50–41  ·  40–31  ·  30–21  ·  20–11  ·  10–1  ·  И ещё 50

 

50

Outkast — B.O.B.

Режиссёр: Дэйв Мейерс
2000

Если рассматривать музыкальные клипы исключительно как поле для невозможных в большом кино визуальных экспериментов, то даже 50-ю строчку этого списка переплюнуть будет сложно. Это сейчас Дэйв Мейерс снимает самые престижно-пафосные в мире блокбастеры для Тейлор Свифт и Кендрика Ламара, а на рубеже веков он выпускал на MTV по 40–50 работ в год, в которых бесился и выпендривался, как хотел. Так и видео на одну из главных песен нулевых «B.O.B.» — это гиперактивное и обжигающее взгляд зрелище, которое заставляло время замирать при каждом своём появлении в телеэфире и сходу наобещало таких космических перспектив развития «эстетики MTV», к каким за следующие 10 лет едва ли кто вообще приблизился.

 

49

Eric Prydz — Pjanoo

Режиссёр: Эрен Криви
2008

Что может приковать взгляд к телевизору сильнее, чем яркие образы вроде неонового неба и хромированных машин из клипа «B.O.B.»? Только тайна. Кажется, что элемент тайны — это вещь для прилипчивости клипа важнее, чем пресловутые визуальные эксперименты, сколь дикими они бы ни были. Когда в видео «Pjanoo” маленькие индейцы начинают свой танец, это не объяснить никакой логикой в мире, кроме, пожалуй, линчевской логики сна. Потому и пересматривать бесяще-прилипчивый клип на бесяще-прилипчивую песню «Pjanoo” можно практически бесконечно — в надежде в один из просмотров наконец рационализировать происходящее.

 

48

The White Stripes — Fell in Love with a Girl

Режиссёр: Мишель Гондри
2002

Пока музыкальные телеканалы по привычке пытались впечатлить зрителей кислотной графикой и эпилептическим монтажом, зарождавшаяся интернет-сцена музыкальных клипов взяла на вооружение совсем другие приёмы — а именно изобретательность и причудливость. Внук изобретателя Мишель Гондри стал первым и главным героем этой сцены, а его интровертные видео-головоломки — золотым стандартом на долгие годы (вплоть до вирусных роликов группы OK Go уже в десятые). Собранное из кубиков лего видео «Fell in Love with a Girl» — это действительно просто головоломка, работающая не менее поверхностно, чем яркие рэперские видео с MTV. Но, во-первых, по степени кропотливости и изящности Гондри за всю эпоху так никто и не превзошёл. А во-вторых, в отличие от OK Go, даже в самых незамысловатых работах Гондри непременно находится несколько секунд чистой поэзии: в этом ролике это те мгновения, когда аутистичная пиксельная анимация сменятся на ротоскопированных участников группы, на чьих лицах вопреки радикальной ограниченности формы считываются живые человеческие эмоции.

 

47

Beck — Guess I'm Doing Fine

Режиссёр: Спайк Джонз
2002

Главный конкурент Мишеля Гондри по клиповой сцене нулевых — это без сомнений бывший скейтовый видеограф Спайк Джонз. Режиссёрские причуды Джонза обычно оказываются гораздо скромнее выдумок Гондри, но зато, работая в расслабленном режиме, Джонзу удаётся даже в свои второстепенные клипы помещать не по одной формальной идее, а сразу по три или четыре такие сценарные концепции, до каких иные режиссёры за всю карьеру ни разу не додумываются. Видео «Guess I’m Doing Fine» начинается со статично скучающего посреди летнего парка Бека, продолжается мини-сюжетом с магическим образом оживающей и преследующей его гитарой, а заканчивается мета-диалогом с местным школьником и весёлой игрой в футбол. Зачем следовать одной надуманной технологичной концепции, если можно делать свободное искусство без всяких правил и заботиться лишь о воздействии на зрительские эмоции в каждый отдельный момент времени?

 

46

Kasabian — Vlad The Impaler

Режиссёр: Ричард Айоади
2009

Хорошая пародия должна формально не уступать оригиналу. Отличная пародия должна, пожалуй, оригиналы превосходить. Подобно великим кинопародиям Эдгара Райта, клип «Влад-колосажатель» английского комика Ричарда Айоади с комиком Ноэлем Филдингом в главной роли начинается как легкомысленная стилизация под эксплуатационное кино на выцветшей плёнке, а к концу двухминутного хронометража достигает таких стилистических, экзистенциальных и леденящих душу высот, какие, вообще говоря, мало каким вампирским фильмам когда-либо удавались.

 

45

The Strokes — Someday

Режиссёр: Роман Коппола
2002

В искусстве грусть тем ценнее, чем она неочевидней. Роман Коппола в видео для инди-рокеров The Strokes умудряется вызывать глубокую печаль и фантомную ностальгию кадрами банальных посиделок с друзьями в баре и нарезкой из специально снятого для клипа выпуска американской версии телевикторины «100 к одному», в котором игра группы The Strokes против другой инди-группы Guided by Voices оборачивается натуральной дракой. Ход с телевикториной — подлинно гениальный в своей неочевидности — показывает Романа Копполу как чуть ли не самого непостижимого мастера музыкального клипа.

 

44

Bat for Lashes — What's a Girl to Do

Режиссёр: Дугал Уилсон
2007

Странным поэтическим образом сложенный хореографический номер с участием зверят на велосипедах посреди жуткого ночного шоссе в никуда оказывается идеальным компаньоном к сумрачной индитронике о конце отношений. Важный для гиков музвидео факт: Дугал Уилсон за свою карьеру успел побывать не только ночным поэтом, но и, например, режиссёром клипа «Satisfaction» для Бенни Бенасси.

 

43

Justice — Stress

Режиссёр: Ромен Гаврас
2008

В смешном и страшном клипе «Stress», изображающем чёрную банду, терроризирующую простых французских прохожих, Ромен Гаврас очищает Новый французский экстрим до чистейшей киноформы. Никакого сценария — только филигранный монтаж. Никакой социальной повестки — только существование в моменте.

 

42

Scissor Sisters — She's My Man

Режиссёр: Наги Нода
2007

В действии один из главных модернистских принципов в искусстве: при изображении человеческих чувств нельзя беречь производственные силы или скупиться на витиеватость формы. Клип «She’s My Man», в котором мужчина и женщина выясняют отношения за ужином, а сложные киношные номера вроде драк из китайских уся-боевиков, разворотов камеры на 360 градусов а-ля «Матрица» и расчленённых в бою тел самым завораживающим образом непропорционально сложно реализованы с помощью тормознутых средств традиционного японского театра. Увы, для одной из больших художниц музыкального видео Наги Ноды эта работа стала одной из последних в жизни.

 

41

The Strokes — Last Nite

Режиссёр: Роман Коппола
2001

У группы The Strokes и режиссёра Романа Копполы есть один конкретный талант на двоих: им удаётся заставлять самые банальные в мире вещи выглядеть по-инопланетному круто. В кадре просто рок-группа, исполняющая песню в скучной ретро-студии, но зато в каждом неловком шаге и томном взгляде Джулиана Касабланкаса таится вся крутизна мира, а монтаж остаётся потрясающе невозмутимым даже вопреки экранным казусам вроде падающих и летящих во все стороны микрофонных стоек.

comments powered by Disqus