Бешеные быки: Три фильма Пола Шредера о рабочих, полицейском и Юкио Мисиме

В российский прокат не вышел фильм The Canyons Пола Шредера, амбициозный в своей антистудийности и уничтожаемый в данный момент критиками малобюджетный почти что хоррор с окончательно похоронившей свою карьеру Линдси Лохан и популярным порноактёром Джеймсом Дином по сценарию Брэта Истона Эллиса. Шредеру чаще всего ставят в заслугу его писательские таланты, на которых сделал себе имя Мартин Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык»), но он, конечно, больше интересен как самостоятельный постановщик с 18 полнометражными работами за плечами. По случаю возвращения Пола Шредера после пятилетнего перерыва «Перемотка» выбрала три главные картины режиссера.


Blue Collar
«Конвейер» • 1978 • Трейлер

Трое друзей, работающих на автомобильном заводе, устали от жизни в кредит, банковских процентов, налогов и бестолкового профсоюза, что толкает их на преступление с обязательными последствиями.

Дебютный, по-семидесяточному злой и колючий, неудобный фильм. В отличие от более известных «Злых улиц» Скорсезе, здесь Шредер не увлекается романтикой беспечности, болтовни, алкоголя и ночного города. У его героев есть семьи и обязательства, а угнетают их существование не проблемы чешущихся кулаков, лишних зубов и бурлящей маскуллинности, а вещи чуть более конкретные и определённые. От прожигающего деньги профсоюза до обычных сотрудников налоговых служб, просто выполняющих свою работу — все наступают на горло голубому воротничку, который, впрочем, пробьёт себе дорогу или хотя бы попытается.

Шредер ничто и никого не идеализирует и уверенного решения проблем угнетённых людей не видит по той простой причине, что маленькие люди чудовищно, неописуемо слабы. Жадность и жажда власти, которую трое друзей корят в других, поражают их самих как вирус. Страх коптится в черепных коробках. Это, похоже, никогда не кончится, всё будет очень плохо.


Mishima: A Life in Four Chapters
«Мисима: Жизнь в четырех главах» • 1985 • Трейлер

25 ноября 1970 года самый известный послевоенный японский писатель Юкио Мисима проснулся, надел специально сшитую военную форму и отправился на военную базу в Итигая с целью взять в заложники командующего базой и совершить государственный переворот. По пути к собственной смерти он вспоминает детство и творчество.

Тяжелый и неподъёмный, то есть самый главный фильм япониста Шредера, к которому почти за 30 лет смог приблизиться разве что «Меня здесь нет» Тодда Хейнса. Или же вычурный, рассказывающий обо всём на свете «Облачный атлас» Вачовски и Тыквера, почему бы и нет. Жонглируя романами Юкио Мисимы и событиями его жизни, насыщенным цветом и строгим монохромом, деля сценарий на главы и аккуратно собирая кусочки мозаики, Пол Шредер ведёт себя абсолютно стоически и по-самурайски. Он не лезет в однобокий психологизм и не пользуется давно сгнившими инструментарием любого другого биографического фильма, а скорее злоупотребляет своими талантами иллюстратора и архитектора, выражая своё восхищение работами Мисимы, что, впрочем, делает фильм куда более впечатляющим.


Affliction 
«Скорбь» • 1997 • Трейлер

У него есть бывшая жена и ребёнок, любовница и редко появляющийся брат, престарелый отец, который любит алкоголь и распускать руки, а ещё совсем недавно при весьма странных обстоятельствах произошел несчастный случай на охоте. Ох, и голова просто разрывается от дьявольской зубной боли.

После целого ряда не совсем удачных и прошедших мимо зрителя фильмов Шредер неожиданно создает одну из своих мощных картин. Снятый по роману Рассела Бэнкса и как бы существующий в одной вселенной со снятым по тому же Бэнксу «Славным будущим» Атома Эгояна (вдобавок у фильмов один оператор) антидетектив рассказывает о безнадёжной и угасающей жизни полицейского из города Лоуфорд

Насыщенное подозрительными замалчиваниями расследование не ставится во главу сюжета, как бы ни старался это сделать главный герой, ища в раскрытии потенциального убийства решение всех своих проблем. Только расследование вместе с ноющим зубом действуют на Уэйда Уайтхауса (играющий на пределе угрюмой озлобленности Ник Нолти) каталитически, выводя наружу всю скопившуюся в лабиринтах кишок и извилин боль. Безостановочно пьющий и курящий полицейский пытается сразиться с целым городом, но победить может лишь проклятый зуб.
 

comments powered by Disqus