Тематический выпуск «Перемотки» о зле в погонах: динамичный французский комикс «Кольт 45» и мрачный британский приход «Гиена».

 

ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ

 

Colt 45 («Кольт 45»)
Режиссёр: Фабрис Дю Вельц
В ролях: Иманол Персет, Жерар Ланвен, Джои Старр
2014


После успешного выступления на соревнованиях по стрельбе в жизни молодого полицейского инструктора-завхоза Винсента (Иманол Персет) материализуется таинственный Мило Карден (Джои Старр), не уступающий чемпиону в мастерстве заговаривания свинца. 

Опасная синефильская мечта — устроить любимому маленькому автору сеанс шоковой терапии, вытряхнуть режиссёра из комфортных для него жанров на неизведанные и малоприятные территории. Фабрис Дю Вельц нырнул в ночной кошмар по своей воле, решившись абсолютно коммерческим, безобразным боевиком провести полную детоксикацию от зрительского провала «Виньяна». Своё дебютное «Мучение» бельгиец называет придурочной комедией, а вот выстраданный, изматывающий «Виньян» — это абсолютно серьёзно, отсюда профессиональные травмы, душевные язвы и шесть лет молчания.

Из вынужденного отпуска Дю Вельц вернулся с двумя проектами сразу — успешным фестивальным хоррором «Аллилуйя», по поводу которого он радостно даёт интервью, и «студийным» экшном «Кольт 45», о котором за постановщика всё больше рассказывают продюсеры. Представляете, автор «Мучения» и «Виньяна» снял нам новый «Рейд»! Да как-то вот с трудом.

«Кольт 45» по-спартански смонтирован (очень плотные, без продыха полтора часа) и надёжно защищён от кинокритического рентгена свинцовым сценарием. Актёры самоотверженно играют свои сюжетные функции сединами и скоплениями морщин, все возможные сантименты вымыты пульсирующим ритмом и великолепно выстроенным кадром. Сводить психологические параллели «Кольта 45» с какими-нибудь «Убийцами(ей)» Кассовитца и в который раз навязывать мужским ансамблевым фильмам скрытый гомоэротизм — значит сильно недооценивать таланты Дю Вельца на поле кинетического кино. Хотя Винсент и правда делит своё лицо с режиссёром Брайаном Сингером, а таинственный Мило Карден заявляет оплошавшему инструктору вполне буквально: «Я просто занялся с тобой любовью».

Если же всё-таки условиться, что за авторскую позицию в «Кольте 45» отдуваются пистолетные затворы, то арсенал режиссёра не сильно оскудел со времен «Виньяна». Дю Вельц противопоставляет слаженные тренировочные эпизоды скоротечному хаосу настоящего боя. Чёткой хореографией могут похвастаться только сцены состязаний (забег по лесу и танец свинца на закрытом стрельбище); первое же боевое крещение тылового воина оборачивается винегретом из крупных планов и фонтанов штукатурки. Но пережив адреналиновую горячку, Винсент действует всё стремительнее, орудуя верным пистолетом так, как обычно в корейских народных фильмах о мести мельтешат кухонным ножом. Гуманности в тех корейских фильмах, впрочем, побольше.

Фабрис Дю Вельц при случае трагично ворчит и закатывает глаза (худший опыт съёмок!), но его грубому детоксу не откажешь в результативности. Более доступный и коммерческий фильм бельгиец вряд ли бы смог, да и уже никогда не снимет. Пройдя, аналогично Винсенту, путь острой боли и отрицания, Дю Вельц полностью уподобился своему герою и смирился с участью оформителя костяных берегов и багровых рек. «Кольт 45» эффектно обрывается на полудвижении, фильмография Дю Вельца несётся без тормозов, сметая все языковые барьеры. Дальше, похоже, будет реально страшно.

