Два ствола: Джейсон Стэйтем и то, что осталось от Гая Ричи после «Диснея», в фильме Wrath of Man

Operation Fortune Гая Ричи вызвала такой опустошающий ноль эмоций, что «Перемотке» пришлось откопать неопубликованный текст о прошлой работе русского народного режиссёра, угрюмом боевике Wrath of Man. При всех своих минусах он куда примечательнее. 

Когда сообщалось, что у Гая Ричи вновь будет сниматься Джейсон Стэйтем, предполагалось, что сниматься он будет именно в «фильмах Ричи», а не пополнять свою бесконечную библиотеку небритых образов. Однако в «Операции „Фортуна“» о былых режиссёрских талантах напоминают разве что первые пять минут, любопытно смонтированные и срифмованные. Всё остальное сделано будто бы не приходя в сознание, на крепко выстроенной съёмочной логистике. А ведь впереди ещё непонятное, похожее на Netflix-эксклюзив военное кино с Джилленхолом и сериал по мотивам The Gentlemen, за что нам всё это.

 


Wrath of Man

Гнев человеческий
Режиссёр: Гай Ричи
В ролях: Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
2021


 

Разговоры о вторичности Wrath of Man стремительно тают на фоне того скудного вороха ковидных релизов, что подарил нам пролетевший с выхода «Джентльменов» до «Гнева» год. Первые двадцать минут этого весьма злого, колючего и неровного фильма легко убирают все онлайн-эксклюзивы на уровне одного только монтажа.

Вторичность же здесь заключается только в том, что это ремейк замечательного и довольно хитро сделанного французского неонуара Le convoyeur Николя Бухрифа. Ричи, конечно, не такой мастер бесстыжей экспроприации, как Тарантино, но своё дело он знает очень хорошо. От фильма и сценария Бухрифа приватизированы какие-то пунктиры движения сюжета, зато добавлено очень много своего.

 

 

Какие-то обновки действительно удачные, какие-то — не особенно. Есть, например, почти нолановская, вязкая игра со временем и громоздкое деление на главы с обязательными титрами. Совершенно иначе обыграны типажи, фактуры и мотивации. Дополнительная глава с грабителями — чистая «вода», но она же большая удача, хорошая разрядка на фоне остальных жутко насупленных эпизодов. 

Как и всегда у Ричи, блестяще подобраны актёры и отыграны все роли. Все на своих местах (на типажах, против типажей, вообще из ниоткуда), даже Скотт Иствуд, который пять лет назад мог похвастаться одними отцовскими глазами, поднажрал заметной харизмы и играет сильно больше ожидаемого. Единственный вопрос к неумолимому Джейсону Стэйтему, которому эта роль прибавила бы куда больше веса, будь она прощальной в качестве последней настоящей экшн-звезды. Так-то хотелось бы кого-нибудь неожиданного, допустим, Боба Оденкёрка до его боевого крещения у Ильи Найшуллера. 

 

 

А вот что сильно просвечивалось в Ричи разве что в Revolver и поменьше в The Gentlemen — в Wrath of Man вырвалось на волю. Здесь очень много маскулинного, невыносимого, абсолютно серьёзного пацанского пафоса. Точнее, мужицкого, пацанским этот пафос был как раз лет 15 назад. Не того, который периодически высмеивался в остальных фильмах самим Ричи (см. динамику отношений Wild Bunch в RocknRolla), а прямо настоявшегося, чтоб дыхание перебивало.

Если Вин Дизель в своей семейной саге разговаривает фразами из пацанских цитатников в ВК, то Стэйтем в Wrath of Man такими цитатами злобно, безжалостно молчит. После некоторых событий второй главы его непрошибаемая суровость в кадре тупо сжирает весь кадр без остатка. Ощущение, что он готов избить окружающих персонажей и зрителя одними только бровями, если до рук с ногами дело не дойдёт.

 

 

Карьеры и Ричи, и Стэйтема всегда строились на эклектике и энергичной смене регистров — пошутили-покрошили-пошутили, — здесь же, как во взрослом фестивальном кино, идёт упорная и победоносная борьба с эмоциональном разнообразием. Не то чтобы повод для большой похвалы, но уж точно для уважения.

 

comments powered by Disqus