День плохого кино: Снова «Джон Картер»

Мы и не думали, что переоформление окажется таким утомительным, поэтому тут ограничимся нанолидом. Четвертым пострадавшим он наших языков стал фильм про полураздетого мужчину на Марсе.


Cодержание
дня плохого
кино
— «Ворон» про Эдгара По и маятник
— «Путешествие-2: Таинственный остров» про Майкла Кейна на пчёлке
— «Смерч» про то, как всех сдуло
— «Джон Картер» про Джона Картера
— «Бросок кобры» про пластмассовых солдатиков
— «Сколько у тебя?» про Анну Фарис, Капитана Америку и промискуитет

На город опускается ночь, просыпается мафия и наш клуб любителей самоистязания.

Сегодня мы посмотрим кинокартину «Джон Картер», который когда-то был «с Марса», но потом пришёл отдел маркетинга, и Джон остался без Марса, потому что Марс плохо продаётся и проваливается в прокате.

Все это уже очень печально, однако начнем.

Закадровый дяденька рассказывает нам, что ничего-то мы не знаем о Марсе.

Марс (или Барсум) на самом деле не мертвая планета, но осталось ему недолго, потому что город-хищник Зоданга отнимает его жизненную энергию, и только город Гелиум может и-и-и мы уже запутались и нам пофиг.

Полторы минуты прошло всего, это рекорд.

00:02 Воздушный флот Зоданги, ведомый мужиком со скальпом на плече (что-то из Мартина Марджелы, кажется), схлестывается с воздушным флотом Гелиума.

Вдруг со вспышкой синего света на корабль левитируют три каких-то дяденьки.

Дяденьки оказываются Марком Стронгом сотоварищи, обернутыми во что-то плиссированное.

Они принесли мужику с волосами на плече синенькую фиговинку.

Синенькая фиговинка оказывается бластером на манер того, что был у Крейга в «Ковбоях и пришельцах» (еще одном трагическом разочаровании).

00:03 «Мы служим богине, — говорят плиссированные дядьки. — Возьми это оружие и служи нам, тогда ты сможешь править этой планетой».

И титры возвращают нас на Землю.

00:07 ...где молодой Эдгар Берроуз вступает во владение наследством своего дядюшки Джона Картера, который оставил ему массу заморских диковин, стенку-пинтерест с вырезками и записи об удивительных приключениях.

Уильям Берроуз, прямо скажем, смог бы этим распорядиться с большей фантазией.

И мы переносимся немножко в прошлое и немножко на Запад, где Джон Картер (Тейлор Китч в шляпе, охохонюшки) бьет каких-то людей в салуне и расплачивается по долгам слитком золота.

МАРСИАНСКОГО ЗОЛОТА.

00:12 Никто еще так драматично не покупал бобы, расплачиваясь марсианским золотом.

00:14 Неожиданно Уолтер Уайт пытается заставить Джона Картера примкнуть к борьбе с преступными апачами.

Джон Картер вскоре сбегает из камеры, уводит коня Уолтера Уайта и направляется в прерии.

А Марс точно вычеркнули только из названия? Потому что тут какой-то вестерн, верните плиссированных лысых дяденек с бластерами.

00:18 Погоня, банда апачей, перестрелка, Картер и Уолтер Уайт укрываются в пещере, от которой их преследователи испуганно отшатываются и уходят.

Если индейцы испуганно шарахаются от какого-либо места, не надо туда ходить, коренным народам виднее. И никого там не хороните, это вообще ничем хорошим не кончится.

00:19 Картер видит на скале знакомый по слитку золота знак и идет в пещеру.

Там он видит золото!

И вдруг у него за спиной материализуется лысый плиссированный дяденька!

Дяденька хочет Картера прирезать, но Картер стреляет метко, и умирающий дяденька отдает Картеру синенькую фиговинку №2!

Во тьме ночной, при свете дня... А, нет, дяденька просто шепчет «Барсум», Картер повторяет это, держа фиговинку №2 в руках...

00:20 ...и приходит в себя в пустыне.

