Долго и счастливо: Как девятичасовые фильмы, сериальные марафоны и Netflix стирают границы между кино и ТВ

Мы решили сравнить романтическую комедию из интернета Love и филиппинскую криминальную драму Heremias, которая идёт полдня, и нашли больше сходства, чем отличий.

 


За последних три года интернет-сервис Netflix стал одним из главных производителей сериалов в мире, обогнав большую часть американских кабельных каналов благодаря таким хитам, как «Карточный домик», «Сорвиголова», «Мастер не на все руки», а также одному из последних релизов — «Любви» Джадда Апатоу, Пола Раста и Лесли Арфин.

Netflix с самого начала допускает вольности в определении формата сериала: эпизоды не обладают фиксированной длиной (в «Любви» она варьируется от 25 до 40 минут) и выходят все в один день, следуя популярной тенденции binge-watching — просмотра сериала запоем, без недельного ожидания новых серий. Вообще, удивительно, как веб-проекты Netflix, выходящие скопом, без вопросов попадают на премию Emmy наравне с традиционными сериалами, ведь по формальным признакам они находятся куда ближе к авангардным многочасовым фильмам от Out 1 Жака Риветта до работ Лава Диаса. Обычные сериальные механизмы, связанные с ожиданием следующих эпизодов, в них не задействованы. Love («Любовь»)
Создатели: Джадд Апатоу, Пол Раст, Лесли Арфин
Канал: Netflix
Премьера: 19 февраля 2016 года
1 сезон, 10 серий по 25–40 минут

 

«Любовь», как никакой другой сериал, подходит для смотрения взапой — эпизодичность в нём сведена к минимуму: первые две серии абсолютно линейно рассказывают о случайном знакомстве главных героев. Да и весь сезон похож скорее на пятичасовой фильм Джадда Апатоу с узнаваемой структурой романтической комедии, искусственно порубленной на куски, чем на более традиционный ситком вроде схожих по духу «Девочек», где каждая серия рассказывает про новое приключение героев с кучей второстепенных линий, выполняющих роли филлеров.

В «Любви» же филлеров нет вообще — повествование здесь смешное и свежее даже по меркам Апатоу, а обаятельные второстепенные персонажи не тянут одеяло на себя и не вызывают ощущения побочности. Благодаря мощи хронометража и подробности рассказа по искренности и сопереживанию героям сериал превосходит многие фильмы мастера душевных драмеди — всё-таки до этого момента у него не было шанса посвятить 35 минут одному-единственному неловкому свиданию двух приятных людей, которые ну никак друг другу не подходят.

В отличие от классических авторских сериалов вроде «Офиса» Рики Джервейса и Стивена Мерчанта или «Хораса и Пита» Луи Си Кея, в «Любви» задействованы шесть режиссёров на десять серий, каждый из которых прилежно подражает комедийным методам Апатоу, основанным на непринуждённой импровизации и меткой сентиментальности. Компромисс режиссёрского авторства, впрочем, компенсируется цельным и последовательным сценарием сезона, к шести сериям которого приложили руку сами создатели. По сравнению с некоторыми авторскими сериалами последних лет, откуда как будто специально вырезаны все самые интересные и неловкие моменты, а скучные сюжетные линии затянуты до тошноты, «Любовь» именно что расширяет время вглубь, а не просто его удлиняет.

 


Похожим расширением занимается и авангардист Лав Диас, снявший несколько фильмов по 5–10 часов и известный среди синефилов практически в качестве мема сложного кино. На самом же деле Диас совсем не тот экспериментальный режиссёр, каким может показаться. Его фильмы обладают вполне классическими нарративами, которые раскрываются благодаря высокой подробности сцен. Эта детализация заставляет почувствовать редкую близость к главному герою, даже если наблюдать приходится буквально за несколькими пикселями, которые его представляют (сверхобщие планы как бы с точки зрения бога — один из краеугольных камней метода Диаса). Heremias («Иеремия, книга первая»)
Автор сценария и режиссёр: Лав Диас
В главной роли: Ронни Ласаро
2006

 

Иеремия — участник каравана торговцев, медленно путешествующего по филиппинским дорогам с проезжающими мимо автомобилями и мотоциклами. Он впадает в меланхолию и проводит всё больше времени один, отказываясь торговать вместе с группой, и в конце концов забирает свою повозку с коровой и уходит в лес, где попадает под сильнейший тайфун (немые сцены буйства природы занимают сорок минут хронометража), после чего случайно становится свидетелем ужасного заговора. Когда в кадре появляется зло, то это не символическое изображение, а конкретное зло, показанное часовым субъективным планом, который позволяет зрителю прочувствовать его буквально на своём собственном опыте.

Иеремия пытается всеми силами предотвратить заговор — от бесполезного и долгого визита в полицию до объявления голодовки самому Богу. Несмотря на бескомпромиссность формы, фильм Лава Диаса обаятелен хотя бы потому что это аутсайдерский фильм об аутсайдере: как и его герой, Диас — отчаянный и безнадёжный борец за свою правду. Он настаивает на том, что его кино нужно обязательно смотреть без перерывов, что, как ни странно, роднит его с Netflix, также настаивающим на своём формате binge-watching.

В мире сериалов авторы, по-настоящему эффективно использующие длинную форму повествования, остаются редкостью. В этой ситуации восприятие Диаса как зрительского режиссёра становится вполне естественным: как можно продолжать бояться многочасовых фильмов, когда всё больше людей приучается смотреть запоем многочасовые сериалы?

В то же время эффективное использование сериального деления на сезоны остаётся вопросом открытым. Лав Диас так и не снял задуманную вторую книгу про Иеремию, а в мейнстриме модным трендом становятся сериалы-антологии, такие как «Фарго» и «Настоящий детектив». Но кажется, будет гораздо интереснее увидеть, что команда Джадда Апатоу сделает во втором сезоне неожиданно прогрессивной «Любви».

comments powered by Disqus