Словарь, проклятьем заклеймённый: Пять рождественских комедий с непереводимыми названиями

The Holdovers или Silent Night вы посмотрите и без нашей подсказки, а вот о том, кто и как нашёл свою любовь под ёлкой, расскажет только «Перемотка».

 

01

Exmas

imdb | трейлер

Махнув рукой на работу, Грэм приезжает на праздники к родителям и обнаруживает, что его там не ждут, зато очень рады Эли, которая его бросила полгода назад.

«Амазон» не первым додумался снять фильм с таким названием — почти за десять лет до него вышел Merry Ex-Mas (судя по синопсису и актёрскому составу, куда более леденящее душу кино). Однако на общем фоне конвейерных ромкомов с прямыми как шпала названиями вроде «Прилагательное Рождество» и «Рождество там-то» немудрящий каламбур Exmas выглядит прямо-таки прорывом.

Больше ничего революционного фильм зрителям, в сущности, не предлагает, но обязательную программу исполняет умело и не без огонька. Робби Амелл в пижаме ходит по лезвию между дедлайном и своими домашними, домашние мельтешат, украшают ёлку и отрицают ковид. В аэропорт в третьем акте бегут всей семьёй. Тут даже немного играют в хоккей, хотя не очень понятно, это кто-то держит руку на пульсе буктока или просто совпало. Лейтон Мистер, пытающаяся выжить бывшего из его же дома, эволюционирует из Go Piss Girl в Gone Girl, но, увы, подчиняется требованиям жанра, останавливается на полпути и поворачивает обратно к семейному счастью.

А всё потому что, даже если снег ненастоящий и младенца Иисуса в яслях пришлось временно подменить на тираннозавра, поездки к родне на Средний Запад в этих фильмах всегда ключ к благополучию, а Миннесота — это не штат, это состояние души.

 

02

Yuletide the Knot

imdb | трейлер

Свадебный организатор из маленького городка соглашается устроить праздник для заезжих инфлюэнсеров, не зная ещё, что ей придётся работать с их менеджером — её давним школьным крашем.

Yuletide the Knot устроен примерно так же, как хиты кантри по версии Бо Бёрнема — как список горячих ключевых слов через запятую, только вместо тракторов и виски тут снег, звездопад и примерка платьев. Вся эта довольно бессовестная SEO-оптимизация вдобавок сопровождается песнями под гитару, но автор сценария, режиссёр и поэт-песенник — женщина многих неожиданных талантов — находит вполне человеческий подход к нагромождению романтических клише, и важнее всего — к главной героине.

У той за душой есть немного, но больше обычных поисков суженого на фоне сугробов и джингл беллз, вокруг неё — правдоподобные родные и близкие, и даже при выходе карикатурных инфлюэнсеров с айфонами наизготовку не хочется немедленно убиться лицом об салат.

Если смотреть на это не как на анонимный фильм в бесконечной череде рождественских сказок, а на малобюджетный авторский проект, то тут есть чему приятно удивиться. Играя по правилам довольно формульного жанра, Yuletide the Knot тем не менее — почти настоящее кино со своим лицом, пусть и со всеми неизбежными скидками и оговорками. Героиня найдёт любовь, но решит не торопиться, свадьбу сыграют для других, а больше всех запомнится мимолётная владелица магазина свадебных платьев — главная удача фильма.

 

03

Never Been Chris’d

imdb | трейлер

Две лучшие подруги, вместе создавшие приложение для поиска друзей, приезжают домой на праздники и встречают одноклассников, среди которых — мужчина мечты по имени Крис.

Начавшись как любовный треугольник — хотя уже нестандартный по меркам жанра, с двумя равноправными претендентками на романтический интерес; назовём это равнобедренным любовным треугольником — так вот, начавшись как ему и пристало, потихоньку-помаленьку этот фильм начинает смещать акценты. Мужик из родного городка тут, само собой, в центре всего коловращения, но периферийные сюжетные линии оказываются не менее, а может, и более важными. Героини выясняют отношения между собой, со своими матерями и жизнью в целом, а мужик — ну, он просто удачно придаёт форму всей этой суматохе, как ковёр в комнате у Лебовски.

Фильму достаёт остроумия завести полемику, хоть и вежливую, с одержимостью всего рождественского жанра возвращениями на родину, в детство и к корням. Вернуться, говорит нам это непереводимое кино, полезно, но только чтобы понять, что нас привело туда, где мы сейчас, и какой дорогой идти вперёд. Кино про мужика на Рождество оборачивается кино — да, на ёлке для выпускников, но — про личную свободу и осознанный выбор. Как говорила королева бензоколонки Надежда Румянцева, я не изменила мечте — просто мечту изменила.

 

04

Santa, Maybe

imdb | трейлер

Театральный менеджер с содроганием узнаёт, что новый специалист по маркетингу — её бывший ненавистный одноклассник, а тут ещё и Рождество на носу, и кое-кому предстоит быть кое-чьим тайным Сантой.

Нам нужно было чем-то добить список до круглой цифры пять, и этот фильм тут выполняет функцию пенопласта — каковым, в сущности, и является, попусту переводя хорошую песню на дурной каламбур. Продукция канала Great American Family (на наши деньги — не столько даже «Домашний», сколько «Спас») снята как фильмы Hallmark лет десять назад, а написана и поставлена именно так, как себе представляют рождественские ромкомы люди, которые презирают рождественские ромкомы. Что ж, должен же кто-то выгодно оттенять остальные фильмы в списке.

Но серьёзно, где люди находят такого романтического героя, у которого разом и фигура, и актёрские задатки, как у шкафа-купе.

Если вы ищете легкомысленное кино про enemies to lovers, но с человеческим лицом, посмотрите лучше Joyeux Noel — будь у него название попридурочнее, ему было бы самое место в этом списке.

 

05

Catch Me If You Claus

imdb | трейлер

На подающую надежды журналистку из печной трубы вываливается небритый мужчина, который представляется сыном Санты, но девушка связывает его гирляндами и вызывает копов. Ночь будет длинной.

Начнём с того, что каламбуры так не работают. Мы не знаем, что именно произошло с названием этого фильма, но это не каламбур, это не игра слов, это какая-то анархия и самоуправство. Всему должны быть пределы. В остальном, однако, всё не так плохо.

Главный фокус тут в том, что это хоть и рождественская, но в то же время — насколько в принципе позволяют мощности канала Hallmark — приключенческая комедия. Герои, повязанные одной гирляндой, впутываются в криминальную историю с коррупцией, грабителями и всем страшно необходимой флэшкой с компроматом на мэра. Убегая от полиции и подозрительных людей в фургоне без опознавательных знаков, они немножко препираются, вступают в театральную труппу, пользуются Windows 95, а заодно делятся, как непросто соответствовать знаменитым родителям — хоть телезвезде, хоть Санта Клаусу.

Ну, и находят любовь — куда без этого.

Это не то чтобы мощное высказывание о поколенческих травмах, но они тут важнее, чем можно было бы ожидать от очередного кино на 85 минут про семейные ценности, — не «Всё везде и сразу», конечно, но что-то на уровне «Диснея» в 90-е о детях и родителях. Как раз по росту этому жанру, который весь в глубине души диснеевские сказки о принцах и принцессах, погрязших в офисной работе и так сильно скучающих по сугробам и настоящим ёлкам, что могут простить этим фильмам снег, налитый из огнетушителя.

comments powered by Disqus