На вынужденных досъёмках новых «Звёздных войн» вместо официального постановщика Гарета Эдвардса несколько недель будет хозяйничать нелегал Тони Гилрой — это отшлифованная на протяжении многих десятилетий практика шоковой терапии, к которой у гиктернета имеется немало вопросов. По случаю информационного шума «Перемотка» выбрала несколько заметных фильмов, авторство которых установить не так просто.

 

Tombstone

«Тумстоун»
Режиссёр, предположительно: Джордж Косматос, Кевин Жарр
1993

После «Танцующего с волками» Кевин Костнер вместе со сценаристом Кевином Жарром работал над новым вестерном. Актёр и уже режиссёр мечтал поставить фильм о легендарной и неоднократно экранизированной перестрелке у корраля О-Кей — но не просто вестерн, а большой кинороман о Диком Западе. Но в этот раз Жарр с Костнером не сошлись характерами — как своими, так и центрального героя Уайетта Эрпа. Под диктовку Костнера Лоуренсом Казданом в итоге был снят трёхчасовой «Уайатт Эрп», неподъёмный и жутко дотошный. Жарр, в свою очередь, нашёл нового охранителя в лице Курта Рассела и подписал вынужденный контракт с компанией Buena Vista, из-за мнительности которой Уиллем Дефо не получил роль Дока Холлидея (стигматы от «Последнего искушения Христа» кровоточили и пять лет спустя). Недовольный сценарист порывался улизнуть к другому прокатчику, но ему даже не перезванивали — это мстительный и властный в те годы Робин Гуд оставил за собой минные поля. Впрочем, когда проект всё-таки запустился, дебютант Жарр недолго просидел в режиссёрском кресле. Его в какой-то момент попросили срезать лишний жир с утверждённого сценария, и режиссёр встал на дыбы. Более опытный Рассел, конечно, предупредил товарища, что лучше всё-таки промолчать и согласиться, иначе за Жарром пришлют студийных чекистов на воронке. Разумеется, так и произошло.

Вытаскивать проект из ямы пришлось Расселу — он позвонил своего другу Сильвестру Сталлоне и попросил отрекомендовать сносного и сговорчивого постановщика, которого можно использовать в качестве надёжного прикрытия (см. также «Рэмбо 2» и «Кобру»). Сам актер не хотел связываться с гильдиями и светиться в титрах, так с одобрения студии Курт Рассел стал кукловодом опытного постановщика Джорджа Косматоса. По ночам актёр расписывал съёмочный график и потрошил сценарий, днём же — доверял названному режиссёру какие-то технические моменты, но всегда сверял температуру на площадке. Вершиной этого затяжного обмана стала дорожка абсолютно пустых комментариев Косматоса к юбилейному переизданию «Тумбстоуна». В 2005-ом постановщик скончался от рака лёгких, годом позже вежливо молчавший всё это время Курт Рассел не выдержал, и на премьере «Посейдона» случайно наговорил на целую статью для журнала True West Magazine.

 

Convoy

«Конвой»
Режиссёр, предположительно: Сэм Пекинпа
1978

Уход в свирепый творческий запой закончился для Сэма Пекинпа на «Железном кресте». Тогда он уговаривал несколько литров креплёного в день и всё равно умудрялся догонять в монтажной то, что ускользало на затуманенных акогольными парами съёмках. Следующий фильм — мужицкий боевик про дальнобойщиков «Конвой» — был проектом страшно компромиссным; для дальнейших злоключений режиссёру требовался крепкий студийный хит, но от чудовищного сценария Пекинпа буквально трясло. Всё это вылилось в ещё одну сотню бутылок, а оттого и загубленный продакшн картины. По неподтверждённым, но долго циркулировавшим слухам, пока Пекинпа нырял в объятья тьмы в собственном трейлере, немалую часть фильма спешно снял Джеймс Кобёрн, постоянный актёр и близкий друг кровавого Сэма. В титрах он числится режиссёром второй съёмочной группы, но относительно уровня вовлеченности Кобёрна в проект спорят до сих пор.

