День плохого кино — 2: «Человек из стали»

Кларк Кент отращивает бороду, страдает от двойной дозы daddy issues, наносит многомиллиардный ущерб экономике своей второй родины, сворачивает шею заклятому врагу и тем самым символизирует надежду в фильме Man of Steel.


Cодержание
дня плохого
кино — 2
«Призрачный патруль» о полиции из преисподней
«Иллюзия обмана» о разочаровывающих твистах в финале
«Человек из стали» об Иисусе
«Орудия смерти» о крахе жанра подросткового фэнтези
«Штурм Белого дома» о взрывах и белочках
«Бэтмен и Робин» о безумии

В мрачном реалистическом ребуте «Супермена» во имя мрака и реализма с Супермена зачем-то сняли алые трусы.

Дотошный подход чувствуется с первых кадров: начинаем мы не как-то там, а с родов.

Рожает Лара не то чтобы в хлеву, но от крика новорождённого Кал-Эла начинает мычать какой-то криптонский крупный рогатый скот. Волхвов, впрочем, не видно, но толстых намёков на мессианство за ближайшие два с половиной часа ещё будет предостаточно.

00:02 Криптоном заведует фактурный дяденька, который есть приблизительно во всём, что снимается в Канаде.

Джор-Эл докладывает канадскому дяденьке, что разрабатывать ядро планеты было крупной ошибкой, но не всё потеряно, и тут входит мятежный Зод со своим ГКЧП.

Джор-Эл отстреливается от Зода и его друзей и улетает на драконе.

Ну естественно.

Джор-Эл ныряет под воду, проплывает мимо кладок икры криптонцев и забирает из какой-то пещеры череп австралопитека с полной информацией обо всём Криптоне. И айда прочь на своей зверюшке!

Лара меж тем нашла подходящую планетку для эвакуации сына, но опасается, что тот станет там изгоем, а Джор-Эл сообщает, что он будет для землян богом. Так слово за слово родители Супермена обозначают две основных темы фильма.

Джор-Эл и Лара бэкапят всю информацию о гибнущем Криптоне в колыбели своего сына в расчёте на то, что так их планета сможет возродиться, в ответ на что прилетевший между делом Зод страшно пучит глаза. Но тут пучь — не пучь, а Кал-Эл уже улетел.

Люди в прикольных абажурах на голове приговаривают Зода примерно к трёмстам пожизненным заключениям, Зод грозится найти Кал-Эла, злодеев упаковывают в фаллические контейнеры и отправляют в сумеречную зону под трагическую музыку — чтобы, по всей видимости, там они без проблем пережили гибель Криптона, когда все остальные на планете умрут. Безупречный план.

А на всех криптонцев фаллических контейнеров не хватило? То есть, понятно, что в них фигово, но можно же потерпеть и зато не взрываться вместе с родной планетой. Затянуть пояса, как-то стиснуть зубы, поднапрячься — и не взрываться вместе с родной планетой? Нет?

00:20 И мы резко перемещаемся на много лет вперёд. Супермен отпустил бороду и вкалывает на каком-то траулере.

Оставим за скобками вопрос, каким из земных материалов можно сбрить щетину Супермена.

Он стреляет лазерами из глаз в зеркало для бритья и очень аккуратно им целится? (Пользователи компьютерной сети «Интернет», кажется, солидарны с нашей гипотезой.)

Траулер, меж тем, зовётся «Дебби Сью», и мы только хотим спросить, отчего не Мэри.

Поодаль горит буровая платформа, и Кал-Эл не может оставаться в стороне.

00:21 И вот к несколько офонаревшим от такого поворота событий нефтяникам входит неопалимый Генри Кэвилл топлесс.

Как говорил Уидон в комментариях к одной из сцен «Баффи»: «This is porn».

Вот были же шаги в правильную сторону: спасение людей, гуманизм, борода. Как легко, оказывается, это всё промотать.

