Великому классику 80. Очень надеемся, что, как и в случае с Джоном Карпентером, народная любовь и всеобщее признание ещё впереди, реванш не за горами.

Пока же Брайана Де Пальму принимают за большого классика полтора американских кинематографиста да французские эстеты, обожающие всё самое пышное и самое американское. Ну и, конечно, непериодическое издание «Перемотка», которое особенно любит те фильмы, которые лучшие режиссёры на свете ещё не сняли или не снимут уже никогда.

 

* * *

«Степфордские жены»

 

 

Большой поклонник «Ребёнка Розмари» Романа Полански и прозы Айры Левина, Де Пальма отчаянно воевал за право экранизировать «Степфордских жён». Де Пальма полностью устраивал продюсера Эдгара Дж. Шерика, и он отправил режиссёру очередной драфт сценария за авторством Уильяма Голдмана, только-только получившего свой первый «Оскар». А вот сценарист по каким-то глубоко личным причинам Де Пальму не переносил на дух и, пригрозив громким уходом с проекта, торпедировал его кандидатуру.

В итоге фильм поставил компромиссный британский режиссёр и актёр Брайан Форбс, который дал одну из ролей своей жене Нанетт Ньюман и заметно высветлил мрачный голдмановский финал. Голдман был в ярости, вывалил на Форбса и Ньюман ведро нецензурных помоев, обвинил режиссёра в некомпетентности и максимально отстранился от картины. Фильм собрал свои деньги, обзавелся несколькими телесиквелами, которые никто не видел, и вымученным ремейком с глазированным ретро и калейдоскопом впустую потраченных звёзд. 

Впрочем, это не последнее неудачное столкновение Брайана Де Пальмы с рукописями Голдмана, но об этом чуть ниже. 

 

* * *

«Разыскивающий»

 

 

 

К середине 70-х Брайан Де Пальма снял с десяток фильмов, несколько просто успешных и один реально большой хит («Кэрри»), а потому рассчитывал на тёплый прием со стороны больших студий. Его выбор для крупного студийного проекта пал на экранизацию щекотливого романа Cruising о расследовании серии жестоких убийств в гей-сообществе Нью-Йорка.

Сценарий Де Пальма написал сам и был полон готовности приступить к съёмкам, пока не столкнулся со стеной продюсерского непонимания. Как, к примеру, такой сюжет вообще продать массовому зрителю. Спустя лет пять роман попал к бесстрашному и напористому Уильяму Фридкину, который пытался зализать раны, оставленные его «Колдуном».

«Разыскивающий», ушедший от фильма-расследования практически к джалло, обернулся несколькими крупными скандалами, сомнительными сборами и легендарной (но больше придуманной) историей о получасе вырезанных студией сцен с гей-оргиями. В рамках отдельного короткометражного фильма эти якобы зарытые в студийных архивах сцены зачем-то экранизировал Джеймс Франко.

Читайте также
Пересмотр: Фильм «Колдун» Уильяма Фридкина

 

* * *

«Сокровище», ремейк шедевра «Сокровища Сьерра Мадре» Джона Хьюстона

 

Среди других больших поклонников фильма Джона Хьюстона — Майкла Манн, который практически снял «Золото», но отвлёкся на десять других проектов, и Пол Томас Андерсон, раз 40 пересмотревший «Сокровища Сьерра Мадре» во время работы над «Нефтью»

Об этом проекте тридцатилетней давности не так много информации, и даже сам Де Пальма не знает, сохранилась ли где-то целая рукопись, кроме его чулана, и что там к чему. К слову, на момент написания текста печатную копию сценария можно было спокойно купить на eBay.

Де Пальма признаётся, что, во-первых, просто обожает работать с готовыми объектами и в том числе переделывать старые фильмы, а во-вторых, только реально свихнувшийся человек рискнет в лоб перепахать без оговорок великий фильм Джона Хьюстона о золотоискателях. Но у режиссёра «Лица со шрамом» была идея буквально на миллион. В своём сценарии он перенес действие в Нью-Йорк 80-х, а его герои вместо золота искали целую гору затерявшегося при сложных обстоятельствах кокаина. И под самый финал они сходили с ума не только от факта обладания белым золотом, но и от его непосредственного потребления.

