Паучий случай: Мужчины мрут как мухи, а женщина ищет женщину в неонуаре Black Widow

Всем, кто не гонится за «новинками» и всё ещё читает «Перемотку», вместо «Чёрной вдовы» Кевина Файги рекомендуем посмотреть «Чёрную вдову» Боба Рейфелсона 87-го года.

 


Black Widow

Чёрная вдова
Режиссёр: Боб Рейфелсон
В ролях: Дебра Уингер, Тереза Расселл, Сами Фре
1987


 

Рейфелсон лихо стартовал одновременно с другими американскими семидесятниками, работал над «Беспечным ездоком» и «Последним киносеансом», в 70-х выпустил свой единственный шедевр и прокатный хит «Пять лёгких пьес», но к 80-м от старого багажа и завидных перспектив осталась лишь крепкая дружба с безотказным Джеком Николсоном. Впрочем, на «Чёрную вдову» у него ещё хватило сил.

«Вдове» предшествовала интимная и страстная версия «Почтальон всегда звонит дважды» как раз с Николсоном и Джессикой Лэнг (КАКАЯ там Джессика Лэнг, господи боже, такое бывает всего раз за карьеру). Фильм не взлетел, по крайней мере критики ожидали-то от него серьёзного и будоражащего ковыряния в теле классического нуара, но после легкого недобора Рейфелсон не испугался снять подряд ещё один полновесный нуар, куда более легкомысленный. Оттого и такой, ну, с оговорками, удачный. 

 

 

Часто встречаемый синопсис «Чёрной вдовы» в целом верен — это классический детективный сюжет о преследовании; по пятам неуловимой серийной вдовы с тысячью имён Катрин (Тереза Расселл) методично идёт упрямая Алекс Барнс (Дебра Уингер). Вся же сила «Чёрной вдовы», конечно, не в сюжете и уж точно не в саспенсе, а в деталях и интонациях.

Алекс — не безвкусно выписанная ищейка с последней надломанной сигаретой в пачке, а скучный агент Министерства юстиции США с тухлой кабинетной работой в бетонном гробу с наглухо закрашенными стёклами. Ни карьеры, ни семьи, плюс странные, недосказанные отношения с начальником (Терри О’Куинн) и вьющийся хвостом и вроде бы заботливый, но малоинтересный, скучный в целом коллега.

Катрин же не выглядит исчадием ада, избегает прямого столкновения, предпочитая немного играть с жертвой и исследовать его медицинскую карту, действуя при этом с методичностью и неумолимостью Шакала из романа Фредерика Форсайта.

 

 

«Чёрная вдова» действительно во многом предвестник «Молчания ягнят» Джонатана Демме, в том смысле, что женский ракурс в привычно мужском жанре здесь не пустой гендер-свитч для красоты, а осмысленная позиция и сильнейший двигатель сюжета. Для Барнс, страшно уставшей и вымотанной, охота за расчётливой и бессердечной красоткой — идеальный последний шанс, по крайней мере, чтобы почувствовать себя живой и важной.

С Катрин же всё чуть проще, её мотивация никогда не проговаривается в фильме напрямую (считается, что поэтому Уингер и отказалась от роли), она самоутверждается за счет внимания мужчин, их страсти, денег,  доверчивости и, наконец, жизни. В одной из сцен Катрин заявляет Алекс, что по-своему любила всех своих жертв — что ж, в таком случае это любовная история как раз для спецвыпуска «Криминальной России», но не для сеанса психоанализа.

Появляющиеся в кадре «Чёрной вдовы» мужчины не воспринимают ни одну из центральных героинь всерьёз и гордо смотрят на них свысока. Никто не ожидает в ласках хрупкой Катрин нащупать клыки настоящего и беспощадного хищника, а от деятельной и неприступной Алекс неприятно отмахиваются, даже когда она тычет доказательствами прямо в лицо.

 

 

В «Молчании ягнят» сильнейшую роль играли POV-ракурсы, из которых жизнь Кларис казалась липким кошмаром без всяких серийных убийц. Рейфелсону же в плане художественных решений и техники предложить особенно нечего. Разве что ради его фильма в профессию вернулся великий оператор Конрад Холл («Хладнокровный Люк», «Марафонец», «Красота по-американски») и потому даже финальная треть на Гавайях напоминает какой-то постапокалипсис со свинцовым небом, извержением вулкана и полным ощущением неотвратимой смерти.

В этой же финальной трети постепенно просыпается привычный для любого обсессивного триллера сексуальный подтекст — страсть охоты переползает в какую-то другую плоскость, особенно когда Катрин будто бы в последний момент передумывает убивать Алекс, а Алекс дарит Катрин подвеску вместе с прощальным поцелуем. Финал, сделанный грубо, нежели лаконично, все эти полунамёки жёстко отсекает, и из скучных 20-х от фильма 80-х хотелось бы большего отрыва и смелости. Только до дебютной «Связи» Вачовски ещё десять лет, а для окончательно слетевшего с катушек Де Пальмы — все пятнадцать.

Но эти фильмы вы и так уже видели, а вот «Чёрную вдову» навряд ли.

comments powered by Disqus