Move Your Wes: Как музыка Александра Деспла приводит в движение фильмы Уэса Андерсона

Уэс Андерсон славен своим вниманием к цвету обоев и композиции кадра, но музыку для фильмов он подбирает не менее тщательно.

Все, кто видел хотя бы один фильм режиссёра, знакомы с его характерным визуальным стилем: симметричные кадры, яркая, насыщенная цветовая палитра и ещё много всего. Но наверное, не каждый задумывался над тем, что и музыкальный стиль Андерсон постепенно выработал вполне определённый.

Помог ему в этом композитор Александр Деспла, с которым они вместе работали над последними тремя фильмами Андерсона и продолжают работать над следующим. Попробуем разобрать, как именно музыка способствует созданию настроения и поддержанию общего стиля, на примере трёх фильмов Уэса Андерсона.

~

 

1

Бесподобный мистер Фокс

Дети, банджо и ковбои

 

Fantastic Mr. Fox • 2009

~

Мультфильм снят по детской сказке Роальда Даля (хотя она такая же «детская», как сказки Ганса Христиана Андерсена в своём оригинальном виде). Кукольная анимация тоже настраивает на игривый лад, поэтому над музыкой нужно было поработать особо. «Мистер Фокс» — первый фильм, где Андерсон начал сотрудничать с композитором. До этого его фильмы сопровождали уже готовые треки, но с Деспла он сразу попал в точку.

Работа над музыкой в кино идёт по следующему сценарию: во время монтажа (а иногда ещё и до начала съёмок) режиссёр подбирает готовые музыкальные композиции — референсы, которые, на его взгляд, лучше всего подходят фильму. Он делится этими треками с композитором, и тот, понимая, в каком ключе хочет работать режиссёр, сочиняет свою музыку. И вот с этим Деспла справился отлично.

~

Музыка в мультфильме начинается с озорной песенки, которую исполняют мальчишеские голоса. Это сразу настраивает на «детский» лад, а песенка становится лейтмотивом всего фильма — все остальные темы Деспла строит на этом весёлом куплете. Но не только характер песни задает настрой ей и всему фильму.

Андерсон не совсем отказался от готовых композиций к мультфильму, там звучат и такие группы, как The Beach Boys или Rolling Stones, но всё же большую часть занимают песни в стиле кантри. И в качестве самой яркой из них можно привести звучащую в фильме песенку английского музыканта Джарвиса Кокера Fantastic Mr. Fox AKA Petey's Song.

Именно из подобной референсной музыки Деспла черпал вдохновение для своих композиций. Поэтому так много в его собственных треках танцевальных ритмов, задорных акцентов на слабую долю, а также используются такие инструменты, как банджо, труба с сурдиной и разнообразные ударные.

~

Но есть ещё один трек, на который очень хочется обратить внимание. Это отдельная музыкальная характеристика, которая досталась одному из самых колоритных персонажей фильма — крысу, который охраняет подвал с сидром. Именно музыкальный мотив, который звучит с появлением этого героя в кадре, даёт ему такую незабываемую характеристику. Здесь Деспла пародирует музыку вестернов с индейцами — используется варган, разбойничий бой гитары, а мелодия исполняется свистом. Так и повеяло фильмами, где герои преследуют краснокожих или наоборот — спасаются от них в бескрайних прериях Дикого Запада!

~

 

2

Королевство полной луны

Классики, птицы и литавры

 

Moonrise Kingdom • 2012

~

В этом фильме Андерсон взял за основу совсем другой музыкальный жанр. Но и тут он умудрился подогнать композиции под свой стиль — на то он и Уэс Андерсон.

На этот раз он выбрал классическую музыку. В качестве референса и многих оставленных в фильме музыкальных треков звучит английский композитор Бенджамин Бриттен. Он много писал для детей и в такой манере, которую можно назвать детской, и Андерсон отбирает именно те его произведения, которые ему подходят по сюжету. Например, постановка «Ноева ковчега», которая играет для героев очень важную роль, ведь именно благодаря ей они знакомятся. К тому же эта постановка ценна и для Андерсона лично — в одном из интервью он признался, что сам в детстве участвовал в подобной.

