В свои пятьдесят один год режиссёр Александер Пейн является автором пяти (если не считать порнографических опытов и пары короткометражек) полноценных фильмов. Он слывёт неплохим сценаристом и даже имеет по этому поводу «Оскар», ему хватает денег и идей на новые проекты, чтобы не уйти на телевидение, и даже Джордж Клуни готов работать с ним сколько угодно. Такую судьбу можно считать вполне выдающейся для независимого-американского-режиссёра, который объявился (как и многие другие обладатели данного титула) в девяностые после каннских успехов Стивена Содерберга и братьев Коэн. И если дружба с Клуни — явление слишком распространённое, чтобы быть заслугой, то умение рассказывать истории — очевидный козырь Пейна.
.


 

 



В сущности, сейчас Александер Пейн — это, с некоторыми поправками, аналог Георгия Данелия, но родившийся не в Тбилиси, а в заштатной Омахе. Сходство покажется ещё более явным, если представить на месте, скажем, Николсона в «О Шмидте» Джигарханяна. Интонация советского классика близка многим режиссёрам его круга, что, скорее всего, бросается в глаза только при взгляде отсюда. Но удивительным образом только Пейн — при всей его былой увлечённости социальной сатирой и высмеиванием чрезмерной свободы выбора («Гражданка Рут» и «Выскочка») — научился также находить смешное в грустном. Экранизируя романы о кризисе среднего, пенсионного, да и любого другого возраста, он цепляется за детали и не стесняется применять закадровый монолог в самом банальном смысле этого слова. Иногда это заходит слишком далеко, чтобы не вызвать умиление, и тогда любой долгий план на лице осознавшего-всё-героя становится последним доводом в пользу фильма.

Независимый американский кинематограф — явление достаточно аморфное, чтобы изобретать новый киноязык. Дело, вероятно, в том, что так называемые «мэверики» слишком зациклены на Чехове и семейных драмах. Пейн так же, как и О. Рассел, младшая Коппола или Линклейтер, не старается сделать что-то безоговорочное. Ему порой доставляет удовольствие просто понаблюдать за физиономией Риз Уизерспун или лишний раз процитировать себя. Зато провернуть сюжетный фертель, подобный финалу «Выскочки», удаётся далеко не каждому. Да, это средний (если брать за крайности Цвигоффа и Малика) режиссёр, которого интересуют семейные ценности и пейзажи штата Небраска. И нет, это не тот случай, когда можно махнуть рукой и сказать, что так уже было. В случае с Пейном это, наоборот, первое, из-за чего его фильмы стоит любить.

comments powered by Disqus