 

Il mio nome è Nessuno

«Меня зовут Никто»
Режиссёр, предположительно: Тонино Валерии
1973

Пародийный спагетти-вестерн «Меня зовут Никто» многие пытались спихнуть с официального постановщика Тонино Валерии на серого кардинала проекта Серджио Леоне, который своими пальцами действительно заляпал всю плёнку. Он написал сценарий, позвал Эннио Морриконе и Генри Фонду, вошел в продюсерский пул, и даже больше. Леоне по всем заветам Роджера Кормана лично снял грандиозную первую сцену и большую перестрелку в самом конце — собственно, самые эффектные и узнаваемо мастерские эпизоды. Естественно, на всех афишах самыми большими буквами написали фамилию Леоне, крошечными — Валерии, чем спутали зрителей и несколько смутили продюсера. Спустя два года Леоне влез в кресло к Дамиано Дамиани и помог ему доснять вестерн «Гений, два земляка и птенчик», поточный и вызывающе несмешной сиквел к «Меня зовут Никто».

 

Hammett

«Хэммет»
Режиссёр, предположительно: Вим Вендерс
1982

Большой и ушедший в никуда нуар Вима Вендерса, первый голливудский фильм иностранца, снятый по приглашению и под полным покровительством Фрэнсиса Форда Копполы, в те годы большого режиссёра, а не скромного винодела-аутёра. Размеренный полубайопик-полуфантазия о жизни классика «чёрного детектива» стоил каких-то астрономических денег — в тот момент Коппола окончательно сошел с ума на технической стороне съёмок и решил весь фильм снимать в жёстко контролируемых условиях, то есть в закрытых ангарах и специально построенных декорациях. Фильм долго и мучительно монтировался, даже попал в основной конкурс Канн, но провалился в прокате и у критиков прошёл в тени «Китайского квартала». Благодаря голливудским таблоидам лет тридцать ходили слухи о том, что первая монтажная версия настолько не устроила Копполу-продюсера, что он переснял более половины готового материала, а всё, что осталось от Вендерса, пустил под нож. В 2015 году ясность внёс уже сам Вендерс — да, съёмки были мучительные, да, много монтировали, но снимал и монтировал сам, просто студия выбрала версию покороче.

См. также:
Алан Смити

 

Poltergeist

«Полтергейст»
Режиссёр, предположительно: Тоби Хупер
1982

Пожалуй, самый известный фильм списка, «Полтергейст» официально снят Тоби Хупером, по ряду неофициальных версий — Хупером при серьезной поддержке продюсера и сценариста Стивена Спилберга или без Хупера вовсе. Разумеется, утверждённый режиссёр присутствовал на площадке (со слов Зельды Рубинштейн, нередко убитый в хлам), но степень его влияния на получившийся фильм вовлеченные в съёмочной процесс люди оценивают по-разному. 

Из-за подписанного с Universal жёсткого контракта Спилберг не имел права снимать что-то параллельно «Инопланетянину», что, впрочем, не помешало ему нарисовать полную раскадровку к «Полтергейсту», проконтролировать кастинг, присутствовать на съёмках практически каждый день и постоянно наседать на Хупера. Хупер, однако, крепко стоял за камерой и не был против сложившейся ситуации; в дальнейшем он снимал для Спилберга сериал Amazing Stories. Против была Гильдия режиссёров Америки, установившая с 1978 года принцип «один фильм — один режиссёр» и  пообещавшая разобраться в вопросе. По этому поводу в индустральных медиа поднялась настоящая песчаная буря, и раздосадованный Спилберг был вынужден напечатать в The Hollywood Reporter открытое письмо, утверждающее за Хупером непосредственно режиссуру, а за Спилбергом широкий творческий контроль (с согласия Тоби).

Объёмная подшивка с фан-сайта: 
Кто на самом деле снял «Полтергейст»

comments powered by Disqus