Пересмотр: «Туман» Джона Карпентера и его, как это ни прискорбно, ремейк

«Перемотка» пересмотрела фильм о злопамятных привидениях The Fog, а вслед за ним и его ремейк 2005 года — близкий к идеальному пример того, как не надо переснимать чужое кино, как рассказывать бывает полезней, чем показывать, и как плохо подходит для хорроров группа Jamiroquai.


Не только этот, но и все материалы «Перемотки» только выиграют, если читать их в сопровождении саундтреков Джона Карпентера


 

Год одна тысяча девятьсот восьмидесятый:
Хана замораживают, Люк узнаёт много нового,
выходит «Туман»

Прибрежный городок Антонио Бэй готовится отпраздновать своё столетие, не зная, что в этот день откроется тайна его основания и шесть человек погибнут от рук мстительных призраков. Надвигающийся с моря туман укрывает спящие улицы, и со дна поднимается погибший сто лет назад экипаж клипера «Элизабет Дейн», разбившегося о скалы. Большинство горожан спит, ни о чём не подозревая, и только полуночники узнают об угрозе: ведущая ночной радиостанции со студией в маяке, припозднившийся шофёр, отчаянная автостопщица да священник, зачитавшийся дедовым дневником. Когда на следующий день найдут трупы трёх рыбаков, а в городе начнётся какая-то чертовщина и погаснет свет, им придётся спасаться самим и спасать остальных — с маяка весь город как на ладони, в дневнике была правда об истории города, а Джейми Ли Кёртис ещё и не в таких переделках выживала.

В роли (ну как роли) капитана Блейка с пламенеющими красными глазами ближе к концу фильма выходит Роб Боттин, специалист по гриму и всякой мерзости, пол в церкви подметает лично Карпентер

Снятый за смешной миллион долларов и собравший 21 миллион в прокате «Туман», кажется, не входит в золотой фонд ни мирового кино, ни хоррора, ни даже фильмографии Джона Карпентера — и совершенно напрасно. Истории о привидениях — жанр ощутимо менее разработанный, чем те же слэшеры, и выдающихся примеров тут не так много, чтобы разбрасываться ими почём зря. На бумаге — честная категория Б, страшилка о злодейских мертвецах и возмездии за грехи отцов, на экране «Туман» оборачивается гулкими улицами, одиноким маяком, случайными встречами среди ночи, разлитой в холодном воздухе тревогой и гипнотическим прологом.

Пролога этого, впрочем, могло и не быть. Первоначальный монтаж фильма показался Карпентеру недостаточно связным, и режиссёр пере- и доснял несколько сцен, попутно добавив в фильм кровопролития — крайне целомудренного по нынешним временам, но достаточного для рейтинга R. Получившаяся история, впрочем, не полагается на эффектные обезглавливания и прочее членовредительство, скрывая их в клубах тумана. Следуя примеру зловещего пенсионера из открывающей сцены, фильм рассказывает зрителям — справедливо приравненным к перепуганным детям вокруг костра — только необходимое, предоставляя додумывать детали происходящего во мгле самим.

«Туман» преподаёт урок всем режиссёрам: чем плескать направо и налево бутафорской кровью, имеющиеся деньги лучше вложить в Дина Канди или другого толкового оператора. И ещё: снимайте в широкоэкранном формате 2,35:1 — кино сразу начинает выглядеть раз в десять дороже

Нагнетать атмосферу режиссёр начинает с первых же сцен, и для этого оказываются не нужны никакие спецэффекты — даже дымовая машина. Безлюдные улицы спящего городка лишь кое-где освещены то витриной круглосуточного магазина, то вывеской заправки, но в основном же погружены в темноту — самое время и место для беспокойных духов. Темнота и пустота разделяют героев фильма о случайных незнакомцах, вдруг встретившихся при странных обстоятельствах. Сюжет почти не позволяет им взаимодействовать, держа каждого в своём пятне света среди глухой ночи. Мы узнаём о них совсем немного, но достаточно — живые для этой истории всё равно не так важны. По одному, по двое, по трое они идут каждый своей дорогой, открывая свою часть головоломки, чтобы встретиться только в финале, и то не всем — радиоведущая так и останется для героев голосом из приёмника. Ночью легко потеряться, особенно если вокруг туман.

