: девочку Юки и мальчика Амэ, которым в силу возраста трудно контролировать обращения в волчат. Тогда Хана решает перебраться из большого города в деревню, подальше от людских глаз. В этой пасторальной идиллии и проходит детство Амэ и Юки, которые с годами становятся абсолютно разными ликантропами.

Сделанная в эстетике магического реализма драма про семью оборотней авторства Мамору Хосады («Девочка, покорившая время», «Летние войны») напоминает фильмы Хаяо Миядзаки — в частности, «Моего соседа Тоторо» (по крайней мере, антуражем). Эта история болезненного взросления, про выбор пути и самоопределение с сильным экологическим подтекстом: связь с природой тут занимает не менее важное место, чем трудности пубертатного периода. В общем, если вы посмотрели всего Миядзаки, вам обязательно надо посмотреть «Волчьих детей». Это новая классика.

 

Сад изящных слов

Koto no ha no niwa (2013)

Последняя работа Макото Синкая, режиссёра нашумевших «За облаками» и «5 сантиметров в секунду». Даже не полнометражка, а среднеметражка (идёт всего 46 минут) про 15-летнего школьника Такао, который любит дождь и мечтает стать башмачником. Однажды в саду во время сезона дождей он знакомится с 27-летней Юкино, и между ними возникает симпатия.

«Сад изящных слов» отличает артхаусная созерцательность, большую часть фильма ничего не происходит: это история в первую очередь про чувства, сентиментальная, медленная, тягучая, но вместе с тем невероятно завораживающая. В жизни всё ровно так и бывает.

comments powered by Disqus