Редакция «Перемотки» посмотрела два фильма о расходящихся пространственно-временных тропках, «Связь» и «Патруль времени», и осталась ими крайне довольна.

 

Фильм первый

 

Coherence («Связь»)
Режиссёр: Джеймс Уорд Биркит
В ролях: Эмили Бальдони, Мори Стерлинг, Николас Брендон
2013


Гости собрались на ужин, не подозревая ещё, что в небе над их головами висит комета, один из друзей решил позвать свою бывшую, а у других есть кое-какие секреты. Герои дежурно шутят, травят сомнительные байки о нашествии двойников в Финляндии и Тунгусском метеорите и в целом не так уж плохо проводят время, пока в округе вдруг не отключается электричество. Нащупав впотьмах генератор, хозяева дома зажигают свет, а когда все решают выйти на крыльцо, обнаруживается, что в темноту погрузились все окрестности, за исключением одного дома неподалёку. Туда выдвигается небольшая экспедиция добровольцев (вдруг там и телефон работает), и с этого момента реальность уверенно начинает выходить из-под контроля, ушедшие в ночь возвращаются чужими людьми, а теория вероятностей дарит неутешительные сценарии дальнейшего развития событий.

Несколько последовательных вылазок в окружающую темноту — то к неведомым соседям, то за учебником физики в бардачке, то за учебником физики, забытым у соседей, — во-первых, окончательно запутают и без того растерянных приятелей, а во-вторых, дадут им наконец ответ о том, что же может оказаться сильнее квантовых аномалий, перенесённых в макромир.

Любовь.

Не, на самом деле нет, боже упаси, за кого вы нас принимаете вообще.

Coherence снят в формате хоум-видео из сумеречной зоны, но в отличие от большей части фаунд футаджа трясёт в нём не сильно и даже в особо сумеречных частях зоны, как правило, в кадре что-нибудь видно

Попытаемся обойтись без совсем уж хамских спойлеров и опишем происходящее в фильме так: герои найдут для себя объяснения разворачивающимся престранным событиям, и, к счастью, эти объяснения будут основаны на вольно трактуемой теоретической физике, а не мотивирующих картинках о чувствах из «Одноклассников». Однажды все возможные таймлайны пересекутся в одной точке, все варианты прошлого и будущего сойдутся у вас на заднем дворе во время званого ужина, и все, кем вы могли стать, будут на расстоянии пары минут ходьбы в темноте от вас. Важно только будет, раз сунувшись в глухую ночь, удостовериться, что вы вернётесь в тот же дом, из которого вышли, — и вот тут-то и начнутся проблемы, с которыми вам никакие учебники физики не помогут.

При всей наукообразности толкований творящихся в фильме чудес, Coherence, в общем, совершенно не требует от зрителя глубоких познаний в квантовой механике, более того — он и сам не слишком тщательно притворяется, что в ней что-то понимает. Да, изрядная часть сюжета тут вращается вокруг брата-физика и его книги, а разок для солидности в ход даже идёт калькулятор, но все гипотезы — по сути не более чем дальнейшая болтовня перепуганных обывателей, до того так же за столом обсуждавших Тунгуску и лошадиные транквилизаторы. Будь они чуть иного склада ума — легко могли бы приплести реинкарнацию или демонических доппельгангеров вместо спутанных квантовых состояний и тоже получить вполне рабочее объяснение происходящему. Зритель в итоге не получает исчерпывающего отчёта, что, почему и как — создателям фильма интереснее другое.