За предвещающие недоброе кадры полночного Антонио Бэй в начале фильма в ответе была соавтор сценария Дебра Хилл со второй съёмочной группой

«Туман» мог бы так и остаться ладным скромным фильмом из восьмидесятых, но жизнь ужасна, людям свойственно заблуждаться, а редакции «Перемотки» надо от чего-нибудь картинно страдать читателям на потеху. Ближе к концу фильма комментирующие его на DVD Карпентер и Дебра Хилл соглашаются, что даже со всеми досъёмками вышло не очень, и приходят к мысли о ремейке. Это они, конечно же, зря.

Отсюда и ниже — спойлеры,
твисты и финалы, мы вас предупредили


Элизабет Солли (Уильямс)
 
Ник Касл*
 
Стиви Уэйн
 

Джейми Ли Кёртис

 

Том Эткинс

 

Эдриенн Барбо

 

Мэгги Грейс

Том Уэллинг

Сельма Блэр


* Назван в честь вот этого товарища


 

 

Год две тысячи пятый:
Жауме Кольет-Серра трагически недопонимает идею фильма «Дом восковых фигур» и убивает Пэрис Хилтон, выходит ремейк «Тумана»

В общих чертах оставив историю нетронутой, ремейк, тем не менее, смог внести в неё ровно столько изменений, чтобы стройная пионерлагерная страшилка о костре на берегу и мёртвых моряках с глухим стуком развалилась и осталась в истории кино нелепой кучкой плохо стыкующихся деталей. Сразу оговоримся: идея переориентировать фильм на новую аудиторию и омолодить большинство героев лет на двадцать сама по себе не так ужасна, а Мэгги Грэйс и Том Уэллинг ничем не плохие люди, разве что совсем уж необязательные. Ужасно всё остальное.

Проблема с первыми же кадрами ремейка, странным образом, не в том, что они подменяют рассказ из оригинала иллюстративной сценой — хотя для создания атмосферы и нужного настроения страшилка у костра и была куда эффективнее. Сложности здесь сугубо сюжетного толка. В оригинальном фильме «Элизабет Дейн» разбивалась из-за того, что несколько местных жителей зажгли костёр вместо маяка, направляя корабль на скалы. Согласившись было дать землю под колонию прокажённых, заговорщики передумали и решили избавиться от неприятных соседей, потопив корабль и забрав поутру груз золота из обломков. Ремейк, однако, обыгрывает предысторию иначе: заговорщики попросту прибывают на корабль, забирают золото и, недолго думая, предают всё огню к едрене фене. Для потомков, бегающих от привидений, разница невелика, для зрителей же одно — история о трусости и предательстве, другое — эпизод из биографии состоявшихся злодеев, добавляющий ненужной суеты байке, которую лучше бы рассказывать вполголоса в темноте. В первом случае оставить дневник с раскаянием — естественно, во втором — глупо и лишняя улика. В первом — персонажи, способные рефлексировать о преступлении, во втором — так им и надо.

Вместо телефона Стиви и злополучный метеоролог (на илл.) пользуются веб-камерами, потому что XXI век

Огненное погребение из пролога создатели фильма используют для того, чтобы покучерявее обставить дальнейшие сцены убийств, и тем самым копают себе могилу ещё глубже. Оригинальный фильм, при всех его недостатках, по крайней мере понимал, с какой субстанцией имеет дело, и большую часть сцен подстраивал под главного героя — туман. Звуки были негромки, музыка — вкрадчива, настроение — промозгло, а видимость временами близка к нулевой. Преемники же, очевидно, решили, что ничто так не украсит фильм под названием «Туман», как пара-тройка охваченных пламенем трупов. Есть ряд причин, по которым вы не снимаете фильм «Водный мир» на суше и не даёте пироманьякам ставить ремейк «Тумана», и имена им — логика, здравый смысл и цельность художественного замысла.

