Без мороженого не приходи: Запертые двери и суперспособности в триллере «Иные»

«Перемотка» прошерстила прокат в поисках чего-то интересного — и нашла.

 


Freaks
Иные

Режиссёр: Зак Липовски, Адам Б. Стейн
В ролях: Эмиль Хирш, Брюс Дерн, Грейс Пак, Аманда Крю, Лекси Колкер
2018


 

Хлоя и её папа от кого-то упорно прячутся: занавески задёрнуты, щели плотно забаррикадированы тейпом, на двери семь замков плюс защелка. У ребёнка заучен план действий на случай беды, у отца пистолет на предохранителе под рубашкой. Затворнические будни семья проводит довольно эффектно: Хлоя сноровисто обыгрывает родителя в покер, на кону обычно несколько пачек долларов.

Помимо игр, девочке постоянно хочется мороженого; отец противится, мотивируя ответ тем, что на улице злые люди, — они хотят им только зла. Перед домом почему-то круглосуточно дежурит фургончик с вожделенным мороженым, откуда мило улыбается седовласый старик. Понятно, что шоколадный рожок для любопытной Хлои, — вопрос ближайшего времени.

 

 

Велик соблазн назвать «Иных» малобюджетными «Людьми Икс» или правильным ответом недавнему «Тёмному Фениксу» — малолетняя Джин Грей познаёт свои способности и заодно спасает мутанта-мать. Нам, очевидно, ближе столкнуть «Иных» в двойном сеансе с фильмом «Один и два» Эндрю Дроза Палермо — та не щеголяющая средствами картина про сверхлюдей тоже пыталась совладать с большими амбициями. При этом что в «Один и два», что здесь разделить авторские эмоции получается довольно просто: запереть в трёх стенах особенных людей никогда и никому не удастся, держать подле себя — тем более. Но «Иные» приходят к такой формулировке исступлённо неторопливо и крайне находчиво.

Во-первых, они довольно дико сняты: поначалу все эти повсеместные пересветы и магический реализм из детской напоминают лишь о том, что режиссёры буквально вот-вот сдали для телесетки «Диснея» фильм Kim Possible, где школьницу-супершпионку Ким Пять-с-плюсом сопровождает верный напарник Рон Так-Себе. Лучше не спрашивайте. Затем лента незаметно перешагивает в благодатное пространство параноидальных триллеров.

 

 

Отец, что-то вечно не договаривающий, закрывающий дитя под замок при малейшем неповиновении, раз за разом придумывает путаные мотивы и туманные формулировки. К финальной трети разузнанная мимикрия оформляется в боевик напополам с сайфайем, семейной драмой и чуть ли не детективом. Вся эта монструозная конструкция еле держится, но всё же держится.

Это перегруженное смыслами и подходами к нарративу кино, со своим уникальным ритмом, то тут, то там спотыкающееся, напрочь неуклюжее, непричёсанное и обугленное по краям. Но стоит дать ему шанс и немного подождать, — и «Иные» предстают прекрасным, неидеальным фильмом о взрослении с расчётом на эмоциональный выброс под титры. Картину и поставили такие же отчаянно неуместные в индустриальном смысле люди, снимающие «Лепрекона», «Восставших мертвецов», «Тасманских дьяволов» (первая часть дуэта) и детские сериалы (оба). Не от хорошей, стоит полагать, жизни.

 

 

Во-вторых, сравнение с «Людьми Икс» всё же больше фигуральное. «Иным» по рангу находиться в одном каталоге с сериалом «Герои» (даже с позабытыми сейчас видеоиграми типа Second Sight или Psi-Ops), чем со всем новым телеком, состоящим из «Пацанов», «Титанов», «Защитников» и «Сверхлюдей».

«Герои», сохранившие как бы огульный дух сериалов нулевых, никогда себя не стеснялись, наоборот, всячески приветствовали откровенную аффектацию, вот и «Иным» нормально, что всё случилось из-за мороженого, мама летает ракетой, папа замораживает время, дедушка становится невидимкой, а девочка-подросток телепортируется к соседке на пижамную вечеринку. Работа, короче, запоминающаяся, не отнять.

comments powered by Disqus