Вся механика этого фильма — квантовая, сюжетная, или какая она там — служит всё-таки в первую очередь каркасом, предлагаемыми обстоятельствами для героев, а уж все поводы бояться и остерегаться темноты за дверьми они находят сами. Источник тревоги тут — не сама притаившаяся за околицей пространственно-временная аномалия, а то, какие версии героев могут прятаться за ней, неуверенно водя в темноте цветными неоновыми палочками. Что, если я не бросил пить, что, если я там не послушаю друзей, что, если тот я где-то в прошлом оступился и теперь совсем другой, — уж я-то себя знаю, ничего хорошего из меня бы не вышло. Потом приходит ещё более увлекательная мысль: что, если я и есть тот дурной исход, которого я так боюсь, и сейчас натворю дел? Бояться приходится в первую очередь себя, а не законов природы — пусть даже и совсем сбрендивших. Отчего там мироустройство поехало головой, причём тут вообще эта дурацкая комета — ни при чём же, давайте признаемся себе — уже не так важно на фоне того, домой ли ты вернулся, и ты ли вернулся вообще.

Встречать самого себя лицом к лицу — странная затея, и редко она кончается чем-то хорошим, вот и наш следующий фильм наглядно это иллюстрирует.

 

Фильм второй

 

Predestination («Патруль времени»)
Режиссёры: Майкл Спириг, Питер Спириг
В ролях: Итан Хоук, Сара Снук, Ноа Тейлор
2014


После не совсем удачной спецоперации агент полиции времени обзаводится медалью за заслуги и быстро заживающим лицом Итана Хоука. Он вновь отправляется в прошлое, чтобы остановить опасного террориста, но сначала мимикрирует под бармена образца 1970 года и прилежно слушает историю неслучайного посетителя.

Это необходимый информационный минимум, вынужденный аперитив перед новым фильмом братьев Спиригов, которые сами снимают, сами пишут сценарии и музыку, а дома дорисовывают спецэффекты. До этого момента австралийцев с клипмейкерским прошлым, кажется, недооценивали, теперь же, после «Патруля времени», их слишком поспешно ставят в ряд к быстропортящимся голливудским визионерам, сватают им неподъёмные ридлискоттовские бюджеты.

Причина же заметной камерности и куцей на двоих фильмографии кроется, вероятно, именно в пьянящей самостоятельности, рукодельности всех проектов братьев, и Спиригов легко понять — ни одна из крупных студий не приняла бы «Патруль времени» как есть, без уродливой сценарной пластики: смешных сайдкиков, театральных злодеев и стероидных экшн-сцен. Пришлось воспользоваться изрядной дымовой завесой — и лаконичные трейлеры, и довольно скотское локализованное название вводят в заблуждение, лепят из фильма малобюджетную копию куда более пузатых и всё-таки бестолковых родственников по жанру. Итан Хоук, занимающий весь постер, — очередная ложь.

Хоук полностью разучился стареть и впредь, похоже, будет строить свою карьеру исключительно на фильмах Ричарда Линклейтера и озорных бэшках. Затрудняемся сказать, что лучше; легко, впрочем, ответить, кто, по крайней мере, в этом фильме — Сара Снук. Ей и команде гримеров отдан на растерзание своего рода фильм внутри фильма, истинное «Предопределение», погребённое под триллером о поимке террориста.

Впечатляющая наглость сюжета «Патруля» (тсс) вряд ли собьёт с толку любого, кто в своё время осилил хоть один сборник колоссов научной фантастики. Собственно, и Спириги почти дословно (нет, правда), включая диалоги, разложили пять страниц Хайнлайна на весьма плотные полтора часа — топорщится разве что досочинённая братьями линия с террористом, ну, да кому-то нужно давить на педаль газа. Рассказ как рассказ, у классика были вещи и крепче, и хлёстче, а уж на старости-то лет — и попохабнее.

Действующих лиц в Predestination изначально немного, а ближе к финалу их некоторым образом становится даже меньше

Но в кино манипуляции со временем законсервированы в состоянии постоянной оторопи перед неизбежными по сюжету парадоксами: не наступай на бабочку, не соблазняй собственную бабушку. Ах, чёрт, ну ладно. «Патруль времени», крайне несовершенный, при всей своей камерности избыточный, бредёт по запретной территории и отыгрывает все самые анекдотичные и безумные сценарии вмешательств во временную ткань. Пусть, как говорили в другом фильме, this time travel shit fries your brain like an egg.

comments powered by Disqus