00:21 Картер с удивлением понимает, что ходить ему стало как-то непривычно — высоковато подбрасывает.

В теории эта сцена, вероятно, была более завораживающей.

Синенькую фиговинку №2 Джон Картер, естественно, легкомысленно выронил в прыжке.

Зато белые люди умеют-таки прыгать.

00:24 Джон Картер нашел кладку яиц каких-то мимимишных исчадий ада, которые срочно начинают вылупляться (Джон, ей-богу, когда что-то начинает вылупляться, надо тупо бежать со всех ног), а также на горизонте возникают аборигены, которых Джон удивляет своей способностью прыгать.

До чего дурацкая суперспособность.

CGI на CGI сидит и CGI погоняет, довольно-таки буквально.

00:25 Уиллем Дефо (а это Уиллем Дефо, еще раз охохонюшки) говорит, что его зовут Тарс Таркас.

Следует умеренно идиотская сцена про диалог культур и трудности перевода.

Тарки сгребают Джона Картера в охапку и забирают с собой.

00:27 И мы встречаем Аэлиту.

Аэлиту зовут Дея Торис, она принцесса Гелиума.

С помощью, эммм, гигантского фотоувеличителя Дея показывает своему папе, джеддаку (заведующему) Гелиума девятый луч — неисчерпаемый источник энергии, с помощью которого на Марсе будут яблони цвести, а пока враги используют его как оружие.

Дея, то есть, такой Тони Старк, что не может не радовать.

00:31 Завгелиумом говорит, что решил выдать Дею за правителя Зоданги (того чувака из пролога, со скальпом и бластером), чтобы унять кровопролитье, Дея протестует.

«А я не хочу, не хочу по расчету» и все такое.

Следовало бы показать Дее на ютубе нарезку звездных моментов Джоффри Баратеона, она сразу бы поняла, что Саб Тан не худший вариант — мужчина видный, с бластером.

00:33 Меж тем при дворе находится шпион Матай Шанга (плиссированного Марка Стронга), который коварно поломал деин фотоувеличитель.

Шпион умеет менять внешность и общаться с начальством при помощи синенькой фиговинки №2.

Страсти накаляются, сюжет безбожно запутывается.

00:34 Прыгучего Картера тем временем привезли в селение тарков, вероятно, на потеху. Будут показывать, как бородатую женщину.

В селении царят дикие нравы и процветает сексизм.

Кроме сексизма, на Марсе не процветает примерно ничего, потому что камни, пустыня, безблагодатность.

00:36 Есть подозрение, что потраченных на рендеринг этой толпы тарков вычислительных мощностей хватило бы на расшифровку генома какой-нибудь некрупной рептилии.

Ура, Картера заставляют прыгать.

Развлечений на Марсе, как можно уже было догадаться, негусто.

00:37 Через пару мгновений и несколько пропущенных логических звеньев Картера определяют к молодняку тарков и присыпают тальком.

00:38 За Картером приглядывает сердобольная таркша. (Таркесса?) Таркша дает Картеру какое-то подозрительное зелье.

00:39 А ночью к нему приходит зверюшка.

Что-то вроде помеси жабы с бульдогом, само обаяние.

Явление зверюшки влечет за собой довольно безумную сцену, в которой Картер прыгает на большие расстояния, а зверюшка его все равно моментально догоняет. Подложить под это дело тему «Ералаша» или «Шоу Бенни Хилла» — и озолотиться, например.

Турум-пурум-пум, фьють!

В припадке любви к животным Картер невзначай убивает одного тарка, а также обнаруживает, что теперь понимает речь аборигенов.

Солу (сердобольную таркшу) клеймят за проступок (за то, что напоила вавилонским зельем, кажется), а Картеру говорят: «Ну теперь-то ты у нас попрыгаешь».

Как эти ребята развлекаются, когда к ним не телепортируются посредством синенькой фиговинки №2 ветераны войны Севера и Юга, вот в чем вопрос.

00:42 И тут вражеская авиация.

Если все марсиане ходят в красной боевой раскраске, делает ли это из них всех redshirts?

