Слуховой порог: Глухонемая писательница обороняет дом от убийцы в триллере Hush

Малобюджетная игра с маньяком в кошки-мышки среди леса при ближайшем рассмотрении оказалась куда любопытнее, чем можно было бы ожидать.

 


Hush («Тишина»)
Режиссёр: Майк Флэнеган
В ролях: Кейт Сигел, Джон Галлахер-мл., Саманта Слойан, Майкл Трукко
2016


 

Мэдди Янг потеряла слух и голос в 13 лет, с тех пор написала книгу и теперь работает над новой у себя дома в стороне от цивилизации. Компанию писательнице составляют кошка и соседка Сара, да иногда звонит по скайпу сестра и шлёт смски бывший. Однажды вечером занятая домашними делами Мэдди не увидит, как незнакомец убьёт соседку у неё на пороге, и только начав получать фотографии со своего телефона, поймёт, что в доме чужой — и придётся ему дать отпор.

Политика Blumhouse Production «минимум денег, минимум продюсерского контроля» время от времени даёт осечку — но рискуют скорее те, кто пытается уложить в пятимиллионный бюджет экранизацию восьмидесяточного мультика про парики и суперкомпьютеры. Хорроры, где спецэффекты можно свести к вовремя выключенной лампочке, в микроскопические бюджеты «Блумхауса» помещаются куда увереннее. Вот и Hush, компактный триллер о том, как два человека бегают вокруг дома и по очереди друг друга калечат, не потребовал больших вложений, а мозги и прямые руки у съёмочной группы были свои. Вышло замечательно.

С постером вышло чуть хуже

Рецензировать сюжет, который выражается главным образом в том, кто в какую форточку вылезет первым, немного бессмысленно — достаточно написать, что детали этого фактически немого кино точно подогнаны одна к другой. На экспозицию про творческий ступор и чадящую духовку уходит ровно необходимый минимум времени, и потом фильм уже не сбивается с ритма ни разу, а все чеховские ружья, от очевидных (сигнализация) до совсем внезапных (семь файлов с разными финалами новой книги), выстреливают — и особенно лихо те, от которых этого и не ждёшь. В триллере с главной приманкой в виде глухоты героини куда более интересные плоды приносит, оказывается, писательство: где физические ограничения Мэдди всего лишь помогают или мешают привычной для жанра игре в догонялки, там её творческие трудности позволяют режиссёру устроить такое начало третьего акта, что, за неимением лучшего термина, ой.

За беготнёй и увечьями легко упустить из виду не менее, а может, и более важный, чем уверенная режиссура, момент. Глухонемая scream queen — за кадром жена режиссёра и соавтор сценария — не в пример многим героиням слэшеров не впадает ни в одну из набивших оскомину крайностей жанра. Мэдди не становится ни беспомощной жертвой маньяка, драматически потрясающей декольте, ни всемогущим воплощением мести в духе I Spit on Your Grave. Режиссёр не только не делает из неё сексуальный объект, но и ловко обходится с кровопролитием: самая болезненная сцена тут не новый выпад маньяка, а попытки Мэдди голыми руками натянуть тетиву арбалета — героиня на протяжении всего фильма активно действует, пусть и набивая шишки, но точно не соглашаясь стать лишь очередной жертвой пыточного порно.

Правдоподобной и узнаваемой героине Hush — кино куда более остроумное, чем может показаться на первый взгляд, — противопоставляет так же точно сбалансированного злодея. Зло в хоррорах часто оказывается привлекательнее своих жертв, и создатели «Тишины» отлично это понимают. Бродящий вокруг дома Мэдди ублюдок с арбалетом, бесспорно, опасен, — но это опасность гопника в подворотне, а не потусторонняя угроза Майкла Майерса; насилие немотивированное и непредсказуемое, но постигаемое и преодолимое. Стоит ему снять маску, как исчезает последний намёк на тайну: за ней кроется не Призрак Оперы, а какой-то, право, плод греховной связи Тома Грина и Ларса фон Триера с нелепой татуировкой во всю шею.

Он из такой же плоти и крови, что и Мэдди, а значит, мерзавцу можно — и даже необходимо — в****ть молотком.

comments powered by Disqus