Сёстры по оружию: Триллеры и хорроры про девушек в беде

Посмотрев «Остров смерти» Кэти Аселтон — не теряющий своей актуальности жёсткий триллер про женщин в беде (по сюжету три подруги, две из которых находятся в напряжённых отношениях, отправляются на необжитый остров, чтобы устроить там кемпинг, а вместо этого натыкаются на трёх крайне недружелюбных и воинственно настроенных иракских ветеранов) — «Перемотка» составила краткий список мест, в которых девушек также подстерегает опасность.


Пещеры
«Спуск», 2005 • «Спуск-2», 2009

Образцовая дилогия про девушек в беде, женскую дружбу и то, какие формы она принимает, когда героини оказываются на грани смерти. Шесть красавиц, никогда, похоже, не смотревших клаустрофобических хорроров, спускаются под землю, где их спелеологические наблюдения будут прерваны появлением жутких горлумов с плохим зрением, но крайне чутким обонянием. Кто спускался в пещеру, тот знает, что это за интересный опыт, но он становится любопытным вдвойне, когда при этом в буквальном смысле приходится бороться за жизнь.

Если первая часть в постановке британца Нила Маршалла была путешествием в сердце тьмы, философским экзерсисом и упражнением с шестью неизвестными (героини открывали в себе и своих подругах как неожиданные качества, так и страшные тайны), то вторая часть превратилась уже в чистую мясорубку. Режиссёр «Спуска-2» Джон Харрис (монтажёр по первой профессии) попытался войти в одни и те же пещеры дважды. Не сказать, что у него прям получилось, зато фильм окончательно расставил все точки над i. Подруги примирились перед лицом зубастого апокалипсиса, а не это ли самое главное?


Подземелья Парижа
«Катакомбы», 2007

Виктория (Шаннин Соссамон) — депрессивная, склонная к суициду интровертка с ангельским лицом, приезжает в Париж по приглашению своей сестры Кэролин (певица Пинк), которая, наоборот, является ярым экстравертом. Кэролин затаскивает Викторию на закрытую вечеринку, проходящую в парижских катакомбах. Подземелья окажутся массовой могилой, друзья Кэролин пугают Викторию рассказами о маньяке в козлиной маске, выращенном сатанистами и бродящем поблизости. Если эти истории и пугают девушку, то она старается не подавать виду. Вскоре, впрочем, нагрянет полиция, чтобы закрыть лавочку. Виктория во время давки потеряет сознание и очухается, когда уже никого рядом не будет, а вход в катакомбы окажется закрыт. При этом рядом раздастся сопение — по ходу дела, того чудища в козлиной маске.

Триллер Томма Кокера и Дэвида Элиота построен на трюке с ненадёжным рассказчиком и крайне доходчивого формулирует три мысли. Во-первых, действительно трудно не свихнуться, имея такую сестру, как Пинк. Во-вторых, не надо и пытаться превратить интроверта в экстраверта, себе выйдет дороже. В-третьих, когда Ариадна оказывается Тезеем на нейролептиках, никакой Минотавр не страшен.


Метро Лондона
«Крип», 2004

Не менее опасным, чем парижские катакомбы, местом для девушки может быть лондонское метро. Это не рафинированная «Подземка» Люка Бессона, и даже не сюрреалистический «Контроль» Нимрода Антала, а настоящее пекло, в котором героине приходится, стиснув зубы, пройти через все круги ада. Режиссёр фильма — недооценённый (что примечательно, тоже британский) хоррор-мейкер Кристофер Смит («Треугольник»), которому надо поставить памятник хотя бы за то, что до «Игры престолов» ему удалось свести в средневековом фильме ужасов «Чёрная смерть» двух так и не встретившихся в упомянутом сериале персонажей — леди Мелисандру и Неда Старка.

В «Крипе» (второе название «Ублюдок») история крутится вокруг высокомерной девушки по имени Кейт (Франка Потенте), которая сбегает с вечеринки, чтобы соблазнить приехавшего в Англию Джорджа Клуни. Такси поймать не удаётся, и она решает ехать на последней электричке, но, приняв спиртное, засыпает в метро и просыпается только тогда, когда оно уже оказывается закрыто. При этом из темноты подземки на Кейт сморит пара голодных глаз некоего существа, которое зовется Крэйг (Шон Харрис). По мере того, как главная героиня всё сильнее и сильнее будет вязнут в липком и удушающем кошмаре, её высокомерие будет таять, как мороженое на солнцепёке. А в конце она вообще превратится в обновлённого сверхчеловека, потому что нельзя заглянуть в глаза чудовищу и остаться прежней. После такого даже никакой Джордж Клуни не нужен.