00:43 Тарс Таркас озвучивает мысль, что пусть их воюют, чего вмешиваться, переубивают друг друга — а тарки останутся.

Тарки, то есть, такая Швейцария получаются.

00:44 Дея Торис самолично берет управление над одним из кораблей (ура!), крушит врагов, но в итоге сама выпадает из кабины.

00:45 Фантастические прыгательные способности Джона Картера спасают ее от неминуемой гибели.

Дея Торис, женщина в бронелифчике, слегка недоумевает от произошедшего.

Дея немножко крошит врагов в ближнем бою, а Картер не мелочится и фигачит из марсианской гаубицы.

00:47 И тут вдобавок вдохновленные прыжками Джона Картера тарки нарушают нейтралитет и открывают огонь.

Тарки принимают Джона Картера в свои ряды.

Дея, пытливый ум, устраивает Картеру небольшой медосмотр и просит объяснить, как это он так прыгает.

То есть у девушки есть действующий прототип источника неиссякаемой энергии, с помощью которого можно дезинтегрировать врагов и восстановить экологию Марса, но нет, для победы в войне нам важнее высоко прыгать. Окей.

00:52 Дея рассказывает Картеру о его месте в Солнечной системе, и мы прощаем ей нездоровый интерес к прыжкам, потому что все равно она умница.

До героя доходит, что он на Марсе (на фоне романтично догорает вражеский корабль).

00:53 Дея внезапно все понимает про непроизвольную телепортацию героя и ведет его в таркский храм. Сола возражает, но ее никто не слушает.

Дея и Картер продолжают оскорблять чувства верующих тарков и читают древние письмена с каким-то неуместным эротизмом.

Письмена открывают героям дорогу к вратам, ведущим обратно на Землю.

Героев, естественно, задерживают, но Тарс Таркас тайком их отпускает, отдав синенькую фиговинку №2 и велев забрать Солу с собой (потому что она его дочь). После этого широкого жеста Тарс Таркас теряет доверие электората.

00:59 Герои втроем в компании жабобульдога Вулы отправляются в путь.

Таким образом, прошел час экранного времени до того, как вместе наконец собрались несколько персонажей, которым есть, о чем поговорить, и у которых есть конкретная цель. 

Это прискорбно, но лучше поздно, чем никогда.

Пара минут, пока герои молча едут на марсианских коровах по пустынным ландшафтам, выглядят эпичнее и производят более сильное впечатление, чем весь предыдущий час с его бесконечным бубубу про тайны и древности Марса.

Show, don’t, блин, tell.

01:01 Сола понимает, что Дея ведет их куда-то не туда, герои решают, что в Гелиум им идти не с руки, и бросают Дею в пустыне.

Гуманизм! Антивоенный пафос!

«Подожди, сейчас она нас догонит», — говорит Картер.

А, то есть умертвить девушку в планы героев не входит, ну, предположим.

01:03 Герои узнают, что их спутница — принцесса Гелиума.

01:06 Итак, герои прибывают к своей цели, где они надеются открыть секреты девятого луча и картеровой телепортационной фиговинки, но не знают еще, что Матай Шанг уже поджидает их там.

01:07 Картер сообщает Соле, что она дочь Тарса Таркаса (хотя у тарков все сложно с концепцией отцовства) — таким образом, Картер путешествует в компании уже двух принцесс Марса.

А можно белый человек не будет учить аборигенов тому, что такое ЛЮБОВЬ, м?

Понятно, что некоторый переизбыток Покахонтас к этому располагает, но.

Герои достигают святыни тарков, и фиговинка №2 начинает светиться, а также потихоньку сияние начинает исходить отовсюду, куда ступает Джон Картер.

01:09 Перед героями открываются врата, герои берут оружие наизготовку и идут в храм.

01:10 В храме открывается, хм-хм-хм, холодек? Планетарий? Какое-то психоделическое синее помещение, в общем.

«Матерь божья! — восклицает Дея. — Да тут все работает на девятом луче!»

It seems to run on some sort of electricity!

