The Kids Are Not Right: Панк, смерть и клаустрофобия в триллере Green Room

Один из лучших фильмов года о столкновении идеологий на задворках Америки с человеческими жертвами.

 


Green Room («Зелёная комната»)
Режиссёр и автор сценария: Джереми Солнье
В ролях: Антон Ельчин, Имоджен Путс, Патрик Стюарт
2016


 

У молодых музыкантов из The Ain’t Rights с самого начала не задалось. Cорвался концерт, и пришлось выступать в забегаловке перед тремя посетителями за 6 долларов на брата, потом подвернулась возможность сыграть в портлендском деревенском клубе для скинхедов. Шоу началось с кавера на Nazi Punks Fuck Off группы Dead Kennedys. В принципе, их могли разделать на сцене уже только за это. Но со второй песни раскачали толпу, отыграли сет и уже собрались уезжать, как басист (Антон Ельчин) зашел в гримёрку за забытым телефоном и увидел на полу девушку с финкой по рукоятку в голове и склонившихся над ней амбалов в свастиках. Группу быстро сгрябчили и посадили под замок вместе с подружкой убитой (Имоджен Путс со стрижкой «челси»), и вызвали старшего неонациста (Патрик Стюарт). Главный решает пустить свидетелей убийства под нож.

Как и у предыдущей работы Солнье, замечательной «Катастрофы» (Blue Ruin), «цветное» название переводится не в лоб, потому что green room — устоявшееся выражение и, конечно, никакая не «зелёная комната», а скорее гримёрка. Именно в этой гримёрке и проведут большую часть экранного времени ребята из панк-группы The Ain’t Rights, а за дверью будут толпиться ультраправые гопники с мачете, дробовиками и натасканными на людей питбулями.

Если недавняя «Ведьма» была блэком, то Green Room — брутальный дэт-метал: людей рубят мачете, режут канцелярскими ножами, лупят хэдшоты из ружей и чего поменьше, рвут собаками. Фоном идет соответствующая, отлично подобранная музыка, с говорящими названиями песен: Paralyzed With Fear Obituary, Suffer the Children Napalm Death, Mutilation Corpus Rottus, Taken By Surprise Poison Idea, War Ensemble Slayer, Right Brigade Bad Brains. Музыка тут не только для того, чтобы громко орать за кадром, но и нести более сложную смысловую нагрузку — нюанс, который легко не заметить, если таким не увлекаться.

Жестокость и свирепость происходящего действительно потрясает, застаёт врасплох, заставляет хвататься за голову и зажимать рот. Солнье играючи переплёвывает большинство новых хорроров бескомпромиссным «мясом», от которого аж немного передергивает — сцена с возвращением револьвера будет в кошмарах сниться.

Но на этом достоинства Green Room не заканчиваются. В первую очередь это потрясающий триллер. Зрителя быстро берут за шкирку и держат, не отпуская, до самого конца. Героев Солнье не жалеет, и поэтому трудно предположить, кто дотянет до финала и дотянет ли кто вообще. Сейчас ты можешь быть самым крутым в компании, а через мгновение бритый обсос истычет тебя в спину заточкой.


 

У Солнье нет предысторий и дутой экспозиции, зритель знает практически только то, что видел сам. Поэтому когда, например, из багажника вдруг достают окровавленную биту, мы понятия не имеем, кто и когда ею получил по голове. Разговоры между персонажами звучат как разговоры между людьми, понимающими, о чём они говорят. Никто не начнёт вдруг вспоминать, как один из них занимался джиу-джитсу, эту информацию мы получим впроброс, почти незаметно; из-за этой элегантной скупости в тексте могут возникнуть вопросы к мотивации некоторых действующих лиц, но она есть, стоит только притормозить, что, однако, сделать ввиду происходящего довольно проблематично.

К слову об элегантности. Протагонисты не видят главного своего врага до конца фильма (может быть, секунду через щель в дверном проеме). До этого он с ними говорил только через дверь, и тут важно отметить, как эти переговоры происходили: в тесной каморке жмутся онемевшие от страха вчерашние дети, и только тихий голос за стеной — их единственная связь с миром. Мы следим за реакцией жертв, а какие эмоции в этот момент на невозмутимом лице Патрика Стюарта — совершенно неважно.

 

Green Room часто сравнивают за неимением лучшего ориентира с «Нападением на 13-й участок» Карпентера. Если верить Солнье, он не видел этого фильма, пока не закончил второй черновик сценария. И это совершенно разные по настроению и смыслу картины, тем более что у Солнье продолжается тема человека, попавшего в экстремальную ситуацию, к которой тот совсем не приспособлен: как и горе-мститель из Blue Ruin, герои Green Room совершенно не готовы к выживанию в мясорубке с профессиональными головорезами.

Джереми Солнье, бывший участник хардкор-панк-группы, скейтер и фанат Black Sabbath, зарабатывал на жизнь съёмкой рекламы, потом вложил все свои средства, деньги жены и тёщи, влез в долги по кредиткам и снял Blue Ruin за $ 400 000 (говорит, все окупилось). Green Room уже была не совсем инди, но «студийным» проектом и стоила в десять раз дороже. Идею вынашивал 10 лет.

В общем, не пропустите и, как сказала героиня Имоджен Путс, tell it to somebody who gives a shit.

comments powered by Disqus