Крутится, вертится шар наш стальной: Последний выход Верзилы и всех-всех-всех в фильме Phantasm: Ravager

Через 37 лет после выхода первого «Фантазма» киносериал, всегда увиливавший от ответов, пытается поставить точку пятым фильмом. Герои «Уничтожителя» вольно скитаются между трёх миров, мёртвые воскресают, а Энгус Скримм захватывает власть над миром — выходит многоточие, но это и к лучшему.

 


Phantasm: Ravager («Фантазм 5: Уничтожитель»)
Авторы сценария: Дон Коскарелли, Дэвид Хартман
Режиссёр: Дэвид Хартман
В ролях: Реджи Бэннистер, А. Майкл Болдуин, Энгус Скримм


 

Вышел пятый «Фантазм». Если у вас от одного этого предложения не бегут мурашки по коже, значит, вы ничего не знаете об одном из самых легендарных хорроров в истории кино. «Перемотка» хочет коротко рассказать об этом амбициозном проекте и о том, почему новый фильм непременно стоит посмотреть — а также, конечно, все предыдущие.

Как правило, создатель любой хоррор-слэшер-франшизы ограничивается съёмками только первой части. Так было с «Хэллоуином» Джона Карпентера, «Пятницей, 13-е» Шона С. Каннингема, «Восставшим из ада» Клайва Баркера, «Пилой» Джеймса Вана. Уэс Крейвен, сняв первый «Кошмар на улице Вязов», тоже покинул проект, но вернулся спустя десять лет, чтобы поставить точку в «Новом кошмаре Уэса Крейвена». Тоби Хупера хватило на две «Техасских резни бензопилой» — правда, сиквел в его постановке оказался лишь бледной копией оригинала.

Совершенно иначе дело обстоит с «Фантазмом» Дона Коскарелли. На протяжении всей своей истории этот хоррор оставался авторской работой: все части, за исключением последней (очевидно, действительно последней), снял сам Коскарелли. Это главным образом связано с тем, что «Фантазм» так и не превратился в студийную франшизу. Сотрудничество с Universal на второй картине закончилось компромиссами (заменой Майкла Болдуина на Джеймса Легроса и ненужной любовной линией) и провалом фильма в прокате. Деньги на продолжение Коскарелли пришлось искать самостоятельно, поэтому производство следующих двух частей затянулось на десять лет. Но съёмки пятого фильма заняли ещё больше времени.

Изначально «Уничтожителя» планировали выпустить в 2008 году к 30-летию «Фантазма», но не срослось. В итоге премьера состоялась на американском фантастическом фесте в конце сентября 2016 года, а полноценный релиз — 7 октября. Почти сразу же фильм утёк в сеть. В «Уничтожителе» Коскарелли впервые ограничился только продюсерскими и сценарными полномочиями, доверив постановочную часть Дэвиду Хартману — режиссёру мультсериалов про Годзиллу, звёздный десант, приключения Джеки Чана, Винни-Пуха и трансформеров. Если олдфаги и переживали, то зря — Хартман не подкачал, «Фантазм» остался самим собой, несмотря на примитивную графику и сделанные на коленке спецэффекты.

Также, что немаловажно, на месте оказались герои всех предыдущих частей, включая великого Энгуса Скримма, для которого эта роль стала одной из последних — демонический Верзила покинул нас в почтенном возрасте 89 лет. Немного, правда, обидно, что в отличие от Фредди Крюгера, Пинхеда, Джейсона Вурхиза и Майка Майерса он не получил такую широкую известность, но культовый статус всё-таки приобрел. В частности, благодаря своему неподражаемому умению жутко кричать всего одно слово: «BOY!».

В «Уничтожителе» этого постаревшего мальчика играет А. Майкл Болдуин, его брата — Билл Торнбери, а друга — Реджи Бэннистер. Реджи уже давно превратился в главного героя франшизы, своей харизмой не уступающего Брюсу Кэмпбеллу (а сам Кэмпбелл снялся у Коскарелли в незабываемом «Бабба Хо-Тепе»).

По традиции пятый «Фантазм» начинается с того, на чём закончилась предыдущая часть: Реджи ищет своих друзей в пустыне, но вскоре время и пространство начнут искривляться так, что схватка с Верзилой, его помощниками-карликами и блестящими шарами приобретёт воистину вселенский размах. Но происходит ли эта битва на самом деле или только в голове Реджи? Пятый «Фантазм» как никогда остро ставит вопрос иллюзорности бытия. Что считать подлинным, а что плодом нашего воображения? Где заканчивается «матрица» и начинается настоящий мир? А что, если «матриц» много? И все миры ненастоящие?

«Фантазм» всегда пробовал на ощупь границы реального — в пятой части он и вовсе их отменил. Драматургия в «Уничтожителе» исходит, не побоимся этого слова, из принципа «квантовой суперпозиции». Фильм наглядно иллюстрирует знаменитый парадокс кота Шрёдингера, когда герой находится сразу в нескольких состояниях одновременно: в нашем случае в состоянии деменции в доме для престарелых, в состоянии войны с Верзилой и в состоянии вечного блуждания по пустыне.

В похожей ситуации оказывается и сам фильм: он одновременно плохой (по уровню реализации) и гениальный (по задумке и исполнению). Впрочем, ничего удивительного — как всегда, самые важные прорывы в искусстве происходят в его маргинальной области.

comments powered by Disqus