Встреча с достижениями энергетики заставляет Дею поверить в то, что легенды не врали, а Джон Картер действительно с другой планеты.

Дея и Картер находят чертежи телепорта, но чтобы в них разобраться, Дее нужно в Гелиум, в библиотеку.

01:14 Следует диалог о долге перед отечеством и самоотверженности, разыгранный с неуместным эротизмом.

Но тут снаружи доносятся звуки стрельбы.

Матай Шанг привел своих урук-хаев, велит девушку оставить в живых, а того, который прыгает, ну его. Скрипач не нужен.

Герои панически седлают своих коров и дают деру.

Джон Картер флэшбэкует к моменту, когда он потерял жену и дочь, и решает отправить Солу с Деей прочь и принять бой.

Один против армии орков?

С собаченькой?

01:17 Ой.

Картер в одиночку укладывает орков штабелями, продолжая флэшбэковать к сцене погребения жены. Взмах мечом — склейка — взмах лопатой. Все это адски драматично, но тем сильнее хочется опять включить тему «Бенни Хилла».

Складывается впечатление, что он сейчас один всех убьет.

Не, в таком случае, конечно, можно понять желание Деи рекрутировать прыгучего инопланетянина в армию Гелиума и всех вынести.

У Зоданги армия, а у нас Халк.

01:18 Картер почти успевает всех убить сам, но тут прибывает авиация и громит орков с воздуха.

Это прилетел тесть, то есть, простите, отец Деи, заведующий Гелиумом.

Никогда еще (около-) научная фантастика не подходила так близко к фильму «Знакомство с родителями». Ну, за вычетом «Звездных войн».

Прилетевший за компанию начальник Зоданги извиняется перед Деей за то, что пытался взорвать ее корабль (so cute), Дея в ответ язвит.

Ну что ж, если не выгорит с Картером, тут может выйти что-то вроде «Много шума из ничего» про любовь и сарказм. Учитывая, что и у Бенедикта, и у Беатриче в этом раскладе есть бластеры и воздушный флот, это может быть недурной апдейт Шекспира.

01:20 Саб Тан широким жестом отдает свою жизнь в руки Деи, Дея, естественно, тут же хочет его прикончить, но Саб Тан увещевает ее в том смысле, что можно объединить наши царства и править миром.

Герои погружаются в свои эээ летательные аппараты и улетают с поля боя, прихватив бесчувственного Картера.

...в палату (в номер? в камеру?) к Картеру входит какой-то малознакомый мужчина с командным голосом, шепотом велит взять его в заложники, и пока все (включая Картера) недоумевают, уводит Картера прочь из палаты.

Мужчина сообщает, что его зовут Кантос Кан, он от принцессы, и им надо срочно прыгать на соседний небоскреб. Что они и делают.

Припрыгивая в итоге точнехонько в светелку Деи.

Дея одета в традиционные подвенечные шторы и вся в сомненьях.

Можно пойти замуж и прекратить кровопролитье, а можно уболтать Картера перейти на сторону Гелиума и всех убить.

Столько удивительных возможностей.

Дея говорит, что расшифровала письмена, и портал на Землю откроет простой набор звуков.

И тут пришла пора нашим героям найти синтезатор и подобрать нужную мелодию!

Нет, путем «Властителей Вселенной» мы не пойдем, мы будем читать заклинания. Ну ладно.

01:25 Но не успевает Картер докастовать заклинание, как в светелку врывается жених с охраной.

Монтаж не позволяет нам сказать с уверенностью, договорил ли Картер пароль и улетел на Землю, или банально прячется в шкафу.

Все это вдруг становится ближе к «Отелло», хм.

Картер все же прятался, и как только Дея с женихом уходят, выходит из укрытия — а там его уже ждет деина придворная с бластером!

01:26 Придворная трансформируется в Матай Шанга, а подстреленный Картер не может пошевелиться. То есть у синенькой фиговинки №1 есть режимы stun и kill, прекрасно.

Картер приходит в себя, и Матай Шанг вдруг демонстрирует подозрительное знакомство с земными реалиями, угадывая, в частности, из какого штата Картер родом, по его акценту.