Цельность вообще не самое сильное место ремейка. Оригинал в этом смысле тоже немного прихрамывал — не сказать, например, что восстающий за спиной Джейми Ли Кёртис в морге покойник был так уж необходим и закономерен. Но, во всяком случае, даже вставные сцены вроде этой с грехом пополам вписывались в общий ритм и настрой фильма, а сдержанные перепалки и обмен колкостями только выигрышно оттеняли следовавшие за ними диалоги о мрачном прошлом городка и валящиеся на героев трупы.

Ремейк же то заигрывает со слэшером про смерть и расчленёнку на водах, то превращается в мистический триллер о блондинке в дурную погоду, даёт костюмированные включения из прошлого, долго, увлечённо и безрезультатно топит героиню среди живописных водорослей, проговаривает очевидные вещи — и всё ничуть не страшно, сколько бы композитор не притворялся Карпентером. Вдобавок ни один хоррор никогда ещё не выигрывал от Fall Out Boy и перехода к сцене убийства под песню Feels Just Like It Should.

Единственная более-менее уместная песня на саундтреке принадлежит группе, с тех пор дослужившейся до 4966 прослушиваний на Last.fm. Мазаль тов

Преступлений против логики и здравого смысла, совершённых в угоду не то превратно понятому режиссёрскому долгу интерпретатора, не то студийным боссам и фокус-группам, в «Тумане» 2005 года тоже пруд пруди. По большей части они неприметны, однако зудят.

Антонио Бэй стал островом без каких-либо последствий что для сюжета, что для видеоряда.
Стиви Уэйн в машине по пути на работу слушает местное радио, и не очень понятно, зачем острову Антонио столько радиостанций (в оригинале вместо горячих новостей была сводка не то полиции, не то береговой охраны).
Маяк появляется только на дальних планах (явно дорисованный) или в виде интерьера, очевидно, за неимением нужной натуры. В третьем акте Стиви уезжает с работы, потому что её финальную драку с мертвецами на крыше отменили, и возникает вопрос — зачем тут вообще был этот маяк?
Место рыбаков заняли четыре идиота, бухающих на катере, — ну да, ну да, молодёжный хоррор, иначе мы бы не поняли.
Чернокожего персонажа вписали, чтоб был, без влияния на ход событий, — притом, что сменить расу можно было кому угодно из имеющихся героев, потому что у «Тумана» нет фанатов-пуристов, которые бы возразили, — и его отчего-то не забирают в участок по подозрению в тройном убийстве.
Двадцати-тридцатилетние рыбаки из всей близкой им поп-культуры цитируют Gilligan’s Island 1964–1967 годов.
Расшифровка таинственных знаков теряет смысл, когда героиня нечаянно находит дневник, в котором всё рассказано прямым текстом.
Призраки, наконец, просыпаются, с одной стороны, случайно, когда якорь задевает проклятые обломки корабля, с другой — аккурат к 134-летию города.
Здешние призраки не признают концепцию юбилея.

Всё это, впрочем, бренно и мелочи на фоне более крупных подвижек. Исходный фильм прямо называл потомком заговорщиков только одного персонажа — отца Мэлоуна. Идея, что все погибшие в те дни были родственниками людей, потопивших «Элизабет Дейн», подразумевалась, но никак не проговаривалась — история работала и без лишних усложнений, со случайными жертвами призрачной мести. О родственных связях впервые было сказано в беллетризации «Тумана» Денниса Этчисона (написавшего заодно литературные версии трёх «Хэллоуинов»), и сценарий ремейка отталкивается уже от этого сюжета — но, понятным образом, и тут умудряется облажаться.

