Нежилой фонд: Проклятый дом, вызов духов и жертвы древнему злу в старомодном хорроре We Are Still Here

Лайфхак от редакции журнала «Перемотка»: если вам попадётся на глаза объявление о продаже поразительно дешёвого меблированного дома в краях, воспетых Стивеном Кингом, Говардом Лавкрафтом и Нилом Гейманом, просто сожгите газету и радуйтесь, что легко отделались.

 


We Are Still Here («Мы ещё здесь»)
Режиссёр и автор сценария: Тед Гейган
В ролях: Барбара Крэмптон, Эндрю Сенсениг, Монте Маркем
2015


 

1979 год. Вскоре после гибели сына в автокатастрофе Энн и Пол Сачетти переезжают в уединённый особняк где-то среди сугробов Новой Англии. Поначалу Энн в каждом сквозняке видит весточку от покойного сына, но Пол успокаивает жену, убеждая ту, что это просто щелястый старый дом. Со временем страхи и пустые надежды отходят на второй план, оттеснённые шалящим в подвале бойлером, скрипучими половицами и другими посюсторонними хлопотами. Вокруг тихо сыплет снег, и в этой тишине слышно только уютное потрескивание углей в печке и неупокоенных душ прежних жильцов, чья плоть не прекращает тлеть после погубившего их пожара 1859 года.

Вместо привычного замогильного холодка призраки в We Are Still Here приносят с собой жар и душный запах дыма

Проклинающий в комментариях разрушительное влияние мобильников на хоррор Тед Гейган зарекается снимать фильмы, происходящие после 1993 года, и свой полнометражный дебют обустраивает в благословенные времена, не обезображенные слэшерами и сотовыми вышками. Режиссёрский дебют Гейгана, короткометражку с чарующим названием International Playboys' First Movie: Ghouls Gone Wild!, нам отыскать не удалось, но что-то подсказывает, что она не была черновиком We Are Still Here — неторопливого (до поры до времени) взрослого хоррора о боли утраты, одиночестве и низком зимнем небе, а впоследствии — о вскипающих в черепной коробке мозгах, дробовике в упор и сжатых в кулаке ножах.

За индустриальный гул и тревожные мелодии здесь, как и в Late Phases, отвечает — с блистательными результатами — Войцех Гольчевский, а за квази-семидесяточную психоделию — клетчатые бородачи Wooden Indian

Нехороший дом с гнилой сердцевиной черпает энергию из новых жильцов, а «Мы ещё здесь» заводится искрами от закороченных смежных поджанров хоррора: историй о проклятой недвижимости, о привидениях со своими счётами к живым, о слишком буквально забытых богом городках с тайнами, о вторжениях незваных гостей в пригородную идиллию и, для ровного счёта, об одержимости. Вместо того, чтобы с демоническим хохотом выдёргивать из-под зрителей ковёр и устраивать жанровые твисты, фильм последовательно погружает героев — и нас с вами заодно — во всё более враждебную среду, умножая угрозы и усложняя расстановку сил.

Не ставя перед собой изначально задачи воспеть инаковость или предъявить этическую головоломку — зачем покушаться на хлеб Клайва Баркера и, скажем, Nightbreed — фильм, тем не менее, ближе к финалу успевает парой деталей очеловечить злобных покойников, превратить в линч-моб с ружьями тихих поселян, а потом и им дать понятную мотивацию, если и не оправдание. Впрочем, загнанным в угол собственного — пусть и проклятого — дома героям от этого не станет легче.

Верить нельзя никому, живые ничуть не лучше мёртвых, тьма клокочет прямо под ногами, и дорога, по всему выходит, остаётся только одна — вниз по лестнице.

comments powered by Disqus