Из флэшфорварда нас заносит во флэшбэк про детство Кларка Кента, в котором Кларк проявляет сверхспособности и пугается. Ещё бы, увидеть всех одноклассников в рентгене. Не каждый день такое.

От флэшбэка героя отвлекают, что бы вы думали, песни китов.

00:25 Супермен ворует носки. А, так вот где фильм свернул не в ту сторону.

Флэшбэк №2, Кларк подрос, и тут школьный автобус решает навернуться с моста — но Кларк, немного поколебавшись, всё же спасает одноклассников (хоть они и моральные уроды, кажется).

И это не попало в новости почему?

00:29 И земной папа напоминает сыну в очередной раз, что не надо всем показывать свои способности. И что, говорит Кларк, мне надо было их оставить умирать? Ну, может быть, отвечает папа.

Знаете что, мы не будем по нему горевать, когда он помрёт через несколько сцен.

Бубубу, силы выше нашего понимания, ты же знаешь, что будет, если они узнают.

Он, наверно, ещё верит, что 9/11 устроили правительственные агенты. Прикольный дядька такого несколько сектантского толка. Как его не любить.

Кент-папа показывает Кларку его межгалактическую капсулу и говорит, что у того есть другой папа, который дал ему другое имя и послал на Землю с некоей высшей целью.

Коротко говоря, все заморочки и неврозы Супермена в этой версии можно более-менее однозначно повесить на Кевина Костнера. Отвечать сыну, только что нечаянно вытащившему из реки автобус, на вопрос «А можно я просто побуду твоим сыном?» тирадой о высшем предназначении и о том, что не отец я тебе — круто и вершина педагогики. Из-за того, как эта конструкция о двух отцах вдобавок бессовестно эксплуатирует Новый Завет, мы будем считать Кевина Костнера христианским фундаменталистом.

А то и сторонником креационизма.

В общем, воплощением зла.

00:32 И мы мнова осциллируем ко взрослому, но уже менее бородатому Супермену в придорожном дайнере.

Кларк решает защитить честь официантки от дальнобойщиков.

That went well.

В рамках нашего крестового похода против наследия Джозефа Кэмпбелла хочется отметить, что задолбали уже буквально трактовать фазу «герой отказывается принять своё предназначение». Супермен работает посудомойкой — это не глубокомысленно и не часть героического квеста, это напрасная трата времени и денег.

00:34 А потом Кларк вдруг принимает своё предназначение сооружать инсталляции и сооружает инсталляцию.

И это не попало в новости почему?

Без явных на то причин прилетает Лоис Лейн.

Лоис хочет узнать, что там такое откопали военные в вечной мерзлоте. Где Курт Рассел, когда он так нужен.

00:36 Предупреждённая о морозе Лоис, естественно, всё равно идёт с фотоаппаратом наголо шпионить за всеми в ночи. Потому что идеалы журналистики, честь профессии, пулицер-шмулицер. Лоис замечает, что не она одна тут шпионит и крадётся, и вслед за Кларком идёт в пещеру.

Кажется, Тому и Бекки такое уже однажды вышло боком.

Кларк втыкает свою флэшку в разъём скрытого в пещере корабля и мельком видит тень отца.

Происходит вольное переосмысление кинокартины «Прометей», только совсем вялое. Герои ходят и смотрят. И ещё немножко ходят.

И вот Лоис решает показать всем, что она не damsel in distress тем, что мгновенно нелепо влипает в дистресс и визжит. (С вами наша постоянная рубрика «Вопросы феминизма».) Смешно было бы, если бы местная сигнализация её сразу уконтропупила. Но увы, Кларк решает спасти Лоис.

То есть, спасать людей и демонстрировать свои способности простым смертным нельзя, а пулицеровскому лауреату можно?

И тут, в общем, застрявшая во льду непонятная хрень улетает. Оставив во льдах промокших Малдера и Скалли с одним на двоих пуховиком, или типа того.