Вот мы, допустим, сейчас все записываем, а каково было людям, пришедшим в кино без ручки, блокнота и википедии?

Матай Шанг — представитель ээээ древней расы или чего-то такого под названием thern (ферны? терны? неважно, впрочем), о которых были записи в храме тарков, и давайте, пожалуй, для простоты считать его воплощением зла, а то в барсумопедии про этих тернов такое понаписано, что мы с вами рискуем уйти в запой от ужаса и непонимания.

Глядя на свадебную процессию, Матай Шанг говорит, что сегодняшней ночью все, кто что-то знает про девятый луч, будут уничтожены.

Кто хоть раз не жаловался, что в голливудских блокбастерах слишком предсказуемые формульные сюжеты? Так вот, полцарства за то, чтобы этот фильм был про то, как землянин телепортировался на Марс, склеил там принцессу на фоне сногсшибательных пейзажей и всех победил, ТИТРЫ. Но нет.

Помните, тут когда-то были тарки?

А потом были пыщ-пыщ и ВВС?

Романтическая линия про сильную женщину с мозгами и мужика, который прыгает?

Собаченька, наконец?

Вот где это все сейчас.

И беда даже не в том, что в фильм утрамбовано вообще все и сразу, а в том, что в это все и сразу забыли вписать хотя бы одного внятного протагониста, не говоря уже о системе персонажей. Ходит Тейлор Китч, полено поленом.

И конечно, в эскапистском палпфикшене про Марс обязательно нужен монолог про то, что энергия должна оставаться в руках тупоголовых дикарей, которых контролирую я, Марк Стронг в плиссированной портьере.

«Мы не устраиваем конец света, Джон Картер, мы просто им управляем. Кормимся им».
Господи, и тут эффективные топ-менеджеры.

ВЕРНИТЕ ТАРКОВ, ОНИ ЗЕЛЁНЕНЬКИЕ.

01:32 И тут Джона Картера и зрителей спасает от неминуемой смерти через монолог верная жабособаченька!

Ура!!!

Джон Картер с неоднозначным результатом пытается удрать от плиссированного эксплуататора на летательном аппарате!

Наивно это и смешно, но так легко моииииим плечааааам!

Уже зовет меня в полет мой дельтаплан, мой деееельтаплаааан!

Картера метким выстрелом спасает от погони вернувшаяся наконец в сюжет Сола.

За чем следует в меру галлюцинаторная сцена полета на дельтаплане Джона Картера, четырехрукой амазонки и жабособачки размером с бегемота.

01:36 Герои прилетают в селение тарков, но власть там захватил недружественный нам тип, который бросает Джона в темницу, где уже томится Тарс Таркас.

01:37 «Джон Картер: Кровь и песок»

И сейчас на героев спустят какого-нибудь кракена, потому что, как мы уже говорили, развлечений на Марсе мало, приходится импровизировать.

01:40 Какая очаровательная фауна

Также на арену спрыгнула Сола, потому что пепел Клааса.

Сола спасла Тарса, а Картер поубивал всю живность на радость таркам.

01:41 Картер вызывает гнусного правителя тарков на бой, и благодаря некоторым юридическим тонкостям правителю приходится бой принять.

01:42 Бой неожиданно приобретает очертания встречи Нео и агента Смита.

Картер сносит голову боссу уровня, добро торжествует.

Завоевав доверие тарков, он призывает их прийти на помощь Гелиуму.

Вперед, сыны Эорла, Зоданга должен быть разрушен! Тунайт уи дайн ин хелл!

При этом, в сущности, задача военной операции сводится к тому, чтобы успеть на свадьбу и вовремя ответить на запрос «Если у кого есть что-то против этого брака, тот пусть говорит сейчас».

01:44 Тарки помпезно врываются в Зодангу, А ТАМ НИКОГО

Какая досада!

Свадьбу, говорит одинокий зодангец, оставшийся на шухере, перенесли в Гелиум.

Это что-то беспрецедентное.

Армия взяла штурмом не тот город.

