Пересмотр: Фильм «Константин» Фрэнсиса Лоуренса о вреде курения

Hellblazer — не самая простая серия комиксов для переноса на большой экран, а Голливуд обычно не может справиться даже с самыми простыми, поэтому вряд ли кого-то удивило, что экранизация неудобно застряла между тихим мистическим почти-что-неонуаром и лакированным потусторонним боевиком. Но именно это «неудобно», представляющее собой демонический отвар из экзорцизма, неторопливой богартовской мизантропии и комичного Люцифера в кипенно-белом костюме, делает из «Константина» по-настоящему впечатляющий и поразительный в своей диковатости фильм.

Экранизация под патронажем крупной студии, а иначе быть не могло, ведь DC принадлежит Warner Bros., автоматически создала плотный фильтр, не пропустивший британское происхождение героя ещё до появления на проекте крупных американских звезд, наполненные концентрированной злобой и цинизмом закадровые монологи, обилие соответствующей лексики и общую глумливую приземлённость нескончаемой войны между высоколобыми снобами рая и хищными ублюдками адаНаличие Киану Ривза и изначальное видение студии требовали погонь и перестрелок, сценаристы упирались и хоть как-то пытались держаться за первоисточник и персонажей, режиссёр-дебютант хотел произвести хорошее впечатление, бюджета хватило на всего понемногу. В фильме есть всего одно занимательное побоище и множество красивых, залитых CGI, сцен, которые так удобно нарезать для трейлеров. Действующих лиц при этом не так много, рейтинг всё-таки R, обилие болтовни и финал, проходящий в больничном бассейне вместо очередного разрушенного города с десятками тысяч жертв, — всё это вряд ли соответствует не только сегодняшним требованиям к шумному зрительскому атракциону. 


Первоисточник

Появившийся еще в муровском Swamp Thing в середине 80-х оккультный детектив Джон Константин через три года получил собственную серию, которая закончилась на трёхсотом выпуске только в этом году. На смену ей пришла новая, уже получившая святым кастетом по зубам от преданных поклонников. Важно, впрочем, не это. Джон Константин не просто очередной badass в пальто и с парой дежурных шуток для уродливых чудищ с того света, это по-настоящему мрачный, саркастичный и опасный сукин сын. Его мир состоит из грязных полутонов, бесконечных оттенков серого, в тумане которых ангелы хуже демонов, люди это скорее пушечное мясо, а Константин возвышается над толпой выродков и пытается разыгрывать свои карты любым, даже самым неприятным способом. 

Уэс Крэйвен в 82 году снял фильм по мотивам Swapm Thing. Посмотрите трейлер и пожалеете

За основу сценария взят сюжет шести выпусков Dangerous Habits, в которых Джон Константин узнаёт, что его лёгкие поражены раковыми клетками, спасения не будет, впереди только смерть. Если для скелета фильма были добавлены интрига и злодеи, то в комиксах Джон немалую часть времени страдает в предвкушении ада, во снах его посещают призраки погибших (и по его вине) друзей; хуже, в общем, не бывает. Константин при этом не прекращает курить, прощается с сестрой и оставшимися в живых друзьями и знакомыми, пытается найти помощь у суккуба Элли (Мишель Монахэн) и припоминает долги архангелу Габриэлю (Тильда Суинтон), который презирает его и буквально говорит, что долги не значат ничего, равно как и сам Константин. Кроме прочего, Джон умудряется пропустить по бокалу с Люцифером и придумать, как остаться в живых.


В комментаторской кабинке режиссёр Фрэнсис Лоуренс, продюсер Акива Голдсман, сценаристы Кевин Бродбин и Фрэнк А. Каппелло. Бесконечно говорят о технической стороне съемок, льстят клипмейкерскому стилю Лоуренса, болтают о персонажах и десятилетней истории создания проекта. Исходя из того, что Лоуренс открывает рот не так часто, а сценаристов и продюсера просто распирает, можно предположить, кто действительно горел проектом, правда, каждый по-своему. Британец с заметным акцентом Бродбин рассказывает о своих первых попытках предложить студии свой вариант экранизации Hellblazer еще в 90-х. За всё это время Уорнеры успели сжечь не один десяток чужих сценариев (один из них — приключенческая мистика в духе «Индианы Джонса»), пригласить на съемки Николаса Кейджа и клипмейкера Тарсема Сингха, который от Кейджа буквально сбежал. Кейдж, впрочем, со временем сошел с дистанции самостоятельно и неудачно нашёл себе «Призрачного гонщика», а на его место пришел Ривз. Имеющийся фильм намного ближе к тягучему первоисточнику, чем мог бы быть. За это, вероятно, спасибо неуступчивости Бродбина и тех боссов Warner Bros., что терпели его повышенный энтузиазм. 

Сколько сигарет выкурил за фильм Джон Константин (в Dangerous Habits утверждается, что 20-30 в день):

При достаточном двухчасовом хронометраже фильм всё-таки нещадно резали в монтажной, а сценарий — прямо перед съёмками. Больше всего досталось диалоговым сценам – если верить комментариям, практически каждую из них сокращали, некоторые в 2-3 раза. Ещё обиднее за героиню Мишель Монахэн, которую выкинули целиком в угоду хронометражу, студии и образу Константина-одиночки. Она сыграла демоншу-полукровку Элли – fuck-friend Константина, то есть постельный интерес, ну, и банального информатора из вселенной вечной боли. В комиксный образ Константина как раз неплохо укладывается тот факт, что окончанием их отношений (и это же единственная сцена, в которой можно на пару секунд увидеть Мишель) становится депортационная бойня, устроенная Джоном на больничном этаже. Свою любовницу из ада он сначала поливает святой водой, а потом собирается прикончить из дробовика, но отпускает.

