Пересмотр: Шары ярости и другие радости жанра хоррор в невероятном «Фантазме»

Как говорили в одном старом комедийном ужастике, в пятницу, 13-го всё будет плохо, а в субботу, 14-го — ещё хуже. Но это если пить. А если посмотреть кино, всё, может, и обойдётся. В этом «праздничном» выпуске — культовая тетралогия Дона Коскарелли «Фантазм».

Четыре части за 20 лет. Наверняка кто-то не дожил до финала. И это печально. Потому что все серии сцеплены друг с другом железной хваткой. Жаль будет не узнать, чем всё закончилось. Финал жуткий, но душераздирающий и имеющий соответствующий подзаголовок: «Забвение».

«Фантазм» вышел практически одновременно с «Хэллоуином» и на несколько лет раньше, чем «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Но в отличие от всех этих франшиз, это был абсолютно авторский проект. Подобные бескомпромиссные вещи до недавних пор делал, если находил денег, трэш-аутер Альберт Пьюн — довольно безуспешно.

Как и «Лост», «Фантазм», при всей кажущейся простоте, не такая уж простая конструкция. С самого начала он задаёт чертовски много вопросов и разбрасывает подсказки по дороге. Постепенно пазл, хоть и со скрипом, складывается. Но есть и облегчённые версии этой истории.

Phantasm (Фантазм)
Режиссёр: Дон Коскарелли
1979, 1988, 1994, 1998

Так, например, некоторым детям девяностым «Фантазм» может быть знаком по книжке о черепашках-ниндзя. Спасибо святым белорусским издателям, которые таким образом знакомили нас с нишевой киноклассикой, не забывая при этом, разумеется, зарабатывать.

Если возвращаться к истокам, то эта история берёт своё начало в 1978 году, когда Джоди (Билл Торнбери), его младший брат Майк (А. Майкл Болдуин) и их общий друг Реджи (Реджи Бэннистер) столкнулись с Верзилой (демонический Энгус Скримм). Тот воровал трупы из могил и превращал их в своих подручных — злобных, шустрых и крайне неприятных карликов. А ещё он делал смертоносные летающие шары из металла.

Зачем ему это было нужно? Очевидно, он хотел захватить мир. Откуда Верзила взялся? Возможно, из другого измерения.

Друзья саботировали процесс захвата. По крайней мере, им так казалось. Но Верзилу было сложно убить. Практически нереально. Оно и понятно: в нем Дон Коскарелли попытался воплотить саму смерть.

Каждая серия «Фантазма» заканчивается жуткой сценой:

Не исключено, что финал первой Уэс Крэйвен позаимствовал для своего «Кошмара на улице Вязов»:

То, что Дон Коскарелли — режиссёр насмотренный и вообще человек богатой культуры, становится понятно во второй серии 1988 года. В одном эпизоде появляется могильная плита, на которой написано «Алекс Мёрфи» (за год до этого вышел «Робокоп»). А один из подручных Верзилы в крематории высыпает прах, который принадлежит (!) Сэму Рейми.

Вообще, «Фантазм» ничем не хуже «Зловещих мертвецов». В них, как и в Evil Dead, столько же убойного юмора (кроме первого фильма — это святое). А Реджи Бэннистер это просто Брюс Кэмпбелл с лысиной.

В производстве второго фильма, кстати, участвовала студия Universal (из-за чего его бюджет, по сравнению с первым, вырос в 10 раз и составил $3 000 000). Это единственная серия, в которой роль Майка исполняет не А. Майкл Болдуин, а Джеймс ЛеГрос (впрочем, говорят, что изначально на неё вообще пробовался Брэд Питт). У второго фильма оказались не очень успешные финансовые сборы, так что третьего пришлось ждать ещё шесть лет.

Его съёмки начались в конце 1992 года, а на экраны он вышел только в 1994-ом. В «Фантазм» также вернулся Джоди (Билл Торнбери) и круг вроде бы замкнулся, но не до конца. Все точки над i расставило «Забвение», сделанное за 23 дня и закольцевавшее тетралогию в 1998 году.

Необходимо заметить, что в финале эта история из остроумной, местами забавной, а местами по-настоящему жуткой картины превращается в философскую притчу, а главный злодей оказывается кем-то наподобе дока Брауна из «Назад в будущее», но только если бы тот стал исчадием ада.

В «Фантазме» педалируются разные страхи. Один из основных — города-призраки. Их оставляет за своей спиной Верзила с подручными, когда заканчивает там работу. Посмотрите, в жизни они выглядят ещё страшнее.

«Фантазм» — киноклассика не растиражированная, но тем и прекрасная. Это жемчужина, с которой не хочется делиться. Но если уж вы взялись её отыскать, то тут, как говорил герой Энгуса Скримма, будьте осторожны с тем, что вы ищете. И вы это найдёте.

comments powered by Disqus