Ридли Скотт в третий раз выходит в космос и напоминает нам главное правило астронавтов: отправляясь покорять далёкие миры, не забудьте взять с собой самое необходимое — толковый сценарий и изоленту.

 


The Martian («Марсианин»)
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Деймон, Джессика Честейн, Чуител Эджиофор


 

Во время поспешной эвакуации миссии «Арес-3» ботаника Марка Уотни уносит бурей, а для верности ещё и протыкает антенной передатчика — но не тут-то было. Очнувшись на гостеприимных просторах Ацидалийской равнины и окинув взглядом пустую взлётную площадку, Уотни начинает работы по выживанию: терраформирует Марс в пределах жилого модуля, перегоняет ракетное топливо в воду, творчески расчленяет марсоходы и эксгумирует зонд «Патфайндер». На Земле тем временем тоже не скучают.

При всём разнообразии эффектных сцен и красивых кадров больше прочего завораживают в фильме стремительные передвижения Джессики Честейн в невесомости

То и дело всплывающие в рецензиях на «Марсианина» возгласы о долгожданном возвращении Ридли Скотта в строй после всякой крупнобюджетной стыдобы — в общем, пустое. Ридли никуда особенно и не уходил, другое дело, что со сценаристами нынче туго, самим сценаристам непросто, а со сценариями ещё хуже — и тем удивительнее сошедшиеся в этом фильме звёзды. Роман Энди Уира, прошедший путь от выложенного за так на сайте текста к киндл-самиздату за 99 центов, контракту с издательством и продаже прав на экранизацию, не просто попал в надёжные руки Дрю Годдара, но и не оказался впоследствии перекроен студийными боссами.

Годдар срастается с прозой Уира без швов: оба зарабатывают на жизнь гиковскими хай-концептам, оба умеют в немудрёных шуточках как бы невзначай изложить внушительный объём информации о происходящем вокруг и внутри героев, оба так или иначе пишут о том, как гордо звучит человек — несмотря даже на то, что ровно в половине киносценариев Годдара умерли вообще все действующие лица. Ридли Скотт и Дариуш Вольски, однажды превратив даже прискорбные плоды фантазии Деймона Линделофа в почти настоящее кино, здесь наконец встречаются с другим, более вменяемым сценаристом «Лоста». Режиссёр и оператор увлечённо переключаются с веб-камер на просторные планы пустыни Вади Рам в гриме Марса, без потерь умещают чуть ли не четверть книги в Starman Боуи, прячут нецензурную брань за молчаливой реакцией NASA и роняют невыспавшегося Дональда Гловера из кадра прочь. Брошенная им в помощь людная труппа — кажется, в фильме нет ни одного лица, которое мы бы не видели в этом году хотя бы по телевизору, — старается даже в самых скромных ролях за визорами скафандров.

Слишком многое сложилось для «Марсианина» удачно, а оценить твёрдость руки сценариста и режиссёра можно, всего лишь представив, насколько легко Голливуду было бы закончить историю поцелуем в шлюзе «Гермеса».

Увернуться от вписывания продюсерами романтической мотивации героям — фокус посложнее иных гравитационных манёвров, браво.

 

Задвинутая всё-таки на финальные титры I Will Survive, во-первых, даёт понять, что у Ридли Скотта осталось немного совести, а во-вторых, уступает звание самого очаровательно бесстыдного саундтрека Hot Stuff, под которую выносят плутоний

Если смотреть на вещи с позиций, условно говоря, величия и какой-нибудь там художественной ценности, «Марсианин», конечно же, скромная, хотя и бесспорно весёлая поделка — поэтому мы с таких позиций и не смотрим. Библиотека приключений и фантастики для среднего школьного возраста, беллетризованная инструкция к марсоходу и пособие по огородничеству — все как одно верные определения для книги и фильма, и в то же время ничего не объясняющие. «Марсианина» легко обвинить в потакании массовым вкусам и игре на понижение, но по-честному простые и доходчивые истории на длинной дистанции обычно оказываются впереди напускавших эзотерического морока и хмуривших лоб, — а неунывающее задротство с математическими выкладками и вовсе проходит по номинации не столько популизма, сколько популяризации научного метода.

Уже не одно поколение физиков и астронавтов вдохновил на подвиги «Стар трек» — иными словами, груда фанеры и резиновых ушей с бравурной музыкой — так почему бы теперь не принять эстафету ботанику, так по-нашему коротающему время за старыми ситкомами и Агатой Кристи. О величии человеческого духа можно рассказывать как угодно, возделывать свой сад — на любой планете, а стать героем — хотя бы и унавоживая грядки, если подойти к делу с головой.

comments powered by Disqus