Мы к вам заехали на час: Дружелюбные хозяева и беспокойные гости в камерном слоубёрнере The Invitation

Спецподразделение «Перемотки» проникло на Минский международный кинофестиваль «Лістапад» и там во внеконкурсной программе с подозрительным названием «Полуночные страсти» обнаружило «Приглашение» — хороший медленный триллер о том, что дружить домами, возможно, плохая идея.

 


Трейлера к фильму пока нет. Вместо этого можно посмотреть интервью с режиссёром, подтверждающее догадку, что про тьму и паранойю снимают милые смешливые люди

The Invitation («Приглашение»)
Режиссёр: Карин Кусама
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Тэмми Бланчард, Михил Хьюзман, Джон Кэрролл Линч, Линдсей Бёрдж
2015


 

По дороге к дому своей бывшей жены Уилл и его новая подруга Кира, разглядывая в салоне авто пригласительный буклет, случайно подбивают койота. В ход идет монтировка, эпизод неприятный, но ещё вопрос, приятней ли будет там, где пару лет тому Уилл и Иден хоронили своего сына. Запланированный вечерний реюнион с участием близких обоим людей выглядит мероприятием как минимум объяснимым. Сразу же после трагедии Иден, оборвав все контакты, поспешно сбежала в Мексику, а вернулась вот буквально только что — с новым мужем и признаками счастья на лице. Уилл, на первый взгляд, тоже удар выдержал, так зачем же теперь дуться друг на друга за сумбур тех самых дней?

Покружив в заниженном фреймрейте по окрестностям, пара выходит к порогу приличного особняка — и вот уже спустя каких-то полчаса группа полузнакомых людей дружно смотрит ролик про Мексику, сидя в гостиной у ноутбука. На экране умирающая женщина говорит страннейшие вещи, Уилл вообще не понимает, что это и зачем, остальные тоже не сказать, чтобы в восторге. Хозяева, извиняясь, объясняют, что хотели поделиться своей радостью.

The Invitation — победитель последнего кинофестиваля в Ситжесе, крупнейшего мероприятия, посвящённого бюджетной фантастике и её смежным областям. В этом году конкурсная программа состояла из 36 фильмов

С первых же мгновений Уилл начинает думать о нечистом. Расчётливо запертые на ночь двери, незнакомая девушка-загадка, в конце концов, пузырёк с таблетками, который Иден явно прячет, — от подозрений тут попробуй отмахнись. В The Invitation, однако, расхожий сценарный вопрос о паранойе центрального героя обозначает себя мало того что крайне неспешно, так ещё и не совсем так, как принято. Сегодняшнему хоррору по большому счёту всё равно, выдумщик ли тот, кому предусмотрена для того мотивация, или нет, главное — не раскрыть всех карт раньше положенного, а в идеале — не раскрыть вообще. До поры до времени этот факт осознавал лишь Фридкин, на сторонние подсказки Джеффа Николса реагировать, понятно, никто и не пробовал, но к середине десятых молодые поклонники кинематографического мрака в такое положение дел всё-таки вмешались.

Ли Джаниак, Мики Китинг, а теперь и Карин Кусама, однажды выпустившая в свет Мишель Родригес, едва ли не в течение года переосмыслили анахронизм голливудских триллеров стыка веков в контексте модных хорроров, превратив его из сценарного туза в рукаве в современный слоубёрн-двигатель. И если Honeymoon и Pod ещё можно было посчитать плюс-минус чем-нибудь студенческим, то кино Кусамы смотрится во всех смыслах посерьёзней. Эмоциональная дезориентация Уилла направлена тут только на одно — как можно дольше сгущать краски, обозначать присутствие опасности, ежеминутно напоминая о том, что та с одинаковым успехом может оказаться как мексиканским призраком из-под кровати, так и обычным мифом. Муж Иден тайком зажигает красный фонарь — очевидно, неспроста. Один из гостей вдруг вспоминает, как убил свою жену, тоже, должно быть, на что-то рассчитывая. На что конкретно — поди догадайся: ворох ложных намёков меняет расклад от эпизода к эпизоду, да так, что ключ ко всей этой неразберихе постепенно становится делом десятым.

Линдсей Бёрдж в очередной и, судя по всему, не в последний раз исполняет роль персонажа откуда-то из фэнтезийных вселенных

Уценяя драматургическую сложность перед формой и жертвуя детализацией побочных персонажей в угоду их же скрытности, Кусама акцентирует внимание исключительно на происходящем здесь и сейчас. Несмотря на наличие пары-тройки флешбеков, кино не обращается за ответами в прошлое и не устраивает там конкурс наиболее изящных объяснений тому, что именно творится за этим слегка затянувшимся ужином и почему творится именно так. The Invitation, по сути, вообще можно ставить в театре, даром что в моментах поактивней придётся нелегко.

Напряжённые посиделки в четырёх стенах не так давно встречались в фантастике Coherence, однако местный саспенс, закованный в сепию герметичных пространств, родился словно бы в чуть более позднем The Gift. Та же завязка из области интерьерных мелодрам, тот же лейтмотив посттравматики в качестве весомого аргумента для поклонников vulgar auterism. И даже цветовая палитра — один в один, не говоря уже о том, что финальный акт в обоих случаях заставляет взяться за голову. К последнему, впрочем, можно относиться как угодно, ведь просидеть в кино как на иголках — шанс сегодня уникальный, а концовки что — их же всегда за что поругать найдётся.

Люди из Gamechanger Films, принципиально не сотрудничающие с режиссёрами мужского пола, прокат фильма обещают в марте

comments powered by Disqus