Психушка
«Запрещённый приём», 2011 • «Палата», 2010

Вышедшие в российских кинотеатрах в один год и имеющие похожий нарратив (героиня оказывается заперта в психиатрической больнице, из которой пытается сбежать) «Запрещённый прием» Зака Снайдера и «Палата» Джона Карпентера работают на нескольких уровнях реальности. Но если пышущий жаром, пахнущий напалмом, невероятно сексуальный Sucker Punch, при всем уважении, никак не складывается в полноценную историю, то скромненькая и ненавязчивая «Палата» наглядно демонстрирует то, что мастер находится на пике своей формы.

Пока Куколка (Эмили Браунинг) с подругами в застенках лечебницы разыгрывает «Шоугелз» напополам с «300 спартанцами» (неизвестно, кстати, кто больше вдохновляет Снайдера: голые мужчины или женщины), героини «Палаты» во главе с Кристен (Эмбер Хёрд), не теряя чувства юмора, пытаются спастись от страшной рожи, работающей собирательным образом всех монстров на свете. И страшно тут становится не только за девочек, но и за себя. Панические атаки после этого хоррора не заставят себя ждать.


Остров
«Дикость», 2006

От острова никуда не денешься, слишком важное место он занимает в поп-культуре. В фильме «Дикость» Майкла Дж. Бассета, который до этого снимал про мальчиков в экстремальных ситуациях (см. «На страже смерти»), мужской состав неожиданно был разбавлен женским. Но — это пошло картине только на пользу! Группа зэков из спецколонии под присмотром надзирателя отправляется на необитаемый остров, который до этого служил военным полигоном, учиться основам тимбилдинга. Там они натыкаются на аналогичную группу из женской тюрьмы, а также на свору псов-волкодавов, которых на главных героев направляет чья-то невидимая, но беспощадная рука.

Как легко догадаться, сюжет фильма представляет собой микс из уже упомянутого маршалловского «Спуска» и его же «Псов-воинов» (причём, оттуда в «Дикость» перекочевали даже актеры этих лент — Алекс Рид и Шон Пертуи). Видимо, Бассету в тот момент не давала покоя слава его более успешного земляка. И хотя «Дикость» несколько уступает фильмам про оборотней в лесу и слепоглазых тварей из пещер, она тоже не лишена острых достоинств. Инфернальная сторона вопроса получает реалистичное объяснение. Ключевым героем оказывается самый здравомыслящей зэк, а вот главным женским персонажем — неожиданно не та девушка, на которую думаешь. Чтобы спастись, сильному и слабому полу приходится объединиться, но слаженно действовать у них всё равно не получается. И в этом, пожалуй, заключается главный месседж картины: все гендерные разногласия должны быть забыты перед лицом общей опасности. Иначе — конец, овчарки уже близко.


Бункер
«Яма», 2001

Умненькая Лиз (Тора Бёрч), красотка Фрэнки (Кира Найтли) и два их сокурсника (Десмонд Харрингтон и Лоуренс Фокс), в одного из которых безумно влюблена Лиз, решают устроить вечеринку в расположенном в лесу бункере — бомбоубежище времён Второй мировой войны. С фатальными, надо заметить, последствиями.

Бункер из «Ямы», пожалуй, одно из самых атмосферных мест в мировом кинематографе. А сам фильм — один из виртуозных триллеров. Нашумевшая в начале нулевых картина Ника Хэмма рассказывает про слепую, как Эдип, любовь, которая тоже оказывается наделена комплексами. В тот же год с Торой Бёрч вышел культовый «Мир призраков», и казалось, что девушка станет новой звездой, но — не вышло. Звёздами в итоге стали Скарлетт Йоханссон и Кира Найтли. Что, однако, не мешает при просмотре этих фильмов продолжать наслаждаться игрой Бёрч и на манер японских камикадзе выкрикивать «Тора! Тора! Тора!». У «Ямы», кстати, есть русский клон, трэш-хоррор под названием «Фобос. Клуб страха» с хорошими актерами, но абсолютно невнятным сценарием.

comments powered by Disqus