My body is ready: Романтическая комедия о расчленении трупов и психических расстройствах The Voices Маржан Сатрапи

Мы посмотрели вывернутый наизнанку слэшер «Голоса» о тёплых отношениях Райана Рейнольдса и аккуратно расфасованной по контейнерам Джеммы Артертон и остались довольны.


The Voices («Голоса»)
Режиссёр: Маржан Сатрапи
В ролях: Райан Рейнольдс, Джемма Артертон, Анна Кендрик
2015


Милый недотёпа Джерри (Райан Рейнольдс) работает на заводе, живёт над закрытым боулингом и некоторое время назад перестал принимать свои таблетки. Дома его ждут кот (Райан Рейнольдс) и пёс (Райан Рейнольдс), с которыми герой делится наболевшим, а те в ответ дают советы: кот — вредные, пёс — сочувственные. Нечаянно оказавшись в оргкомитете заводского корпоратива, Джерри решает воспользоваться этим шансом и познакомиться поближе с симпатичной брюнеткой из бухгалтерии Фионой (Джемма Артертон). После неуклюжих попыток пригласить ту на свидание случайность наконец сводит героев вместе — и после несколько прискорбного развития событий Джерри приходится избавляться от трупа. С этого дня к подбадривающим хозяина питомцам присоединяется и голова в холодильнике, призывающая убивать.

Трейлер немного упрощает: убивать герой начинает не по наущению кота и собаки. Питомцы тут представляют ещё сравнительно осознанную часть искорёженной психики Джерри, а на кровопролитие его подталкивают какие-то уже совсем невыразимые нутряные импульсы

Люди с нарушениями психики в сериалах и кино тяготеют всё больше к двум полюсам: трогательно неловким гениям или обагрённым кровью маньякам — и главный фокус «Голосов» в том, как в одном персонаже уживаются оба эти типажа, ну, за вычетом гениальности. Обе крайности тут собраны из довольно предсказуемых деталей. Джерри как обаятельный рохля из инди-комедии — синий воротничок без друзей, трогательно обожающий китайского Элвиса из ресторана поблизости и пытающийся завести девушку. Джерри как начинающий серийный убийца — сын психически нестабильной матери, разговаривавшей с ангелами, избиваемый отчимом и предпочитающий реальности свой мир ситкомовых декораций, ярких цветов и говорящих зверюшек. Интересное начинается, когда эти стереотипы суммируются в главном герое слэшера, снятого с точки зрения слезшего с нейролептиков убийцы и в результате превращающегося в чёрт знает что с песнями.

«Голоса» более-менее полностью построены на одном приёме: как светлый мир в голове Джерри, где поют птички и играет старомодная эстрада, то и дело даёт трещину, приоткрывая объективную реальность с плесневелым мусором и потёками крови на холодильнике. Ненадёжность рассказчика вскрывается довольно рано — да и без того легко догадаться, что с уэсандерсоновским мирком розовых комбинезонов и весёлых песенок что-то нечисто, — но Сатрапи не злоупотребляет картинами разложения, оставляя зрителям самим додумывать, как выглядит со стороны, когда голова Джеммы Артертон с карикатурным британским выговором просит её покормить.

Tally-ho, old chum!

Кровавая подоплёка не мешает происходящему на экране быть действительно недурной комедией — собственно, «Голоса» и могут работать, только если режиссёру удаётся делать убедительными и смешную, и страшную часть; одна осечка, и всё свалится либо в неловкий ужастик, либо в глупую пародию. Ничего, конечно, радикально нового такой взгляд на хоррор и безумие не предлагает, но с требуемой эквилибристикой фильм управляется умело и тем самым поддерживает необходимую долю неопределённости — дальше-то что? Логика подсказывает дальнейшее кровопролитие, но тон повествования явно предлагает сочувствовать герою и желать ему всего хорошего; вот Джерри распиливает бухгалтера, а вот умилительно стесняется на свидании, но вот везёт девушку в тёмный лес, но вот уже решает выложить нож. Сюжет движется вроде бы в предсказуемом направлении, однако всё время петляет и дразнит тропами то одного жанра, то другого, создавая так не только саспенс, но и более сложного главного героя.

Не то чтобы мы не были готовы к такому повороту событий

Не самый простой трюк с не самом очевидным текстом — не превращать Джерри из обаятельного тихони в убийцу, а оставить его обаятельным тихоней с внутренним надломом и отправить убивать людей — Райан Рейнольдс убедительно исполняет в надёжных руках Маржан Сатрапи, оглядывающейся враз на Джона Уотерса, копеечные слэшеры и Ларса фон Триера. Может показаться странным такое сообщать, представляя в общих чертах карьеру Рейнольдса, не знающую недостатка в поводах для некоторого пренебрежения, но «Голоса» — его творческий вечер и серьёзная заявка на окончательное стирание «Зелёного фонаря» и прочих недоразумений из народной памяти. (Понятно, что на самом деле всё решит «Дедпул», но дайте нам помечтать о том, как инди-хорроры меняют мир к лучшему.) Галлюцинаторная карамельная реальность Джерри и гниющие на кухне останки объединяются без стыков в один цельный фильм благодаря главному герою, постепенно идущему к тому, что кроме него никого вокруг и не останется — зато он сам будет говорить на разные голоса за всех.

Вскоре, впрочем, приедет полиция. Но серийный убийца, которому просто было не с кем поговорить, танцующий в темноте Джерри сделает свой выбор: реальность — аттракцион на любителя, а он не из таких.

comments powered by Disqus