Головы с плеч: «Советник» Ридли Скотта — возможно, лучший фильм этого года

«Перемотка» всё-таки посмотрела новый фильм Ридли Скотта и спешит поделиться.

У советника (Майкл Фассбендер) — циничного, но обаятельного юриста — красивая жена (Пенелопа Круз), но проблемы с деньгами. Он подбивается в партнёры к двум хлыщам (Хавьер Бардем и Брэд Питт), которые занимаются транспортировкой кокаина из США в Мексику. «Ты хорошо подумал, советник?» — спросят у него. Да, ответит он. И ловушка захлопнется.

Самое главное — это история. И в «Советнике» с ней всё о’кей. Слова Кормака МакКарти (ах, эти чудные слова!) слетают с уст главных героев, точно воробьи — вылетят, не поймаешь. Собственно, «Советник» про это. Про то, что нужно, как говорят пацаны с окраин, следить за своим базаром. И осознавать последствия своих поступков. В конце фильма Майклу Фассбендеру по этому поводу даже прочитает программный монолог один умный человек, с которым, очевидно, лучше не связываться.

The Counselor (Советник)
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Фассбендер, Пенелопа Крус, Камерон Диас, Хавьер Бардем, Брэд Питт
2013

Ужас в «Советнике» нагнетается постепенно. МакКарти слишком хороший писатель и сценарист, чтобы с первых минут ударить зрителя об стену головой. У него несколько другие методы. Головы полетят (да так, что непроизвольно возьмёшься за собственную шею, чтобы проверить, на месте ли башка), но сделано это будет так изящно, что впору будет вспомнить Антона Чигура из «Старикам тут не место», который столь же элегантно пробивал человеческие черепушки баллоном со сжиженным воздухом.

Грустно, что как и в «Стариках», в «Советнике» одного из славных персонажей убьют за кадром. Как и в «Стариках», всё закончится неожиданно (только вместо «Я проснулся» прозвучит «Я проголодалась»). Впрочем, оборвавшаяся на полуслове история имеет магнетический эффект: мы знаем или подозреваем, что будет дальше, но не хотим на это смотреть.

Всё слишком очевидно с первых кадров, тем не менее, «Советник» гипнотизирует своей невероятной расслабленностью. Первые полчаса в фильме не происходит вообще ничего, но глаз не оторвать.

Объяснение этому, судя по всему, кроется в том, что Бог спрятан в деталях, а дьявол в мелочах. Не так важно откуда и куда едет грузовик с товаром (формально «Советник» — фильм про наркотрафик, и да — кажется, Ридли Скотт смотрел Breaking Bad, иначе как объяснить появление в фильме Дина Норриса?). Гораздо важнее (и приятнее) послушать историю Рейнера (Хавьер Бардем) про то, как Малкина (Кэмерон Диаз) трахнула его машину. «В этом было больше гинекологии, чем секса». Фассбендер ошарашен, как и мы.

«Советник» концентрируется на деталях. Он вообще целиком состоит из них. Это несколько мешает видеть картину в целом, но да и Бог с этим. Кому нужен сюжет, даже детективный, если главный детектив происходит у главного героя в голове? При этом мы ещё ничего не сказали о болито. Впрочем, про эту штуку и не стоит говорить. Лучше посмотреть.

Очевидно, что жизнь — говно. Но также очевидно, что говном мы её делаем сами. Подумай об этом, советник.

comments powered by Disqus