Самый лучший фильм: «Призраки Питера Селлерса» как главная документалка о кино этого года

Сегодня в «Перемотке» одна из лучших картин года — о смерти, разрушенных жизнях, несчастных людях и прочих радостях кинопроизводства.

 


The Ghost of Peter Sellers

Призраки Питера Селлерса
Режиссёр: Питер Медак
В ролях: Питер Медак, Питер Селлерс, Спайк Миллиган
2018


 

Совершенно незаметно, после череды тихих фестивальных показов в широкий доступ вышли «Призраки Питера Селлерса», психотерапевтический и местами душераздирающий фильм-катастрофа о съёмках сумбурной пиратской комедии «Призрак под полуденным солнцем», которая пролежала на полке полтора десятка лет и разрушила карьеру режиссёра Питера Медака.

Во всех деталях, не щадя границ цензуры и самих себя, Медак и многочисленные участники тех съёмок, от продюсеров и агентов до массовки, полтора часа предаются горьким и нередко очень комичным воспоминаниям. По настроению что-то между Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse и последней третью «Ирландца» Мартина Скорсезе — лучше рекомендации уже не будет. 

 

* * *

 

Радикальное отличие нового фильма Питера Медака от Hearts of Darkness, Lost in La Mancha или даже недавнего хита о «Дюне» Ходоровски в том, что никто в здравом уме не смотрел «Призрака под полуденным солнцем». Никто не знает Питера Медака и, ну, уж будем честны, в 2020 году мало кому интересен один из главных актёров своего поколения Питер Селлерс. Для всего этого в «Призраках» есть определенные сноски и отступления, но всё же стоит это проговорить отдельно.

Кроме того, если почти все удачные документальные фильмы о кошмаре кинопроизводства связаны если не с получившимися великими фильмами, то с их болезненными и чарующими фантомами, то в случае с «Призраком в полуденном солнце» сомнений нет ни у кого, даже у Медака, — могли снять в лучшем случае просто ударную комедию, получили же один затяжной сердечный приступ.

 

* * *

 

Питер Медак родился в Будапеште, после смерти отца и Венгерского восстания 1956-го года переехал в Лондон, где попал в киноиндустрию и не просто дорос до режиссёра, но снял два просто успешных фильма и третий, «Правящий класс» с Питером О’Тулом, совершенно грандиозный. Фильм попал в основную программу Канн, Питер О’Тул номинировался на «Оскар», а сам Медак заслужил статус одного из самых интересных и перспективных молодых постановщиков, для которых открыты все двери. Но войти он решил в ту, которую ему лично придержал Питер Селлерс, на тот момент уже звезда (серия о Розовой Пантере, «Доктор Стрейнджлав»), известный эксцентрик в жизни и на съёмках, у которого карьерный кризис начал накладываться на кризис очередных отношений.

Сценарий был вроде бы готов, проект собирался непосредственно под Селлерса и под него же был найден значительный бюджет (об адских съёмках на воде лучше всего спросить у Кевина Костнера). Медак был на кураже от успеха, мечтал поработать с Селлерсом и не мог ему отказать, к тому же у режиссёра родился второй ребёнок и от хорошего гонорара отказываться он также не планировал.

 

* * *

 

Уже на утрамбовке и редактировании сценария Медак начал догадываться, что главная звезда его будущего хита «Призрак под полуденным солнцем» в глаза не видела текст. За пару дней до съёмок допившиеся до белочки греческие моряки на глазах у режиссёра пропороли о камни брюхо специально купленному и переделанному для фильма паруснику. На съёмки Селлерс прибыл прямо во время своей размолвки с Лайзой Минелли в состоянии запредельной, кататонической депрессии и первым делом уволил всех находившихся на съёмках продюсеров, а день на пятый открыто предложил Медаку проваливать обратно в Лондон.

Медак ответил ему в предельно грубой форме и, кажется, уже тогда понял, что независимо от итога съёмок на его карьере будет поставлен большой и жирной крест. И всё это только первая волна проблем, дальше куда интереснее: съёмки в открытом море оказались настоящей пыткой; массовка, которую в целях экономии отказались кормить, прихватила домой костюмы и реквизит; приехавший сниматься и спасать ситуацию Спайк Миллиган всё только усугубил.

Есть подозрение, что Гор Вербински смотрел «Призрака под полуденным солнцем», и не просто смотрел, а прямо конспектировал

 

* * *

 

Можно и дальше пересказывать гнусные и смехотворные подробности, которые осветили «Призраки Питера Селлерса» и на которые не хватило места даже в полуторачасовом фильме. Абсолютно невозможно пересказать то, с каким исключительно киношным мастерством и чутьем Медак монтирует свои воспоминания, многочисленные интервью с «говорящими головами»; как искренне и эмоционально рассказывают о Селлерсее даже люди, откровенно мечтавшие проломить ему башку. Это не просто большая страница из википедии, а полноценное, живое и очень грустное кино.

И, конечно же, главный герой всей картины — сам Питер Медак, который четыре десятка лет хранил материалы со съёмок в специальной папке, а болезненные воспоминания — в самом тайном уголке памяти. Для него «Призрак под полуденным солнцем» был непоправимой ошибкой — свой следующий полнометражный фильм, очень удачный «Перебежчик», он снимет только через шесть лет, большую же часть жизни он подарит телевидению. Будут очень бойкие 90-е, когда он один за одним снимет три по-своему удачных криминальных фильма: «Братьев Крей», «Пусть получит свое» и «Ромео истекает кровью» — и на этом, в общем-то, и всё.

Конечно, и на телевидении он участвовал не в последних проектах, от «Прослушки» и до «Ганнибала», получил возможность снять эпизод «Мастеров ужасов» в одном ряду с великими, но окрыляющее чувство успеха покинуло Медака навсегда, теперь он просто работал с максимальной отдачей, но не больше.

 

comments powered by Disqus