 

 


Музыкальная пауза

Брюс Спрингстин и никому тогда не известная Кортни Кокс танцуют под чутким режиссёрским надзором Брайана Де Пальмы, который стал постановщиком клипа почти случайно


 

* * *

«Великолепная семерка» и «Туз в рукаве»

 

Грандиозный успех «Неприкасаемых» привел Де Пальму сразу к двум многообещающим проектам, которым не суждено было состояться. В начале 90-х он собирал снять осовременный ремейк «Великолепной семёрки» про побитых жизнью наемников, спасающих колумбийскую деревню от медельинского кокаинового картеля. Сценарий написал Дэниэл Пайн («Напролом» с Вудсом, «Каждое воскресенье» Стоуна), Де Пальма был очень доволен текстом, но быстро охладел к проекту, да и, откровенно говоря, большие громоздкие фильмы вроде «Неприкасаемых» брался снимать скорее из необходимости. Триллеры, политика, выбор точки зрения — то, что его увлекает на самом деле. 

С «Тузом в рукаве» ситуация чуть интереснее. Ремейк мрачного шедевра Билли Уайлдера после «Неприкасаемых» в одно лицо написал Дэвид Мэмет чуть ли не с прицелом именно на постановку Брайана Де Пальмы. Обновлённый сюжет вроде бы обошелся без гор кокаина, что там напридумывал Мэмет — только богу известно. Известно, что Де Пальме опять же очень понравился сценарий, но в итоге он выбрал снять другой пышущий гневом фильм о неконтролируемой силе медиа, «Костёр тщеславий», и чуть не заработал себе сердечный приступ, зато точно заработал испорченную репутацию, кошмарный бокс-офис и 5 номинаций на «Золотую малину».

 

* * *

Happy Valley с Аль Пачино

 

Проект практически добрался до съёмок, вот Пачино в образе во время первой читки сценария

Де Пальма несколько лет разрабатывал проект о печально знаменитом звёздном тренере американского футбола Джо Патерно специально под Аль Пачино, который после «Пути Карлито» мечтал поработать с режиссёром над ещё одним реально большим фильмом. Патерно был любимчиком публики до того момента, как в 2009 году на его помощника Джерри Сандаски не посыпались обвинения в педофилии. Настоятельно рекомендуем прочитать обстоятельный материал профильного спортивного издания о суде реальном, суде негласном и судьбе Патерно; готовый сценарий для одного из пятнадцати проектов Райана Мёрфи.

Ни одна из крупных студий не согласилась финансировать проект о большом и неприятном скандале, тогда с узелком и готовым сценарием Де Пальме пришлось идти на HBO, где ему готовы были утвердить целый мини-сериал. А потом режиссёр «Костра тщеславия» с удивлением для себя столкнулся с реальностью телевизионного тоталитаризма — три или четыре редакторские бригады завалили его никак не связанными друг с другом правками, продюсеры не дали нормально отработать материал с Пачино и сразу же отказали в финальном монтаже проекта. Де Пальма был в ярости и банально разорвал контракт.

В последовавших интервью режиссёр сообщил, что такого унижения он не испытывал даже на съёмках неподъёмных блокбастеров в 90-е (какие уж 70-е) и ни у кого на телевидении нет права финального монтажа, даже у Мартина Скорсезе.

 

* * *

«Шальная карта»

 

Большой перерыв в работе не пошёл репутации Де Пальмы на пользу, да если бы он сильно об этом заботился. Вышедший в 2013 эротический триллер «Страсть» заметно оживил заголовки профильных медиа — режиссёру прочили один проект за другим. Он соглашался на самые странные, не снял ни одного. Один из нестандартных проектов, обсуждаемых Де Пальмой в интервью не на уровне слухов, это ремейк криминального боевика «Гнев» с Бертом Рейнольдсом.

Страшно провалившийся в прокате «Гнев» был личным проектом Рейнольдса, который прочитал роман Уильяма Голдмана, загорелся идеей экранизации и упросил автора написать сценарий. Получив права на роман, сценарий и бюджет, Рейнольдс выбил себе гонорар в два миллиона и превратил месяц съёмок в натуральный ночной кошмар в лучших традициях съёмочного гвалта — всего над фильмом успело поработать пять режиссёров. Сначала преимущественно с продюсерами поругался Роберт Олтман, его заменил Дик Ричардс, которому, как говорят, вломил лично Берт Рейнольдс. По крайней мере, за нападение Ричардс отсудил у звезды полмиллиона. Картину доснимали уже какие-то третьи люди, монтировали четвёртые и так далее; даже в фильмографии самого Рейнольдса «Гнев» выглядит как злой анекдот про битву характеров.

