Никто не услышит твой крик: 5 фильмов про опасный космос

«Перемотка» вспомнила пять фильмов, в которых люди пытаются выжить в вакууме.

 


 

15 фильмов про звёздное небо над головой:
выбор «Перемотки»

 

5 фильмов
про опасный
космос

5 фильмов
про мечты
о космосе

5 довольно
странных фильмов
о космосе


 

2001: A Space Odyssey

Космическая одиссея 2001 года
Режиссёр: Стэнли Кубрик
1968

Начало тетралогии Артура Кларка о чёрном монолите. Неопалимая купина мировой кинофантастики. Фильм с тысячей смыслов, в котором недавно при пересмотре обнаружили айпад. «Одиссею» можно лишь условно назвать фильмом про космос и случившуюся там катастрофу на звездолёте «Дискавери», летящем к Юпитеру (спасибо HAL 9000 — бортовому компьютеру, обладающему интеллектом). Тем не менее, все элементы жанра налицо. Астронавт Дэйв Боуман (Кир Дулли) пытается устранить угрозу до того, как переродится в космическом пузыре.

Как известно, у «Космической одиссеи 2001 года» есть продолжение — «Космическая одиссея 2010 года», которую Питер Хайамс («Патруль времени», «Конец света») снял ещё при живом Кубрике: какое кощунство, если вдуматься. Сиквел, конечно, так себе: он слишком прямолинеен и начисто лишён кубриковской амбивалентности. Однако про него стоит сказать три вещи. Во-первых, в «2010» тоже есть продукция фирмы Apple: компьютеры Macintosh и Apple IIc. Во-вторых, там появляется сестра HAL 9000 — SAL 9000, которая в отличие от ХЭЛа светит синим огоньком (и чью добродетель Данкан Джонс, кажется, позаимствовал для своего говорящего компьютера в «Луне»). В-третьих, там астронавт Боуман обретает покой.

 

 

Apollo 13

Аполлон-13
Режиссёр: Рон Ховард
1995

«Аполлон-13» не долетел до Луны. Однако в картине Рона Ховарда высадка астронавтов на спутник Земли всё-таки происходит: в воображении главного героя фильма Джима Ловелла, которого играет Том Хэнкс. (Ловелл мечтал, чтобы его сыграл Кевин Костнер — а кто не мечтал бы? — но Ховарду оказался ближе Форрест Гамп). Когда требовалось снять сцены в невесомости, они снимались в настоящей невесомости — на самолёте с говорящим прозвищем vomit comet, летевшем по параболической траектории. Несмотря на то что фильм основан на реальных событиях и достаточно серьёзен (к тому же это не научная фантастика, как другие картины в этом обзоре), в нём не обходится без юмора. Так, например, престарелая матушка Ловелла не знает, кто такой Нил Армстронг, а когда её внучки боятся за своего отца, она, чтобы успокоить их, говорит: «Если бы стиральная машина могла летать, Джим прилетел бы и на ней».

 

 

Event Horizon

Сквозь горизонт
Режиссёр: Пол В.С. Андерсон
1997

Вообще-то фильм называется «Горизонт событий» (термин в астрофизике, означающий границу чёрной дыры, за пределы которой не может вырваться никакой объект или излучение). Предмет, попавший внутрь горизонта событий, в конце концов, вероятно, попадает в сингулярность, но… тут стоит остановиться и отослать всех любопытных к книжке «Краткая история времени» Стивена Хокинга или любому другому соответствующему научпопу. Хотя в космическом хорроре Пола В.С. Андерсона тоже есть ликбез на эту тему в исполнении Сэма Нила (см. сцену с листом бумаги).

По сюжету от пропавшего несколько лет назад космического корабля «Сквозь горизонт» приходит сигнал SOS. К нему отправляют спасательный звездолёт «Льюис и Кларк», на борту которого находится доктор Уильям Вейр (Сэм Нил) — учёный-физик и конструктор «Горизонта», а руководит операцией капитан Миллер (Лоуренс Фишбёрн). Очевидно, чтобы лучше понять «Сквозь горизонт», надо познакомиться со вселенной настольных игр «Warhammer 40000», где объясняется, что такое Варп и какую краеугольную роль он играет в фильме Андерсона, — в картине это не всегда понятно. Например, ближе к финалу она превращается в самый настоящий фарш, притом что Андерсону пришлось вырезать около 20 минут особо жестоких сцен. Мамочки, что же там было?

 

 

Pandorum

Пандорум
Режиссёр: Кристиан Альварт
2009

Ещё один фильм про страшный и липкий космос, сюжет которого, как, кажется, и видеоигры Dead Space и её последующих анимационных экранизаций, вырос из хоррора «Сквозь горизонт».

Из анабиоза выходит капрал Бауэр (Бен Фостер) — член экипажа космического корабля «Элизиум» (привет Нилу Бломкампу!). На звездолёте пустынно, а также он дышит на ладан. Бауэр будит ещё одного члена корабля, лейтенанта Пэйтона (Деннис Куэйд), начинает обход территории и натыкается сначала на одичавшую женщину (Антье Трауэ — возможно, самая сексуальная немка на свете), а потом на миллион страшных глаз в темноте…
У «Пандорума», как у опытного шулера, есть несколько козырей в рукаве, которые он выбрасывает в самый нужный момент. Разваливающейся звездолёт окажется не там, где ты думаешь. Твари из темноты получат своё объяснение. Объяснение получит и термин «пандорум» — оказывается, это болезнь, передающаяся космическим путём.

 

 

Europa Report

Европа
Режиссёр: Себастьян Кордеро
2012

Как в «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и в романах Артура Кларка, звездолёт из фильма Кордеро тоже летит к Юпитеру — точнее, к его спутнику Европе, на которой, возможно, есть жизнь. «Какая ирония: так мало места внутри и бескрайний космос снаружи!» — восклицает один из членов интернационального корабля, которому скоро придётся несладко.

Сделанная (как и недавний «Аполлон-18») в жанре found footage,  временами бьющаяся на полиэкран, «Европа» перебивается «говорящими головами», а сюжетные узлы в ней тасуются в произвольном порядке (так, кусок из начала фильма нам показывают в его середине — сцену с Шарлто Копли, похожую на аналогичный эпизод в «Гравитации» с Джорджем Клуни).
С одной стороны, финал «Европы» до безобразия неприличен — это, конечно, не кубриковский видеоарт, а всё тот же «Аполлон-18». С другой — то, что космос снова в мейнстриме, не может не радовать.

 

 

comments powered by Disqus