Сегодняшний выпуск — о недавних экшн-фильмах, которые не смогли покорить бокс-офис, но покорили наши сердца.

В предыдущих сериях
10 боевиков из 90-х
Ещё 10 боевиков из 90-х
10 боевиков из 80-х

 

01

«Защитник»
с Джейсоном Стэйтемом

Safe, 2012

В богатой фильмографии сценариста и режиссёра Боаза Якина найдётся фильм буквально любого жанра: мирамаксовские краймы 90-х или там удачный фильм про военного пса. Вот нашёлся боевик с Джейсоном Стейтемом, поточный только на первый взгляд. В реальности это собирающий на своём пути все жанровые штампы, но при этом безумно лихо и яростно снятый боевик откуда-то из 80-х, хотя сам постановщик ориентировался на злые улицы нью-йоркских 70-х.

Улицы и правда были злющими, но даже на них не косили всё живое столь беспощадно и механически (счётчик смертей переваливает за восемь десятков, какие уж тут «Воины» Уолтера Хилла, скорее «Коммандо»). Якин при этом не просто полагается на пиротехнику и наполированную харизму Стейтема, после череды скромных картин он вернулся в широкий прокат и бьёт наотмашь — сцены без монтажных склеек, шустрая камера, отличные ракурсы и никакой голливудской мельтешни на монтаже. Для сомневающихся и посмотревших тухлый трейлер имеется дико спойлерный, но эффектный kill count.

 

02

«Ночной беглец»
с Лиамом Нисоном

Run All Night, 2015

За неполные восемь лет Жауме Кольет-Серра снял со своей главной музой и по совместительству последним героем боевиков Лиамом Нисоном четыре фильма: три успешных и один жёстко провалившийся. И вот этот, провалившийся, разумеется, лучше всех. Никаких заигрываний с Хичкоком, только очень густой и плотный палп на грани кинокомикса о Готэме и полноценного романа Дэнниса Лихейна о семье, гордости и возмездии.

Сценарист Брэд Ингелсби уже работал в схожем жанре, но «Из пекла» заметно приглушила серьёзная режиссура Скотта Купера, Кольет-Серра же клипмейкер и его энергией только поезда останавливать. Его «Ночной беглец» — громыхающий, избыточный, с боекомплектом актёров для типичного оскаровского фильма, но играющих лучшие криминальные типажи и громко бряцающих оружием. Бонусом идёт неосознанно комичный выход рэпера Коммона в роли неумолимого лысого киллера. 

 

03

«Универсальный солдат 4»
со Скоттом Эдкинсом

Universal Soldier: Day of Reckoning, 2012

Сначала Джон Хайамс, сын режиссёра и оператора Питера Хайамса, воскресил сомнительной ценности франчайз, а затем самостоятельно его и убил. «Универсальный солдат 3: Возрождение» был очень лихо сделанным VOD-боевиком, в котором универсальные солдаты в рамках довольно идиотского сюжета наконец-то стали выглядеть и вести себя как настоящие машины смерти.

На следующем фильме продюсеры отпустили вожжи, и Джон Хайамс не только поставил фильм, но и написал к нему очень странный по меркам жанра сценарий. Его «Универсальный солдат» — это сюрреалистичный хоррор, одновременно напоминающий кассетные боевики, «Апокалипсис сегодня», фильмы Дэвида Линча и бог весть ещё что. Жан-Клод Ван Дамм в роли полковника Курца, безумное камео Дольфа Лундгрена и монолитный Скотт Эдкинс как новое лицо честных «видеокассетных» бэшек.

Фильм прошел мимо своей целевой аудитории, но глубинные нёрды ждут, когда Джону Хайамсу доверят какой-нибудь сложный и кровожадный франчайз — уж с чем-чем, а с фантазией и бескомпромиссностью у него проблем точно нет. 

 

04

«Два ствола»
с Марком Уолбергом и Дензелом Вашингтоном

2 Guns, 2013

Один из лучших бадди-муви 10-х, что неудивительно — жанр практически истреблён апатовско-рогеновскими бромансами, тоже уходящими в мир иной, пускай с пушками у них и не густо (ладно, «Ананасовый экспресс» был хорош). Основанный на комиксе, снятый исландским режиссёром и с двумя не то чтобы сильно сочетаемыми звёздами в обойме, но по факту очень ладный, дисциплинированный фильм в лучших традициях «48 часов».

Бальтасару Кормакуру на его англоязычных проектах либо так сильно везёт со сценариями, либо одно из двух — в «Двух стволах» зло по-настоящему опасно (какой тут Билл Пэкстон в роли блатного чекиста), смерть означает смерь, главные герои аккурат на своих местах. Вашингтон фирменно держит еле уловимый прищур и всё-таки серьезен, Уолберг ещё не захлебнулся ролями главного бати на районе и играет шебутного мудака. Стреляют, правда, без особых изысков, но метко. 

Ранее в «Перемотке»
Служба — службой: 10 лучших бадди-экшнов, которые вы зря не смотрели

 

05

«Нокаут»
с Джиной Карано

Haywire, 2012

Суперстильный, немногословный (диалоги, понятно, не профиль Джины Карано), витиевато выстроенный боевик. Абсолютно в духе этапного «В упор» Джона Бурмена, который Содерберг однажды уже переснял (см. «Англичанин») и, будем надеяться, переснимет ещё не раз, если, конечно, вернётся живым после позёрских и ненужных экспериментов с фильмами на iPhone.