00:44 Лоуренс Фишбёрн отказался печатать текст Лоис об НЛО, в ответ на что Лоис сливает материал какому-то, извините, блогеру. Потому что мир должен знать правду. И, что важнее, таинственный незнакомец, испускающий из глаз лучи, должен знать, что она знает!

Тем временем Кларк приземлился в каком-то укромном месте и общается с голограммой Рассела Кроу. Голограмма Айелет Зурер, видимо, уже не влезла на флэшку. Ей же хуже!

Нельзя сказать, что Кларк бурно реагирует на выход папы.

(А вот если записать имя героя как Кал Л., можно ли соорудить мэшап с Кафкой про него и землемера К.?)

Джор-Эл рассказывает сыну, что на Криптоне тоже были ар-деко и тоталитарное искусство, опирающееся на канон криптонского Возрождения и, соответственно, восходящее к криптонской античности. На фоне всего этого монументализма Джор-Эл рекапит события из пролога, приводя нас к логичному вопросу, нельзя ли было это всё как-то коротенько дописать в начало фильма и обойтись без нудной лекции и вот этого всего чугунного пауэрпоинта?

Ох, у них там было кастовое общество. И программы евгеники.

Не, ну неудивительно, что при таких родителях у Кларка есть некоторые, кхм, сложности с эмоциональным фоном.

Из тоталитарного строя Криптона — на ракете в Канзас, к религиозному фундаментализму. Вы бы тоже поехали головой, на его-то месте.

Нельзя, впрочем, сказать с уверенностью, что этот уровень смысла был так вот прямо запланирован.

00:48 Внезапно на корабле обнаруживается гардероб!

Но в нём есть только костюм размера S.

Нет, с папами Кларку решительно не свезло, хоть и оба Робин Гуды.

Кларк патетически выходит в рассвет, патетически раскинув свою алую портьеру по ветру.

Не должен ли здесь быть какой-то эмоциональный пик, переводящий нас во второй акт? Переломная точка в арке героя? А не монументальные панно с переодеваниями?

Где в данный момент находится герой в эмоциональном отношении? Что дала ему встреча с искином, притворяющимся его покойным биологическим папой? На что сподвигла? Он что, вот так просто в ходе лекции решил, что ну их, тридцать лет, проведённых в целибате, пора и полетать?

Тишина и стрёкот сверчков, нет ответа. Генри Кэвилл раздувает ноздри, обратив очи к небу.

Супермен некоторое время летает под пафосную музыку без какой-либо ясной цели.

Впрочем, кто бы не полетал на его месте.

За кадром понемножку бубнит Лоис Лейн, ведущая своё расследование о таинственном незнакомце. Сложно поверить, что за такие тексты дают Пулицера. Наконец на кладбище она встречает Кларка, потому что у нас доброе оптимистическое кино за гуманистические идеалы.

Для фильма, в котором очень любят поговорить на отвлечённые темы, здесь как-то крайне тупо оформлены диалоги. Отрежь вставные номера с полётами и ар-деко — будет выглядеть беднее «Смолвилля». Стоят с серьёзными лицами, руки по швам, и несут какую-то муть восьмёрками.

53 минуты между тем прошло. А в чём заключается сюжет? Серьёзно. Куда это всё идёт? Мы помним про Зода, но это было 50 минут назад. Вот эти 50 минут, они были зачем?

Флэшбэк!

А вот нечего удивляться, что ваш сын говорит, что не сын он вам, если вы сами ему это втолковывали полчаса назад!

Размышляя разумно (а не как сценарист этой блистательной кинокартины Д. Гойер), если тебя вырастили какие-то милые канзасские фермеры, то они, в общем, твои родители. И нечего ныть, что у тебя нет родителей. Вот они сидят, вопрос исчерпан.

Надвигается буря! Метафоры! Собачку закрыли в машине! Массовая паника!

