Пересмотр: Фильм «Зодиак» Дэвида Финчера про поиски маньяка

«Зодиак», возможно, единственный действительно личный фильм Дэвида Финчера. В возрасте 10 лет он не ходил в кино на «Грязного Гарри», однако телевизор смотрел и ездил как раз в тех школьных автобусах, которые неуловимый маньяк обещал кучно расстреливать из винтовки при каждом удобном случае. Судя по всему, именно поэтому Финчер дистанцировался от материала до такой степени, до которой это вообще возможно было сделать (хотя сам он в объективность плёночного искусства не верит) и снял гигантский персонажный фильм на основе домыслов и десятков томов нужного одному лишь карикатуристу Грэйсмиту расследования. Это совершенно иной Финчер, только кто сходу ответит, что же такое несбыточное для зрителя было в Финчере 90-х. Ну, стиль в меру хулиганский был, конечно, а личное где там искать и для чего.

При подобном раскладе «Зодиак» получается как раз самым наглым и амбициозным из всех фильмов Финчера. Экранизировать неэкаринизируемое, довести до конца работу, которую режиссёр Ричард Флайшер только начал в 1968 году своим «Бостонским душителем», то есть до появления самого Зодиака. Достаточно представить, как открытый финал меняется на закрытый жанровый, а безумные хронологические прыжки, связанные со сложностью и муторностью расследования, сворачиваются до быстротекущих сюжетных клише, и фильм моментально превращается во вторсырье, теряя всю свою тяжеловесную красоту. Ведь это важно, что маньяка никто не поймает, через несколько лет до убийств никому не будет дела, харизматичный журналист Пол Эвери сопьется и скурится, а помешанный Роберт Грэйсмит так и не доберётся до решения кровавой головоломки. Поиски правды тщетны, движение к недостижимой цели всегда обходится слишком дорого, а реальность не укладывается в киношные стандарты. Под конец расследования перегретый годами размышлений и уже практически разошедшийся с женой, но обычно очень спокойный карикатурист начинает буквально кричать на свидетеля, назвавшего далеко не то имя, которое он желал услышать.

Сам Финчер конкретно в этом отрезке жизни на 158 минут предстает архитектором, и архитектором крайне талантливым. По привычке холодность, а также желание конструировать и вычерчивать приписывают рекламно-клиповому прошлому. Только вряд ли в нём дело, это уже склад ума, а Levi’s и Coca-Cola лишь полировали техническое мастерство до нужного состояния. Для «Зодиака» Финчер сам превратился в Роберта Грэйсмита на долгих 18 месяцев, нашёл весь доступный материал и восстановил эпоху своего детства, пересаживая деревья и устанавливая древние автоматы с кока-колой в специально выстроенных по фотографиям декорациях. Запечатлевающая неподъёмный труд художников камера непозволительно спокойна, даже в сценах появления сыгранного разными актёрами Зодиака она не разрешает себе по-современному трястись и выбирать напряжённые затылочные ракурсы. Единственное, что подводит одного из главных голливудских перфекционистов, — любовь к компьютерной графике, которая делает съёмки заметно проще и быстрее. Честно говоря, и в 2007 году она не выглядела столь очаровательно, сегодня же такого уровня панорамы1 даже в «Подпольной империи» есть.

Во всём остальном Финчер, как и Зодиак, на вопрос о том, были ли в пистолете патроны, демонстрирует полную обойму2. И делает это насколько уверенно, что впервые за карьеру режиссёра картина попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля, хотя позднее на раздаче вполне уже родных «Оскаров» про Финчера, как и про самого Зодиака, и вовсе позабыли.

Главный ретрофасад фильма составляют даже не причёски или одежда, а старые логотипы3 компаний Paramount и Warner, заслуженный композитор Дэвид Шайр и роскошная подборка музыки тех лет. За несколько затасканную композицию Hurdy Gurdy Man на финальных титрах легко можно простить Финчеру абсолютно всё.

Конкретно вот этот кадр4 появился только из-за постера, одобренного Paramount.

В уже упомянутом «Грязном Гарри» в качестве злодея выступал маньяк Скорпион, который был основан на Зодиаке. Все повторяется — как и инспектор Дэйв Тоски 30 лет назад, современный зритель видит результат переработки реальности5 гигантской голливудской индустрией.