Россыпь голливудских звёзд — в уместных, но в тоже время издевательских «гостевых» ролях. Карано, которой мускулы и боевая харизма не дадут выйти дальше второго плана, сверкает в самой важной роли своей необязательной кинокарьеры. Идеальный шпионский саундтрек фирменного содерберговского ретрокомпозитора Дэвида Холмса (Оушеновская трилогия, «Вне поля зрения»). Некоторые эпизоды настолько круто поставлены и смонтированы, что начинаешь злиться на Стивена Содерберга, для которого «Нокаут» не главный фильм пятилетки, а тупо отыгрыш режиссёрской моторики, ничего серьёзного. 

 

06

«Кибер»
с Крисом Хемсвортом

Blackhat, 2015

В «Кибере» импрессионист Манн сокращает дистанцию между экраном и зрителем до минимальной. Почти вся картина построена на крупных планах и нарочито небрежных движениях камеры, а плохая освещённость кадра и шлейфы от неоновых вывесок — всё то, что другой специалист посчитал бы техническим браком, используется как художественный приём. Драка в ресторане — молниеносная и жёсткая — снята в расфокусе и так близко, будто стоишь за спиной Хэтэуэя. Перестрелка в припортовой зоне разыграна с невероятной энергетикой и невиданным эффектом присутствия — камера прижимается к земле, герои под подавляющим огнём жмутся к грузовым контейнерам, а звук от ударов, с которым пули вонзаются в металлическую обшивку, ощущается уже над собственной головой и заставляет вжиматься в кресло.

Ранее в «Перемотке»
Борьба со взлом: Триллер о технологиях и реальности Blackhat Майкла Манна

 

07

«Джек Ричер»
с Томом Крузом

Jack Reacher, 2012

Экранизация сомнительного литературного конвейера Ли Чайлда со всеми голливудскими вытекающими — тотальный мискаст протагониста (по книгам здоровый лоб, уж точно не игрушечный Круз), сокращение числа персонажей, наращивание мускулов и т.д. Но это второй фильм сценариста и скороспелого оскароносца Кристофера Маккуорри, который в дебютном и реально великом «Пути оружия» прошёлся по всем возможным жанровым штампам, собрал скверную критику, сгнил в прокате и после столь тёплого приема десять лет не считал себя полноценным режиссёром.

И второй фильм, конечно, сделан заметно осторожнее первого, но не менее грандиозно. Очень старомодный саундтрек и съёмки под 70-е, идеально продуманные и смонтированные первые 10 минут, вывернутая наизнанку интрига и антипогоня, набор очень ёрнических и глумливых эпизодов в духе как раз «Пути оружия», а на выходе страшно интеллигентное кино, где людям ломают конечности. И даже Круз, которому не то пальто, но и без которого не было бы фильма, под финальные титры абсолютно на своём месте. 

Достаточно посмотреть, как в сиквеле аналогичной силы материал без выдумки и в лоб снял заметный режиссёр Эдвард Цвиг и получил фильм, который отличается от поздних боевиков со Стивеном Сигалом разве что нулями в бюджете. К слову, боевики со Скоттом Эдкинсом заметно лучше. 

 

08

«Нарковойна»
с Сунь Хунлэем

Du zhan, 2012

В этом десятилетии заслуженный китайский мастер Джонни То будто бы взял небольшую передышку и уже не красуется на международных фестивалях, а свои фирменные боевики снимает с большой неохотой. Единовременный наследник раннего Джона Ву и позднего Жан-Пьера Мельвиля, он переключился на немного другие жанры, а возвращение в коронные («Трое») прошло с каким-то особенно неприятным скрипом, хотя всё вроде бы на месте — ловко придуманные сюжеты, верные актёры, блестяще поставленные перестрелки. Так что «Нарковойна» — настоящая отдушина для поклонников «Миссии», «PTU» или «Отверженных»; свирепый и безумно стильный боевик о людях, у которых пистолет прямое продолжение руки.  

 

09

«Гость»
с Дэном Стивенсом

The Guest, 2014

 

 

Добавить к написанному ранее нам решительно нечего, лучший фильм подававшего большие надежды жанрового дуэта Вингард-Баррет, который, увы, завёл обоих творцов в никуда.

Оставаясь в пределах жанрового кино, но наплевав на границы между жанрами, «Гость» вроде бы не замахивается на многое — но удаётся ему куда больше, чем от него можно было бы ожидать. Тут тебе и разворот на 180 градусов посреди фильма с фактической сменой протагониста; любовь враз и к компактным страшилкам восьмидесятых, и к их современным авторским парафразам с длиннотами и затылками; грациозно поставленный мордобой и умело управляющиеся с минимальным текстом актёры (Стивенсу с ролью приветливого социопата повезло больше, но остальные тоже не теряются); гранаты, тыквы, дайнеры, дискотека восьмидесятых и кровь на танцполе. 

Ранее в «Перемотке»
Двойной сеанс: Cold in July Джима Микла и The Guest Адама Вингарда

 

10

«Драка в блоке 99»
с Винсом Воном

Brawl in Cell Block 99, 2017

Гремучая смесь из романов условного Ричарда Старка и «Истории о Рикки» от самого бескомпромиссного автора Америки. В мире, где всё в одночасье стало слишком тонким и хрупким, такое кино вызывает настоящую оторопь. Безмерно брутальное тюремное крошилово, снятое в спартанских условиях, из которых Залер со своей любовью к нарочито неестественному гриму и эффектам, к ритмичным длиннотам и смачным диалогам выжимает абсолютный максимум. При наличии любимых редакцией «Дредда» или там «Зелёной комнаты» именно второе полотно Крэйга С. Залера кажется идеальным завершением списка главных аутсайдеров. Чёртовы лучшие два часа в вашей жизни и именно такой финал, которого всегда ждешь от действительно крутого и опустошающего фильма, но никогда его не получаешь.

Ранее в «Перемотке»
The Kids Are Not Right: Панк, смерть и клаустрофобия в триллере Green Room

comments powered by Disqus