Пересмотр: Фильм «Обманутый» Дона Сигела

В сегодняшнем выпуске великая южная готика от Дона Сигела, режиссёра «Грязного Гарри» и «Вторжения похитителей тел». «Обманутый»*, без шуток, стоит их обоих. 

* как раз на днях извергнутый в неприлично современном качестве

На афише герой вестернов был для приличия изображен с пистолетом и в гнетущих тонах, но в действительности Иствуд пользовался совсем другим оружием, не менее опасным. По сюжету, о котором чем меньше знаешь, тем сильнее челюсть бьётся о паркет, раненный солдат-северянин Джон Макбёрни (Клинт Иствуд) валится трупом на территории южан. Его подбирают барышни из женской школы-интерната и как бы по наитию хотят сдать своим, но всё-таки оставляют. Поможет по хозяйству, утешит одинокие женские сердца. Иствуд, запертый с десятком женщин в одном доме, — чем не мюзикл Франсуа Озона, но сплясать и спеть в этом фильме гендерных кошмаров могут разве что на чужих костях.

Жуткий и при этом невероятно смешной, игнорирующий голливудскую жанровую иерархию «Обманутый» в своё время провалился и смертельно испортил отношения Клинта Иствуда с Universal. Перепуганная студия затопила прокат фильма, при всех уговорах Пьера Риссета не пустила его в Канны и всячески мешала Сигелу во время монтажа. Иствуд был в ярости, в качестве ответной меры разорвал долгосрочный контракт и, уйдя к Warner, принципиально не связывался с Universal следующие лет тридцать.

The Beguiled («Обманутый»)
Режиссёр: Дон Сигел
В ролях: Клинт Иствуд, Элизабет Хартман, Джо Энн Харрис
1971

«Обманутый» — болезненная аномалия в многолетнем творческом бромансе Иствуда-Сигела; друзья сняли всего пять фильмов, два неплохих до и два совсем хороших после. Могли бы, конечно, куда больше. Иствуд в своём гранитном режиссёрском мастерстве многому научился именно у Сигела, талантливого и недооцененного постановщика на все жанры, тяготеющего, естественно, к уверенным в себе людям с огнестрельным оружием в руках. Иствуд был самым уверенных из всех, в знаменитом интервью он открыто заявил, что всегда играет победителей и для победителей, а для лузеров есть, к примеру, Дастин Хоффман, на его роли он не претендует.

Победный путь большого американского классика пролегал по чрезвычайно странным и опасным территории всего ранее запретного (и теперь выставляемого на показ) в американском кино: педофилия, инцест, красочные сцены редкого насилия. В перверсиях, практически софткорных сценах и жестокости «Обманутого» сложно уличить именно Сигела, хотя так крепко, как он в «Обманутом», камеру держал мало кто. Тошнотворная луизианская зелень, клаустрофобия интерната и нечастая в цветном кино игра с тревожными тенями. Зато фильм, если закрыть глаза на роман-первоисточник, уверенно предрекает фильмографию раннего Иствуда-режиссёра, его дебютный триллер о сумасшедшей фанатке «Сыграй мне Мисти» и впечатляющий мстительный вестерн «Бродяга высокогорных равнин».

Иствуд в роли Макбёрни — вроде бы привычный для актёра объект томительных женских фантазий (полицейский-фашист, ковбой без имени и прошлого), но только женщины — не по ту сторону экрана, а действующие лица скручиваемого в узел сюжета. И крепкая чёрствость иствудовского джентльменства здесь возведена в подлость, манипуляторство и мерзкую хитрость. Легко приравнять бесконечные игры Макбёрни с ученицами и учителями школы к инстинкту выживания: он хоть и лис, забравшийся в курятник, да близко от курятника бродит конфедерат с ружьём. И слишком быстро в Макбёрни начинает играть сытая наглость — если можно окрутить двух, то почему нельзя четырех. Окрученные, впрочем, не остаются в накладе и демонстрируют, что любая война, особенно гендерная, это бушующий ад с котлами и дыбами. 

comments powered by Disqus