Пересмотр: Пять глав и семь монтажных склеек в неонуаре «Слишком поздно»

Девушки, пистолеты, разговоры о кино и минимум монтажа — всё необходимое для хорошего фильма.

Про фильм Дэнниса Хаука «Слишком поздно» 2015 года знают немногие. На «Кинопоиске» стоит пометка, что его смотрели всего лишь 166 человек, — сомнительный показатель, но тем не менее. Фильм непопулярный, хотя он заслуживает более пристального внимания, — «Перемотка» посмотрела его заново и рассказывает, почему.

Ранее в «Перемотке»
Тёмные дела: Too Late Дэнниса Хаука и ещё 10 независимых неонуаров

 


Too Late
Слишком поздно

Режиссёр: Дэннис Хаук
В ролях: Джон Хоукс, Дичен Лакмэн, Натали Зи, Кристал Рид, Джоанна Кэссиди
2015


 

Фильм одной склейки

 

Склеек тут на самом деле всё-таки больше — семь, но особого внимания заслуживает одна, первая. Она случается где-то за 10 минут до конца фильма. Потом, видимо, решив, что терять уже нечего, режиссёр делает ещё несколько.

Нельзя сказать, что до этого весь фильм снят одним кадром, как нашумевший «Бёрдмэн», нет. «Слишком поздно» делится на пять больших кусков, разделённых затемнением и неким временным промежутком, — но внутри этих глав склеек нет, а камера снимает без остановок.


Глава 1


Первая склейка случается в последнем, пятом эпизоде. По силе своего воздействия она напоминает взрыв противотанковой мины. Очевидно, в силу того, что она — первая в своём роде на протяжении фильма, который длится почти 2 часа.

Как интересно, что такой простейший, элементарный приём, как монтажная склейка, может иметь такой эффект в искусстве, которое с самого рождения опирается на него. Вот что значит продуманный подход и идеальный тайминг. Правда, тем, кто прочтёт этот текст, эффект может и не показаться таким уж поразительным — как минимум половина успеха в его внезапности.

(Простите. — Прим. ред.)

 

Погружение

 

Тот факт, что остальные эпизоды сняты одним кадром, вызывает не только невольное восхищение работой оператора и режиссёра, но и эффект погружения. Конечно, после фильма Иньярриту этим никого уже не удивишь, и все примерно знают, что это такое. Однако в этом фильме хочется поговорить о нём отдельно.


Глава 2


Каждый эпизод имеет свое настроение, свою атмосферу, имеет свою законченную драматургическую структуру — ярко выраженную проблему и её разрешение. При этом, складываясь в единую историю, эти эпизоды ещё рассказывают и общий сюжет фильма. А он оказывается совсем несложным: какая-то молодая девушка звонит частному детективу, прося о помощи. Он приезжает на встречу, но — уже поздно, девушки уже нет в живых.

Это краткое содержание первого эпизода, а дальнейшие призваны прояснить для зрителя, что это была за девушка и что это был за частный детектив. Такая история, развивающаяся от конца к началу, — привычный ход для многих детективных историй.


Глава 3


Но опирается она на пять точек, пять событий, которые, развиваясь в реальном времени и едином пространстве кадра, призваны полностью рассказать зрителю не только о причинно-следственных связях, но и об эмоциональной подоплёке происходящего. И тут эффект погружения оказывается очень кстати. А ведь там, под конец фильма ждёт ещё и бомба монтажной склейки…

 

Герой нашего времени

 

Сравнение с романом Лермонтова становится очевидным, стоит только упомянуть, что эпизоды фильма расположены не в хронологическом порядке. Конечно, сделано это, чтобы усилить эмоциональную составляющую повествования и заставить сопереживать герою ещё сильнее.


Глава 4


По законам жанра прозрение зрителя происходит в самом конце — это предположить несложно. Но последний эпизод не является последним хронологически, что моментально поднимает эмоциональную планку. Безусловно, и этот приём далеко не нов для нарративных искусств — не только для литературы, но и для кино. И тем не менее, он ещё не настолько заезжен и замылен, чтобы вызывать у зрителей лишь вялое чувство узнавания.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что «Слишком поздно» — это напряжённый детективный триллер, но это далеко не так. Иначе статистика на «Кинопоиске» была бы совершенно иной. Да и рейтинг тоже. На самом деле фильм далеко не остросюжетный, во многом он довольно созерцательный. За счёт стилистики однокадровой съемки какие-то события остаются не показанными, выражаясь только в звуке. А центральный, третий эпизод и вовсе настраивает на умиротворённый и мечтательный лад.


Глава 5


Да, два часа для простенькой истории, пусть даже рассказанной таким хитроумным путём, это многовато. Порой фильм провисает, местами его тяжеловато и скучно смотреть. И всё-таки особенности сюжетного построения и технической реализации, а также прекрасная работа с цветом, композицией кадра, звуковым сопровождением и превосходная актёрская игра Джона Хоукса делают этот фильм как минимум неординарным и достойным претендентом на большее количество просмотров.

comments powered by Disqus