И вот в начале 10-х с романа и сценария Голдмана сдувают пыль, утверждают на главную роль Джейсона Стейтема и приглашают Брайана Де Пальму, который согласился и даже потянул за собой команду из «Страсти». Де Пальма придумал осовременить сценарий и перенести место действия в Ниццу. То ли продюсерам надоело ждать классика, то ли он в очередной раз не сошелся в компромиссах, но очень скоро место режиссёра занял Саймон Уэст («Воздушная тюрьма»). Уэст снял со Стейтема два фильма, лишних вопросов не задавал и хвастался, что никто в этот раз не уродовал сценарий Голдмана; он очень горд и кино серьёзное. Серьёзное — не то слово, минимум драк и экшена, неудачно состарившаяся драма и стиль, намёки на который Уэст растерял где-то на «Генеральской дочери», и очень скромный прокат.

 

* * *

«Тереза Ракен»

 

Другой страшно обсуждаемый проект из последовавшего за «Страстью» треморного оживления — очень вольная экранизация «Терезы Ракен» Эмиля Золя, точнее сказать, экранизация процесса экранизации, витиеватое перекрученное кино вроде «Тристрама Шенди» Майкла Уинтерботтома (запредельного). В центре сюжета актёр, актриса и измученный режиссёр, который без особого успеха выводит в плёнке прозу Золя. Действительный фильм должен был стать сборником очень злых и смешных киношных анекдотов, прожитых самим Де Пальмой за всю его грандиозную карьеру. Одну из главных ролей заочно получила Эмили Мортимер, которая пробовалась в «Страсть» и страшно понравилась Де Пальме. 

 

* * *

Приквел «Неприкасаемых»

 

 

По иронии судьбы, никому, особенно режиссёру, не нужный приквел «Неприкасаемых» — единственный за последние 15 лет проект, на который студия была готова дать Де Пальме ощутимый бюджет. Разговоры о фильме начались в середине 2000-х, когда главным кандидатом в режиссёры был Антуан Фукуа («Тренировочный день»). Затем Фукуа выбыл, а сменивший его Де Пальма стал единоличным источником информации о фильме, который должен был стать приквелом к одному из его главных хитов.

Сюжет Capone Rising крутился бы вокруг первых лет Капоне в Чикаго и его конфронтации с полицейским Джимми Мэлоуном (в оригинале его сыграл Шон Коннери). Первый драфт написали Брайан Коппельман и Дэвид Левин («Шулера»), полировать сценарий пришёл Дэвид Рэйб, который работал с Де Пальмой на «Военных потерях». На роль Капоне при этом претендовал Николас Кейдж (!), а роль Мэлоуна совершенно точно получил Джерард Батлер. Можно было даже ожидать возвращение Эннио Морриконе, но как только с Capone Rising дезертировал Кейдж, фильм начал страшно буксовать, и даже умеренно тёплый приём «Джонни Д.» Майкла Манна не сыграл никакой роли.

Последний раз о проекте было слышно в 2010 году, когда сценаристы Коппельман и Левин в одном из интервью фактически обвинили Брайана Де Пальму и его пошедшую кувырком карьеру в том, что Capone Rising зашёл в тупик.

Читайте также
Пересмотр бандитского «Джонни Д.» Майкла Манна

 

* * *

«Гаснет свет», «Сладкая месть» и хоррор о Харви Вайнштейне

 

Весь 2016-й для Де Пальмы прошел под знаком многообещающего триллера Lights Out, который сам маэстро описывал как гремучую смесь «Дождись темноты» с Одри Хепберн и «Миссии невыполнима». В качестве разгона перед каким-то неназванным крупным проектом он собирался снять фирменный и очень камерный триллер о слепой китайской девочке, чей отец впутался в кровавую операцию американской разведки.

В январе 2019 года Брайан Де Пальма должен был начать в Уругвае длительные съёмки своего тру-крайм триллера Sweet Vengeance со звездой «Нарко» и «Элитного отряда» Вагнером Моурой в главной роли и под продюсерским контролем опытного Родриго Тейшейры («Маяк», «Любовь» Ноэ). Де Пальма хвастался тем, что для особенно сложной сцены был построен специальный киношный дрон, а в целом фильм описывал как невзоровский криминальный телерепортаж со всеми гнусными деталями.

Хоррор о Харви Вайнштейне — звучит очень громко; на самом деле, конечно, фильм «Хищник» это сверхстилизованное кино без буквальной привязки к реальным событиям. Тем не менее, Де Пальма в интервью неоднократно упоминал о своих глубоких познаниях в голливудской низости и эмоциональном и физическом насилии, особенно по отношению к подающими большие надежды актрисам. За 50 лет в индустрии он видел и слышал всякое, далеко не всё стерпит плёнка. Впервые о проекте было объявлено в 2018-м, в 2020-м Де Пальма ещё упоминал о нём.

Чем чёрт не шутит.

comments powered by Disqus