Нет, ну почему Кевин Костнер, почему не Билл Пэкстон? Кто в здравом уме снимает фильмы про торнадо без Билла Пэкстона?! Мы не хотим сказать, что создатели этого фильма в здравом уме, но всё же.

В идеале вообще Хелен Хант в роли мамы, а Билл Пэкстон — в роли папы. И всё у Супермена было бы замечательно: рациональная картина мира, нездоровая увлечённость полевыми исследованиями, умение делать делать сложнейшее оборудование на коленке из банок «Пепси». Это был бы другой, куда более увлекательный фильм. Superman and the Methods of Rationality. Увы, увы.

И вот за то, что папа Кент вбил в голову сыну, что надо сидеть и не высовываться, его сейчас и унесёт торнадо. И поделом. Ибо нефиг. Скатертью дорога. Передайте от нас привет волшебнику.

Обратно в основном нарративе Лоис отправляют в неоплачиваемый отпуск за то, что слила инфу на сторону, и добавляют НУ ТЫ ЖЕ ПОНИМАЕШЬ ЧТО НАЧНЁТСЯ ЕСЛИ ЛЮДИ ОБ ЭТОМ УЗНАЮТ ААААА. Что начнётся, всего лишь сериал Agents of S.H.I.E.L.D. начнётся, ничего страшного. Параноики.

Кларк сообщает маме, что нашёл маму.

Бесчувственное бестактное полено.

01:02 Военные тревожно смотрят на экраны, потому что из глубин космоса к Земле приближается, судя по очертаниям, спроектированная Филипом Старком соковыжималка (неудобная, но выразительная).

Соковыжималку показывают в новостях.

Ну вот ВСЕ И ЗНАЮТ.

Генерал Зод на соковыжималке перехватывает все частоты и драматично сообщает по всем каналам, что земляне не одиноки во вселенной.

Интересно, чем он переводил. Гуглом? Надеемся, там были косяки. Было бы прекрасно, если бы какая-нибудь малая народность с исчезающим диалектом получила послание про что-нибудь несусветное.

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ, ДОБАВИВ СВОЙ ПЕРЕВОД!

И все такие, а, шо.

Сдавайтесь, говорит, в течение 24 часов. А ТО НЕПЕРЕВОДИМАЯ ИГРА СЛОВ.

Опять флэшбэк! Да блин. Совесть имейте. И снова Кевин Костнер. Ыыыыыыыы.

З А Ч Е М

Как всякий уважающий себя лидер небольшой дружной секты, Кевин Костнер даёт подопечному Супермену взаимоисключающие инструкции: сначала про то, что никто не должен знать, теперь — что однажды он изменит мир. Ну, в общем, мы не готовы простить Супермена за всё в этом фильме, но готовы по крайней мере его понять.

И ТУТ СУПЕРМЕН ПРИХОДИТ В ЦЕРКОВЬ.

01:09 Тонкость, метафоры, игра смыслов, умрите, пожалуйста.

Вот было бы лихо, если бы священник дал ему яд. Шекспир мог бы спасти эту затею.

Но нет. Зачем заходил, чего добился. Поверь, говорит священник, в себя, Супермен.

[нецензурная брань]

01:10 Явление Христа народу!

Супермен сдаётся и говорит, что он не враг землянам.

Неплохие и милые, в общем, люди Эми Адамс и Генри Кэвилл в четырёх надёжных руках Зака Снайдера и Дэвида Гойера превращаются в говорящие валенки.

01:14 За Кал-Элом прилетела Фаора-Ул, Фаора скептически оглядывает Супермена. За компанию Фаора решает забрать с собой Лоис. Зачем.

Как-то очень буднично прошёл первый контакт.

Ну прилетели, ну забрали своего, ну улетели.

Делов-то.

Тем временем на орбите Супермена начинает тошнить кровью от непривычной атмосферы, и он теряет сознание. А это значит — флэшбэк!