~

Другие произведения Бриттена задают тон всей музыке, написанной Алесандром Деспла к этому фильму. Например, в его треках звучат очень характерные группы инструментов. Флейты и разные ударные подражают не только Бриттену (Friday Afternoons: Cuckoo), но и птицам, которым уделяется большое внимание в фильме. Деспла очень искусно играет со стереотипами, сложившимися в классической музыке. Строгий ритм относит нас к суровой дисциплине бойскаутов, из лагеря которых сбежал главный герой. Использование тяжелой перкуссии — больших барабанов, тарелок, литавр — напоминает нам о важности и предельной серьёзности происходящего.

И тем не менее, параллельно с этим композитор использует совсем другие инструменты, которые подсознательно переносят слушателя в мир детства — колокольчики, арфу, челесту и детский хор. Эти традиции складывались веками, и нам не победить ассоциативный ряд, который возникает при этих звуках. А грамотный композитор может использовать это в своих целях. Что он и сделал.

~

Много ещё таких мелочей можно было бы отметить, но хочется обратить внимание на одно более широкое применение музыки, которое Андерсон решил ввести в фильм. В самом начале фильма звучит симфоническое произведение Бриттена, которое так и называется — «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». Детский голос зачитывает сопровождающий текст, дополнительно погружая нас в среду и настроение фильма. Само же произведение «разбирает» оркестр по частям, демонстрируя юным слушателям, как звучит та или иная секция. Андерсон не зря начинает свой фильм с «Путеводителя», ведь он созвучен его собственному замыслу: взрослые, серьёзные вещи будут разбираться детьми. Поймут они или нет — другой вопрос.

~

 

3

Отель «Гранд Будапешт»

Йодль, армейский марш и очень много балалаек

 

The Grand Budapest Hotel • 2014

~

Поскольку место действия фильма полностью выдумано Андерсоном, но имеет некий примерный географический ориентир (центральная и восточная Европа) и культурный фон в умах зрителях, то и музыка должна была соответствовать этому фону. Перед Александром Деспла стояла новая непростая задача: композитор должен был наделить этот вымышленный мир музыкальным содержанием. И он блестяще справился со своей работой, получив за саундтрек к этому фильму премию «Оскар» в 2015 году.

~

На этот раз Деспла решил задействовать множество культурных и звуковых отсылок, которые связаны в сознании среднестатистического человека с центральной и восточной Европой. Начинается саундтрек с йодля — характерного швейцарского пения, которое не спутаешь ни с чем другим на свете. Дальше подключаются балалайки — очень много балалаек! Когда Андерсон решил, что главенствующим инструментом в фильме должна стать именно балалайка, они с Деспла сумели собрать воедино целых два балалаечных оркестра (один из России, второй из Франции), чтобы записать ансамбль, состоящий в сумме из 35 балалаечников.

Звуки этого инструмента и правда пронизывают музыку фильма насквозь, иногда перекликаясь со своими дальними родственниками: в какой-то момент в фильме появляется произведение Антонио Вивальди, где ясно звучит щипковая лютня, а также в некоторых треках Деспла задействует цимбалы — распространённый в восточной Европе ударно-струнный инструмент.

~

С другой стороны, это же всё-таки фильм Уэса Андерсона, это — сказка. Деспла не забывает и об этом. Помимо фольклорных инструментов и напевов, в его музыке звучат неизменные инструменты, переносящие нас в сказочный мир — арфа, ксилофон. Да и общий характер музыки не отличается серьёзностью, хотя и задействует самые серьёзные средства. Самый драматичный и волнующий трек тут звучит как стилизованный армейский марш, слышны барабаны и трубы — но в то же время поверх них пробивается волшебный перезвон. Ну и балалайки, конечно, куда же без них!

~

Что же касается характеристик отдельных персонажей, то здесь Деспла снова расстарался, как и в «Мистере Фоксе». И как и в мультфильме, одним из самых ярких музыкальных мотивов становится мотив злодея. Здесь начинается всё с гнетущих звуков органа, к которым потом добавляется мужской хор. Что может быть мрачнее? Но веселый мотивчик, который поёт этот самый хор, ну никак нельзя воспринимать серьезно! И в этом весь Андерсон — и весь Деспла.

~

 

Эпилог

 

Если смотреть на эти фильмы с музыкальной точки зрения, можно увидеть, как чётко и целенаправленно Андерсон создаёт и шлифует свой стиль и в звуке. Может быть, даже слишком узнаваем уже этот стиль, во многом повторяется. Но нельзя не согласиться, что именно такое музыкальное сопровождение идеально подходит к насмешливо-серьёзным и одновременно сказочным мирам Уэса Андерсона.

comments powered by Disqus