.
.&

 

Главные
герои

Роберт Грэйсмит 
Джейк Джилленхол

Самый упорный и помешанный из трёх охотников на Зодиака. В молодости очень любил ребусы и работал простым карикатуристом в газете San Francisco Chronicle, получавшей среди прочих письма от маньяка. Там же познакомился с журналистом Полом Эвери. В 1986 году выпустил первую книгу о своём расследовании. Игл-скаут первого класса. 

Пол Эвери 
Роберт Дауни-мл.

Журналист газеты San Francisco Chronicle. На первом этапе расследования один из главных специалистов по Зодиаку, тот даже адресовал лично Полу письма с угрозами. Из-за этого Эвери начал чаще пить и прикупил себе револьвер 38-го калибра. В самый жаркий период паранойи носит шутливый значок «Я не Эвери». Спустя несколько лет Грэйсмит находит Пола совершенно разбитым и спившимся. 

Дэйв Тоски 
Марк Руффало

Инспектор полиции, третье звено в расследовании. Вместе с напарником Уильямом Армстронгом гонял по Калифорнии в поисках доказательств и выслушивал сотни городских сумасшедших с нездоровым блеском в глазах утверждавших, что именно их сосед или знакомый является Зодиаком. Многое для своего знаменитого детектива Буллита актёр Стив Маккуин взял именно у стиля Тоски, с которым он работал на съёмках картины. На это в одной из сцен фильма намекает журналист Эвери.

Зодиак 
Ричмонд Аркетт, Боб Стефенсон, Джон Лэси
(и это не считая подозреваемых)

Важная фигура для Америки конца 60-х — начала 70-х. Маньяк, убивающий без системы и смысла, просто так. Маньяк, который пишет в газеты и совершенно не боится быть пойманным. До сих пор не установлено, сколько именно убийств совершил непосредственно Зодиак, а сколько остались на совести имитаторов. Видимо, этой же точки зрения придерживался и Финчер, когда выбирал для сцен убийств разных актёров.

.

 

Второстепенные
герои

Уильям Армстронг 
Энтони Эдвардс

Вместе с Тоски вел дело Зодиака, большинство полицейских материалов, использовавшихся во время работы над фильмом, написаны как раз рукой Армстронга. Финчер считает его балансиром картины, на котором держится одержимость расследованием других персонажей. Кроме того, именно Армстронг среди толпы подогретых газетами психопатов нашел свидетеля, указавшего на Артура Ли Аллена, самого вероятного подозреваемого.

Шервурд Моррилл 
Филип Бейкер Холл

Опытный графолог из Сакраменто, заключения которого, возможно, изрядно затормозили ход расследования и спасли детективов от поспешных выводов. С решениями Моррилла были не согласны даже некоторые его ученики, тем более, когда позже выяснилось, что подозреваемый Артур Ли Аллен одинаково хорошо пишет обеими руками. 

Джек Маланэкс 
Элиас Котеас

Сержант полиции из калифорнийского города Вальехо, который с готовностью помогал как официальной стороне расследования (Тоски и Армстронг), так и неофициальной, впуская в архив прибегавшего с дождя Грейсмита.

Кен Нарлоу 
Донал Лог

Ещё один местный полицейский, на этот раз из Напы. Считал главным подозреваемым Рика Маршала, но он так и не прошёл графологический тест, а сверка отпечатков пальцев результата не дала. Как и Маланэкс, Нарлоу охотно делился информацией с неуемным Грейсмитом, пытаясь направить его по следу Маршала.

Мелвин Белли 
Брайан Кокс

Сопоставимая с камео роль, но именно она позволяет оценить уровень шумихи вокруг Зодиака. Звёздный адвокат Мелвин Белли сидит на телешоу и в прямом эфире разговаривает с маньяком или тем, кто представился Зодиаком.

.

 

Подозреваемый

Артур Ли Аллен 
Джон Кэрролл Линч

Главный фигурант в деле о Зодиаке. На него указывало слишком многое и многие, но Аллен успешно прошел графологический тест и его отпечатки пальцев не совпали с теми, которые были найдены на месте преступления. И даже провёденный уже в 2002 году тест ДНК не дал положительного результата. Стоит отметить, что в 1974 году Аллен был осуждён за приставания к маленькому мальчику и на несколько лет попал в лечебное заведение закрытого типа. Приблизительно в это же время замолк и Зодиак.

 

comments powered by Disqus