Ремейк «Тумана» сухим языком цифр. Том Уэллинг снимает рубашку на восьмой минуте, сцена на иллюстрации сверху случается на 29-й, через пару минут Мэгги Грейс приспичивает заняться историческими исследованиями среди ночи в неглиже

Ремейк с завидным упорством переписывает сюжет так, чтобы породнить максимальное количество персонажей. Элизабет вместо того, чтобы путешествовать автостопом, возвращается в родной город. Организатор дня города Кэти Уильямс оказывается её мамой, притом, что когда в оригинале Элизабет была Джейми Ли Кёртис, а Кэти Уильямс — её матерью Джанет Ли, в фильме у них была от сила одна общая сцена и никакого родства. Ник Касл теперь не случайный водитель, а бывший бойфренд Элизабет, который в её отсутствие сколько-то раз спал со Стиви Уэйн. За сыном Стиви присматривает не какая-то посторонняя женщина, а его тётушка. Погибший на катере юноша был двоюродным братом Ника, а катер принадлежал его дяде. Отец Мэлоун — сын отца отца Мэлоуна.

Проблема тут не в том, что предыдущий абзац выглядит как горячечный бред на почве латиноамериканских сериалов, и не в том, что кровосмешение на острове кажется уже неизбежным. Проблема в том, что каждый из главных героев в результате оказывается оснащён менее релевантным родственником той же крови, которого можно слить. Не то чтобы герои активно сдавали родню кровожадным привидениям (вот это был бы ход), но план по убийствам те выполняют исключительно благодаря дядьям и прочим деверям, оставляя главных героев нетронутыми. Попытка добавить логики и мотивов злодеям здесь обернулась поразительно разветвлённым генеалогическим древом и абсолютно ничего не дала сюжету.

Против исходного «Вот шесть человек, вот привидения в тумане, поехали» местный концепт «Вот семь человек, негр не нужен, тёлка ушла от парня, парень переспал с диджеем, у диджея сын и нехилый объём лёгких, у всех этих людей навалом родни, ах, да, вот привидения, мы зачем-то убили собачку, врубайте Jamiroquai, поехали, ХОТЯ СТОП, МЫ ЗАБЫЛИ ФИНАЛЬНЫЙ ТВИСТ» выглядит, право, немного надуманно. Страшилкам, рассказанным у костра, не нужны детально прописанные мотивации, а привидениям позволительно убивать и просто так, чисто поржать — но кто бы это объяснил создателям ремейка.

Уиии!

Последней вишенкой, вбитой в гроб «Тумана», становится развязка. Рассудив, что заканчивать фильм таким же двойным финалом, как в оригинале, да ещё и без участия главной героини, равно самоубийству, сценарист нащупал в себе Шьямалана и, за неимением у нас лучшего термина, жахнул. Можно, конечно, усмотреть определённое рациональное зерно в отказе от финала с цельнолитым золотым распятием, но вместе с тем решительно неясно, как можно было отказаться от финала с цельнолитым золотым распятием в пользу того конфуза, который служит финалом ремейку «Тумана».

В последней сцене Элизабет, аккуратно переступая через горы трупов, воссоединяется с капитаном Блейком и уходит с ним в загробный мир жить-поживать да добра наживать.

«Что?» — спросите вы и будете абсолютно правы.

Видите ли, всё это время Элизабет были видения гибнущего корабля, и в последнем флэшбэке подозрительно похожая на неё жена капитана погибла вместе со всеми. И Элизабет — реинкарнация капитанской возлюбленной. Но вместе с тем и потомок одного из заговорщиков. С которой капитан воссоединяется, прикончив всех, кого надо. Потому что, видимо, пока все остальные мыкались на дне, она возьми да реинкарнируй. Или остальные погибшие как-то объединили усилия и смогли отправить хотя бы одну бессмертную душу дальше перерождаться, как, бывает, всем селом отправляют соседа на «Поле чудес». У редакции «Перемотки» нет однозначного объяснения этому сюжетному ходу, зато есть напутствие всем, кто хочет снимать фильмы ужасов.

Не надо при съёмках фильма ужасов делать такие умные лица, это не всем идёт. Потренируйтесь лучше в более важном. Подставьте к подбородку фонарик и начинайте: «Одиннадцать пятьдесят пять, почти полночь. Есть время для ещё одной истории...»

 

Бонус-трек

comments powered by Disqus