ДА БУДЬТЕ ВЫ ПРОКЛЯТЫ

Ох, всё ещё хуже, это не флэшбэк, а галлюцинаторная сцена диалога с Зодом.

01:18 Зод грандиозно выглядит на фоне полощущихся на ветру простыней.

Упоминаются слова «фантомный проектор» и «гипердвигатель».

И так орудие пыток стало их спасением. Ув. тов. Д. Гойер, завязывайте делать умное лицо, у вас всё равно не выходит.

Выходит одна лишь безблагодатность.

Зод сообщает о своём плане терраформировать Землю и устроить тут новый Криптон. Нью-Криптон!

01:21 И ТУТ СУПЕРМЕН ПРОВАЛИВАЕТСЯ В КАРТИНУ ХУДОЖНИКА ВЕРЕЩАГИНА «АПОФЕОЗ ВОЙНЫ», потому что у нас доброе семейное кино про героя, семьдесят лет символизирующего надежду, победу добра и человечности.

Пока Зод флиртует с Суперменом, Лоис бросают в каземат, где, само собой, есть свободный USB-порт для суперменской флэшки, которую тот предусмотрительно подсунул прыткой журналистке.

Лоис является тень Рассела Кроу. Тут приходит запоздалое понимание, что Рассел Кроу играет роль Сири.

Лоис катапультируется, а Супермен выслушивает последние наставления от папы.

01:26 Кларк, ты же вырос на рубеже XX и XXI веков, ты же должен понимать, что сейчас разговариваешь с тамагочи, прекрати делать такое скорбное лицо. Тамагочи тебе не папа. Папа умер давным-давно в далёкой-далёкой галактике.

ТЫ МОЖЕШЬ ИХ ВСЕХ СПАСТИ, говорит Тамагочи Кроу, и Кларк с готовностью изображает распятого Христа в условиях микрогравитации. А мог бы вместо этого пальнуть разок-другой тепловыми лучами по реактору, спасти человечество, да и баиньки. Но нет.

Сколько пафоса и позёрства.

Между тем Лоис начинает понемногу сгорать при входе в атмосферу. То есть спасательные капсулы не были на это рассчитаны? А на что были?

Но все остаются живы.

Мама Кент тем временем, кажется, единолично собирается отстоять родную ферму.

01:29 У мамы немножко не выходит, но тут кстати прилетает Супермен и вспахивает Зодом окрестные угодья.

Заодно герои сносят супермаркет и взрывают заправку. Малый бизнес Смолвилля, с тобой было весело, прощай.

«Уходите с улицы, тут опасно», — бурчит Супермен перемещающимся короткими перебежками заполошным горожанам. Да что вы говорите.

И начинается Майкл Бэй для злых глупых детей.

Ну, хотя бы Фаоре весело. Хоть кто-то получает удовольствие от происходящего.

Вся вторая половина фильма — это такое прохождение какой-то несуществующей и не то чтобы завораживающей игры, снятое Заком Снайдером.

Среди прочего, Супермен огребает паровозом в табло.

Чего именно достигли герои в этой масштабной сцене, спросите вы?

Ну, кроме сноса малой родины Супермена?

В общем, кажется, ничего.

И вот тут на пепелище вбегает Лоис и говорит, что знает, как остановить Зода. Как бы это сказать, немного запоздало.

Приспешники прапорщика Зодова тем временем как-то (как?) вычислили, что искомый Кодекс со всей информацией, необходимой для перезагрузки Криптона, записан в клетках Супермена. Тут-то они и решают запустить на Землю свои адские соковыжималки.

01:44 Соковыжималки долбят басами и создают гравитационные аномалии.

Не очень понятно, как все в этом фильме приходят к каким-либо выводам. Учёный дяденька:«Эти машины изменяют массу планеты (откуда у вас такие данные, они начали пять минут назад?), наполняя атмосферу заряженными частицами (кто вам такое сказал?), о боже-боже, они нас терраформируют (почему вы так решили, вы видели такое раньше, вы читали комиксы, вы читали сценарий?)» But of course.

