«Перемотка» посмотрела дебютный «Костяной томагавк» С. Крэйга Залера, который, если верить скрижалям отдела маркетинга, никогда не должен был увидеть свет. Это старорежимный и довольно кровавый вестерн-хоррор про борьбу с индейцами-каннибалами.

 


 

 

Bone Tomahawk («Костяной томагавк»)
Режиссёр: С. Крэйг Залер
В ролях: Курт Рассел, Патрик Уилсон, Ричард Дженкинс, Мэттью Фокс
2015


 

Отряд из четырех человек — крутой шериф в годах (Рассел), помощник шерифа (Дженкинс), ганфайтер (Фокс) и хромой ковбой (Уилсон) — идет по следу кровожадных индейцев, под покровом ночи выкравших несколько жителей приграничного города.

Писатель, сценарист, оператор и состоявшийся музыкант Залер в 2000-х активно пытался покорить мир большого кино, который столь же активно ему сопротивлялся. К сценарию грозного вестерна The Brigands of Rattleborge долгое время присматривался великий кореец Пак Чхан Ук; сам же Залер зачем-то подписался на адаптацию «Роботеха» с Тоби Магуайром (!) и безуспешно перекраивал собственную криминальную прозу под продюсера Леонардо Дикаприо. Ни один из этих удивительных проектов не состоялся, браться за томагавк пришлось самому.

От красочного анонса до премьеры прошло три года. За это время продюсерам пришлось заложить свою недвижимость, а актерскому составу — порядком потесниться. Неизменными оставались две фамилии — сомнительный дебютант Залер и проектообразующий ветеран культового кино Рассел, вокруг которого раковыми клетками множились иностранные прокатчики, ушлые сопродюсеры и коммерсанты, мечтавшие увидеть на постерах имена своих кузенов. Bone Tomahawk выжил, но почему-то достался бесславной конторе RLJ Entertainment и сегодня тонет в океане зрительского игнора и дешевых стриминговых релизов.

Первое официальное промо обещает, к примеру, следующих актёров: Дженнифер Карпентер, Тимоти Олифант и Питер Сарсгаард

Индейцы, похищение и преследование — разумеется, с ходу возникает паскудное желание сосватать Залеру богатое наследие «Искателей» Джона Форда, но даже Форд не позволял себе столько диалогов на неподъёмные 133 минуты. Не позволяли себе подобного ни Энтони Манн, ни Сэмюэл Фуллер, на жёсткие вестерны которых малобюджетный Bone Tomahawk похож чуть больше, чем на яркий студийный техниколор. Качественную категорию Б тех лет отличали казарменная дисциплина и завидная лаконичность: полтора часа, ни кадра мимо. Крэйг Залер без всякой видимой причины идет ва-банк и после бодрого пролога с хрустом разрезаемых глоток отдает неспешные восемьдесят минут перебранкам четырех героев. И поскольку Bone Tomahawk то ли вынужденно (бюджет), то ли идейно (вы вообще в пустыне были?) довольно уродливо и скупо снят, а композитор предпочитает брать большие паузы, то актёрский ансамбль и крепкий сценарий — главные козыри фильма-вестерна.

И тут Залеру-сценаристу есть чем похвастаться. Там, где пост-, анти-, нео- и прочим модным жанровым переосмыслениям приходится капитулировать и отмахиваться от зрителей долгими планами мертвых пейзажей, Bone Tomahawk неожиданно для фильма про каннибалов предлагает актерам достаточное пространство для игры. Остроумных словесных потасовок в духе Чарльза Портиса хватит на всех, даже на усатого дэнди Мэттью Фокса, подменяющего куда более уместного в этой роли Тимоти Олифанта.

Когда же доходит до условного фильма-хоррора, то в Bone Tomahawk наконец-то просыпается та первобытная ярость, которой веяло от кровожадного синопсиса. В безжалостном насилии и гнусном gore Крэйг Залер понимает не хуже Илая Рота или Александра Ажи, правда, в кино он понимает чуть лучше. Столкновение потешной спасательной операции — если вдуматься: два пенсионера, понторез и инвалид — с гигантскими алебастровыми троглодитами неизбежно и происходит стремительно. «Искатели» оборачиваются даже не «Хищником», а злым мороком нетленки «У холмов есть глаза» —  людей разрубают вдоль, вспарывают как скот на забое.

Во всей этой пляске смерти подмывает отсеять какие-то необязательные пласты и сложные аутерские позы — индейцы-людоеды, как выясняется, не совсем и индейцы (американской аудитории очень важно), персонажи ловко пользуются старомодной лексикой, но столь же старомодны и морально (расисты). Месть предков и колониальный цинизм могли, конечно, основательно пропитать Bone Tomahawk, но, к чести завороженного дешевым палпом Залера, он занят вещами поважнее.

comments powered by Disqus