Это первая из четырех сцен с Элли. Вторая, третья и четвертая


Это является маленькой гордостью авторов, но в финальном монтаже никакой обязательной любовной линии у мизантропа Константина нет. Есть, конечно, какие-то намёки и переглядывания с Анжелой Доусон (Рэйчел Уайз), но не более того — настоящее обезболивающее для тех, кого крючило от успешно форсированной лав стори из марвеловского «Тора» или практически любого другого кинокомикса. Анжела Доусон в первых версиях сценария при этом была классической tough cop, которая вышибает двери плечом и Константину при случае поправит челюсть вместе с рёбрами. Из неё сделали хрупкую трагичную женщину, в середине фильма вообще забываешь, что она в полиции работает. К слову, вот эта сцена должна была оканчиваться фразой «son of a bitch», которая, как и многое другое, не пережила финальный монтаж.


Детали

В начавшуюся эпоху CGI-порно фильм снят с минимальным использованием графики, насколько это позволял сценарий, сеттинг и фантазия клипмейкера-дебютанта, наверняка тепло вспоминающего то стилевое мракобесие, что устраивали его коллеги в разнузданные 90-е. Тем поразительнее, что в следующем фильме «Я – легенда» Лоуренс почему-то отказался от впечатляющего грима и аниматроники, сделав вампиров и в без того перегруженной графикой картине полностью компьютерными и чудовищно мультяшными. Но вот в «Константине» режиссёр, к примеру, отверг вариант с цифровой Рэйчел Уайз или хитрым монтажом и просто заказал студии Стэна Уинстона копию актрисы.

Пролог предполагал эпически длинные пролеты камеры, гигантскую тюрьму в Стамбуле и невероятный побег. Бюджет позволил только Мексику, разрушенную церковь, бомжей в олимпийках и врезающийся в человека автомобиль. Что, пожалуй, и к лучшему.

По-хорошему излишняя и чертовски красивая сцена приземления в бассейн стоила, если Акива Голдсман ехидно не приукрашивает в комментариях, полмиллиона долларов (столько, к примеру, стоил фильм «Кирпич» целиком) и долгих разговоров с представителями студии о целесообразности подобных расходов. Так шиковал и продолжает шиковать разве что Дэвид Финчер, а сам Лоуренс уже нет. 

Вариантов визуализации ада было много, и все выглядели достаточно скромно, поскольку осваивать бюджет, очевидно, предполагалась на рядовые экшн-сцены. Но, в конечном счете, Фрэнсис Лоуренс остановился на самом безумном и кинематографичном из всех, то есть на варианте, вдохновленном кадрами испытаний ядерного оружия. Режиссёр исходил из того, что ад — альтернативная версия нашего мира и для этого превратил Лос-Анджелес в место, стильно сдуваемое нескончаемой взрывной волной. В такой ад не стыдно и с помощью котика и тазика с водой путешествовать.

В меру зрелищная сцена похищения Анжелы первоначально должна была выглядеть как полноценная автомобильная погоня по ночному Лос-Анджелесу. Но тут некстати вышла вторая «Матрица» со своим знаменитом автопобоищем на шоссе, на соревнование с которым в голливудской мегаломании не хватило бы бюджета.
 

Запачканные ноги эксцентричного Люцифера (Питер Стормаре) — намёк как раз на первые концепции ада, согласно которым после смерти человека его душа попадает в темное и неприятное место с вязкой нефтеподобной жижей вокруг. 

В первоисточнике Люцифер появляется при относительно схожих обстоятельствах (Константин не без хитрого и рискованного плана полосует свои вены), но выглядит, конечно, совсем иначе. Да и приходит он не один

Не только Стормаре уверен в том, какое неизгладимое впечатление производят его величественные гримасы, то есть олицетворение зла имеет и другие неожиданные прочтения:
 

Элизабет Херли
Bedazzled

Адам Сэндлер
Dirty Work

Вигго Мортенсен
The Prophecy

Дэнни Элфман
Forbidden Zone

Гари Олдман
Beat the Devil

Билли Кристал
Deconstructing Harry

Неожиданно тёмные ангельские крылья, от появления которых на большом экране должна слегка обвалиться зрительская челюсть, засели в сознании Лоуренса благодаря картинам Караваджо:

Отдых на пути в Египет (1596—1597 годы)

И если до этого момента вы не знали о существовании сцены после титров, то сейчас самое время восполнить пробел.


Уже несколько лет длится пережевывание возможного сиквела новостными сайтами — года два назад Лоуренс в интервью обещает приступить к съемкам, как только будет готов сценарий, его утвердит Киану, и всё это устроит расчетливых людей с толстыми кошельками. При этом он собирался учесть свои ошибки и делать полноценный R-фильм, жесткий и кровавый, а не висеть где-то посередине с большим бюджетом. Только после недостаточно хорошо выступивших «Хранителей» Warner Bros. опасаются снимать дорогие кинокомиксы для взрослых, а перешедший в бесконечное продюсерство Гильермо Дель Торо пытается клещами вытянуть экранизацию серии комиксов Justice League Dark, в которой Джон Константин в команде с тпрочей нечестью без латекса и криптонита понемногу спасает мир. На радость фанатам Константин в версии Дель Торо, очевидно, будет блондином и для этого не придется перекрашивать Киану Ривза. Уорнеры понятия не имеют, что делать с многомиллионной комиксовой собственностью, поэтому все дыры пытаются затыкать Ноланом, Снайдером и Гойером. В такой ситуации самостоятельно прыгающий на студийный пулемёт Дель Торо — прекрасный выход из ситуации, если бы только его «Тихоокеанский рубеж» так печально не тонул в прокате. Поэтому пока ситуация с новым появлением Константина на больших экранах выглядит следующим образом:

comments powered by Disqus