«Что делают?» — переспрашивает девушка в форме, похожая на одноклассницу Кларка. И ну давай профессор с военным дядькой наперегонки объяснять ей за терраформинг.

Супермен велит военным уронить его межгалактическую детскую кровать на одну из адских машин, пока он полетит в другое полушарие курочить вторую голыми руками. Чёрные дыры, аннигиляция, сингулярности, какая уже к этому моменту разница.

Истребители летят на ту соковыжималку, которая поближе, и почему до сих пор никто не эвакуировал жителей? Идиоты.

01:49 Супермена в это время опутывают тентакли.

Какие-то абсолютно левые журналисты спасаются от рушащихся зданий главным образом для того, чтобы в очередной раз добавить сюжету НИЧЕГО.

Мы так за них переживаем. Да.

Тамагочи Кроу явился Зоду и теперь читает лекции ему. Зануда.

Зод наконец-то его отформатировал. Спасибо.

01:53 Нет, серьёзно, кто эти люди. Зачем они.

Гравитация тут, кстати, работает как холод в «Послезавтра» — она постепенно, метр за метром, подбирается к потерпевшим. Но о Роланде Эммерихе мы ещё поговорим отдельно.

Ой.

БДЫЩ.

Лоис и компания идиотов на борту самолёта трагически медлят и не могут воткнуть криптонский ключ в зажигание. Никого не жалко. Умрите все уже.

О, прискакала Фаора и всех бьёт. Ну, хоть что-то.

Военный дядька произносит помпезные последние слова и идёт тараном на криптонскую машину дабстепа и смерти. Сознательно ли сценарист сделал спасителем человечества пилота-смертника, вот вопрос из вопросов.

Лоис как бессмысленный объект и штатную Мэри Сью выбрасывает из самолёта взрывной волной, у неё всё будет хорошо.

02:00 А откуда у этого фильма вдруг возникла уверенность, что Лоис и Кларк что-то друг к другу чувствуют? Или это так, как говорили в «Скорости», взаимное притяжение, основанное на травматическом опыте?

Какая фантастическая, запредельная, невнятно рассказанная чушь.

Ну давайте, подеритесь ещё, ага.

Единственным смелым режиссёрским решением здесь было НЕ ЗАКАНЧИВАТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ НИКОГДА. Плюс, ну, несколько странно продолжать считать визионером дяденьку, который два с половиной часа использует самые навязшие на зубах штампы: беспричинно трясущуюся камеру, бликующие линзы, немотивированные и рушащие напрочь ритм флэшбэки — а также снимает диалоги хуже сериала «Бедная Настя».

Они всё дерутся, кстати.

Но уже недолго.

И-и-и-и-и символ надежды свернул шею противнику.

Психопатию — в массы.

Как-то не хотелось бы даже начинать про сценарий. Притом, что как дикая альтернативная реальность, в которой Супермен вынужден выбирать между родным тоталитарным режимом и канзасскими христианскими фундаменталистами, а его эмоциональная арка заключается в депрограммировании после тридцати лет в секте, это всё могло бы быть довольно занимательно. Это не было бы фильмом про Супермена, но это было бы фильмом, а не набором плохо склеенных сцен, дурных монологов, никчёмных флэшбэков и поцелуя двух малознакомых друг другу людей посреди развалин. Всё это по-настоящему ужасно.

В финальной сцене, по прошествии некоторого времени после тотал дестроя, Супермен ломает в пыль беспилотник и приносит военным, приговаривая, что не надо за ним следить, ведь он не враг им, камон, он же вырос в Канзасе.

А Эд Гейн — в Висконсине, и что?

Какой невероятный говнюк всё-таки.

Нет, ещё один флэшбэк уже ничего не исправит. И прекратите трясти камеру.

Мы посмотрели «Человека из стали», потому что у нас низкая самооценка.

Тьфу.

comments powered by Disqus