А бурый волк ей верно служит: Межвидовая романтика, космический палп и деменция для всей семьи в фильме Энди и Ланы Вачовски Jupiter Ascending

«Перемотка» посмотрела «Восхождение Юпитер» — фильм по ряду объективных причин, допустим, не очень хороший — но не может найти в себе силы противостоять гуманистической космоопере, в которой ангары для звездолётов украшены хрустальными люстрами и золотыми статуями.


Jupiter Ascending («Восхождение Юпитер»)
Режиссёры: Энди и Лана Вачовски
В ролях: Мила Кунис, Ченнинг Татум, Шон Бин
2015


Уборщица Юпитер — спасибо папе-астроному — Джонс (Мила Кунис) однажды обнаруживает, что она наследница межгалактической империи, и вынуждена удариться в бега, преследуемая наёмниками других претендентов на трон. Претендентов трое, и все они поочерёдно попытаются подружиться, женить на себе или банально прикончить героиню, чтобы самим завладеть важнейшим ресурсом — населёнными планетами, из жителей которых можно, когда придёт пора урожая, выжать свои пять ложек эликсира вечной молодости. Помогать спасаться самой Юпитер и как-то спасать человечество от попадания в блендер вынужден приставленный к ней человековолк Кейн Уайз (Ченнинг Татум), бывший военный с отрезанными крыльями, прошитой на генетическом уровне классовой ненавистью к царской семье и антигравитационными коньками.

На минутку в одной из сцен выходит Терри Гиллиам — хотя происходящее к тому моменту напоминает уже не столько «Бразилию», сколько «Автостопом по галактике»

Из всех фильмов, которые можно было бы показать на «Сандэнсе», чья-то светлая голова выбрала именно «Восхождение Юпитер» — с предсказуемыми последствиями. Все мы, в общем, представляем, как должен выглядеть успешный участник независимого фестиваля: что-то скромное, о простых людях, естественном освещении, полуимпровизированных диалогах и трепетной акустической гитаре, хорошо бы с некоторой долей страданий и актуальных социальных вопросов.

Все мы через это прошли

Так вот, трудно даже представить себе разрыв шаблона у посетителей «Сандэнса», которым была предъявлена межзвёздная сказка о царевне и сером волке, проходящих через огонь (Таппенс Миддлтон), воду (Дуглас Бут) и медные трубы (Эдди Редмейн) при кавалерийской поддержке Майкла Джаккино, ведущего свой оркестр словно в последний бой. И если несчастных любителей инди-кинематографа, на которых без предупреждения обрушили всё это космическое барокко, ещё можно понять, то кинокритиков, кривящихся на увиденное с рейтингом 25% на Rotten Tomatoes, понять уже сложнее — чего вы, собственно, ожидали от фильма с таким синопсисом и чего вы там недополучили такого, что вам подарила прошлогодняя «Годзилла» с её 74 процентами?

Все возможные претензии, конечно, объяснимы. Диалоги здесь тяжеловесны и громоздки, и из-за постоянной потребности что-то кому-то объяснять их довольно много — видно, что Вачовски невзначай написали по своей новой вселенной небольшую вики и спешат поделиться. Каждый из охмуряющих Юпитер наследников престола, отработав свою часть сюжета, пропадает невесть куда, и вообще здесь много оборванных или пунктирных сюжетных линий — сказывается, кажется, перенос релиза и то, что фильм наверняка перемонтировали до умопостигаемого хронометража. Первый акт в «Восхождении» самое слабое место — впопыхах изложенная предыстория родителей Юпитер, идущий едва ли не второй сценой грузный диалог наследников об их планах, сомнительные выходы эмигрантской родни героини и телескоп на eBay; тут уж вас либо сразу подкупает присутствие в сюжете телескопа, либо — всё.

На самом деле главный фантастический элемент истории не крылатые люди-динозавтры, а то, что Юпитер никто не называет каким-нибудь более коротким именем

Ритм вдруг налаживается после того, как герои и их преследователи вдоволь порезвились в небе над Чикаго, с появлением Шона Бина и его пасеки. В этой же сцене зрителям являют отрезанные крылья Ченнинга Татума, с которого стратегически мыслящие Вачовски снимают рубашку, проясняются кое-какие мотивации и смысл происходящего, произносится эпохальная фраза о том, что пчёлы не ошибаются, — и дальше всё уже уверенно несётся вперёд, сверкая и иногда пропуская логические звенья, но ничего такого, без чего нельзя было бы следить за событиями. Романтическая линия главных героев, положим, продолжает вызывать некоторые сомнения, но недостаток химии неожиданно с лихвой компенсируется мимолётными выражениями лиц Юпитер и Кейна после того, как героиня сообщает, что любит собак. Тут уже остаётся жалеть только об одном — что Вачовски не дали Татуму хвоста.

Не исключено, что фильм много бы выиграл, будь героиня не 31-летней Милой Кунис, а подростком лет шестнадцати: и сюжет о взрослении, и традиционная сказочная крипота о властителях вселенной, домогающихся руки и сердца юной героини, заиграли бы массой новых красок

Сюжет «Восхождение Юпитер» берёт из всех сказок разом, мироустройство — из старомодной фантастики с её доброй традицией паковать социально-философские выдумки в багажник звездолёта, визуальный ряд — откуда-то из аниме, топовых консольных игр и списанных из библиотеки книжек, на обложках которых красуются Фразетта и Хильдебрандты. Сравнения с «Дюной», «Флэшем Гордоном» и прочим размашистым кэмпом неизбежны, а мы хотели бы вспомнить скорее о существовании маленького дурацкого фильма Gentlemen Broncos — который и описывает, и оправдывает создание такого кино лучше всех. Самые искренние порывы и полёт смелой фантазии героев воплощаются в нём в предельно нелепой форме — утверждение, верное почти для всех фильмов Вачовски, особенно последних — что никак не отменяет того, что кто-то в них может найти для себя что-нибудь важное.

У Вачовски ощутимо больше бюджет и более внятная режиссура, но в остальном ваши впечатления от «Восхождения Юпитер» вполне может предсказать реакция на этот кадр из Gentlemen Broncos

За чудаковатыми экспериментами Вачовски, накладными носами, труднопроизносимыми диалогами и сапогами-скороходами всё время стоит честный гуманистический посыл и самая что ни на есть традиционная сказочная мораль для всей семьи — наверняка наивная, но воплощённая со всей возможной самоотдачей во вселенной, где власть отдана воображению. Результаты такой политики смотрятся странновато на фоне нынешнего кинематографического пейзажа, но это со стороны — внутри эти миры работают без сбоев, просто нам не всё показывают, чтобы не утомить. Однако и то немногое, что удаётся увидеть, сообщает хорошие новости: страна Фантазия никуда не делась, инопланетяне с резиновыми ушами и хоботами переживают ренессанс, а Юпитер Джонс повезло куда больше, чем Каю — ей действительно достался весь мир и пара новых коньков в придачу.

comments powered by Disqus