 

ФИЛЬМ ВТОРОЙ

 

 

Hyena («Гиена»)
Режиссёр: Джерард Джонсон
В ролях: Питер Фердинандо, Стивен Грэм, Нил Мэскелл
2014


Праздные будни полицейского братства по борьбе с наркотиками под руководством Майкла Логана (Питер Фердинандо). Служители закона выносят клубы и нычки, ударно делят конфискат и чувствуют себя неприкасаемыми, пока подментованного турецкого оптовика не разрубают на куски отмороженные братья-албанцы, а начальство не прикрепляет к отделу нового куратора — Дэвида Найта (Стивен Грэм), бывшего члена братства.

На всех рекламных материалах «Гиены» стоит одобрительная печать Николаса Виндинга Рефна, который для аутера-аутиста слишком много болтает, а в данном случае называет грязный морок Джерарда Джонсона будущим криминального жанра. Увы, но судя уже по трейлерам, будущее — это рефновские же «Пушеры» десятилетней-двадцатилетней давности в вольном пересказе. На деле «Гиена» кажется ремейком в ещё большей степени, и не только на уровне завораживающей формы: камера кружит вокруг Майкла прямо как в первом фильме, но за каждой дверью героя поджидает густой алый кошмар фильма уже третьего.

Разумеется, Джерард Джонсон режиссёр слишком тихий и самодостаточный, чтобы разбазаривать четыре года жизни на дублирование чужого успеха: сложно представить полицейское кино без коррупции и этнопреступности, ну а заливающий кадр неон — главный амулет современных жанровых и независимых. Да и если брать фильмы Рефна за какой-то узкожанровый эталон, то ремейк Джонсона, третий (!) по счёту после британских индусов и британцев, скорее образцовый, то есть держащий предшественника в уме, а не под скучным микроскопом.

Джонсон вышел из тех же багровых рек, что и Дю Вельц, но реки эти чуть более рукотворного характера — он не оканчивал киношколу и всему научился сам, пользовался (единственной доступной) музыкой родного брата и теперь уже постоянного композитора Мэтта Джонсона (The The), приглашал на любые роли своего кузена Фердинандо. Этого не заметят иноземцы, но кинематограф Джонсона в обозримом будущем вряд ли вырвется за границы реального Лондона — серийный убийца Тони из его дебютного фильма орудовал в восточной части города, ночной мир «Гиены» скрывается в западных районах. Окропить осталось юг и север.

«Гиену» и «Кольт 45» связывает не только низкое происхождение, но и соответствующие родовые недуги: скудный сценарий, калейдоскопический выход целой армии персонажей. Но там, где Дю Вельц прячет недостатки и стремительно атакует зрителя, Джонсон повинуется традициям атмосферного хоррора и опасно тянет время, увлечённо рассматривая неоновые внутренности очередного притона или трагичное лицо своего кузена. В двухчасовой, но всё равно короткой «Гиене» собрана при этом грандиозная орава потраченных впустую ублюдков — братья-албанцы с лицами мясников; страшно правдоподобные, пузатые сотрудники правоохранительных органов. Но вся потенциальная драматургия в стае Майкла Логана заканчивается на замедленных сценах наркотического гвалта — в пиковом эпизоде нахлобученные в смерть и оголённые по пояс копы обмазывают друг друга кетчупом и горчицей; понятней некуда, что горький финал близок. За пределами полицейской стаи не так много неожиданного — и так ясно, что албанцы не сильно верят новому партнеру, отношения Майкла с его любовницей (замечательная, но мимолётная МайАнна Бёринг) обозначены скорее пунктиром.

В киноэпосах о коррупции почти всегда находится место для льготного искупления, каким бы плохим не был лейтенант. Улицы перемалывают людей по обе стороны закона в однородную кровавую жижу, но стоит только протянуть руку. Джонсон, надо отдать ему должное, гнёт до последнего, заталкивая героев в такие животные условия, где даже самопожертвование не гарантирует спасения. 

comments powered by Disqus