01:45 В Гелиуме бракосочетание в разгаре, и Картер решает, что успеют они туда только по воздуху.

А тарки, они не летают. То ли суеверие какое, то ли просто непривычны.

Картер улетает в одиночку.

...и вот Картер врывается в загс в последний момент, чтобы прокричать IT’S A TRAAAAP! и предупредить гелиумцев о том, что зодангцы окружили город.

01:47 Мы затрудняемся как-то прокомментировать этот кадр.

И снова Картер ловит падающую Дею! По ряду причин напрашивается сравнение не с Кларком и Лоис, а с Халком и Тони.

На выручку Гелиуму приходят тарки, с грехом пополам таки поднявшие в воздух корабли Зоданги, Сола уводит Дею с поля боя.

Вот интересно, никто не заметил эту возможность в сценарии, или решили не использовать — что мир на планете может в итоге установиться не из-за династического брака представителей враждующих городов, а из-за боевой дружбы двух принцесс?..

Человеческие взаимоотношения, впрочем, в любом случае не самое сильное место этого фильма. У него вообще с сильными местами как-то не але.

01:50 Для укрепления курса на безумие Матай Шанг в разгар битвы превращается в Дею.

01:52 Матай Шанг скрылся, но наши победили.

01:53 И Джон Картер делает предложение Дее Торис. Само собой, Дея соглашается, потому что как можно отказаться от мужа, который так прыгает.

Этот фильм учит нас, что, если вы снимаете кино за 300 миллионов, нужно слушаться Джозефа Кэмпбелла, а не Карла Маркса. Намеки на эксплуататоров и классовую борьбу — это, конечно, дивно, но тупая проверенная временем сюжетная арка про принять свою судьбу, спасти принцессу и воцариться, она надежнее.

То есть Марс и Маркс, допустим, созвучны, но не надо идти на поводу у этой ассоциации.
Джон Картер решает остаться на Марсе, выбрасывает синенькую фиговинку-телепорт, НО ТУТ ВДРУГ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ МАРК СТРОНГ.

Герой опять переносится на Землю.

01:57 Там он видит, что от Уолтера Уайта остался один скелет.

Впустую Картер читает заклинание телепортации.

01:58 За кадром герой объясняет, как догадался, что должны быть и другие пункты телепортации, искал их 10 лет и нашел, но у него не было медальона. Все это время за ним следили дислоцированные на Земле терны, которым до всего есть дело.

И вот однажды он находит все, что нужно, и копипейстом телепортируется на Марс, оставляя на Земле свое тело.

02:00 Ошарашенный Эдгар Берроуз узнает, что Картер завещал ему охранять тело от тернов, которые наверняка захотят его уничтожить (а если ты умрешь в матрице, то умрешь и на Марсе).

02:01 Добежав до склепа, Берроуз чуть не погибает от рук терна, но Картер уже вернулся и убивает терна первым.

Оказывается, Картер только имитировал свою смерть/телепортацию, потому что так и не нашел фиговинку-телепорт. Зато теперь у убитого терна такую можно отнять! Лут!

02:02 Теперь он может спокойно закрыться в склепе и наконец телепортироваться к возлюбленной принцессе Марса.

Не той, которая зеленая и с четырьмя руками, как вы понимаете.

Титры!

Это очень странный фильм, хотя и далеко не такой ужасный, как можно было ожидать.
Пытаясь соединить все жанры, он проваливается всюду: это недописанная политическая аллегория, мимолетная мелодрама, рудиментарное бадди-муви по войну, выхолощенное фэнтези с красивостями и что еще только не.

Это печально.

По всей вероятности, правильнее было бы посмотреть фильм 2009 года Princess of Mars, выпущенный Asylum’ом прямиком на DVD — там герой прошел Афганистан, в частности — и без зазрения совести переизданный в 2012-м как John Carter of Mars. То есть, если где-то Марса в названии убыло, его непременно в другом месте прибыло.

Это не может не радовать.

Мы посмотрели марсианское фэнтези John Carter, не повторяйте наших ошибок, и на Марксе будут яблони цвести.

comments powered by Disqus