Средство для ухода: Кинокарьера Стивена Содерберга и её вероятный финал в фильме «Побочный эффект»

Самый продуктивный и, пожалуй, один из самых талантливых режиссёров Америки официально заявил о том, что в скором времени отправляется на полноценную пенсию. «Перемотка» пытается осмыслить то, что сделал Содерберг для кинематографа.

Изначально невероятный слух об уходе Содерберга из профессии озвучил Мэтт Дэймон, который, как выяснилось потом, был слегка пьян во время разговора и не так понял слова своего друга. Сегодня же все предельно трезвые и серьёзные, но голова гудит не меньше. Последний выход на большой экран — идущий прямо сейчас в ближайших кинотеатрах фармокологический триллер «Побочный эффект», потом занятный байопик «За канделябрами» для канала HBO (голливудские студии не захотели тратить даже 5 миллионов на такой нетрадиционный фильм), в котором известный музыкант Либераче (Майкл Дуглас) выясняет отношения с молодым любовником Скоттом Торсоном (Мэтт Дэймон). Дальше всё: живопись, театр, фотография — что угодно, только бы не цифровая камера RED. По этому поводу кинокритики пытаются обозначить место и значение Содерберга в истории, выбирают лучшие картины автора, дискутируют, но, как правило, без злого оскала — ну, правильно, либо хорошо, либо никак, хотя будущему пенсионеру всего 50 и он наверняка ещё вернётся.

Режиссёрские работы Стивена Содерберга
в 36 кадрах

Yes: 9012 Live (1985)Access All Areas (1985)Winston (1987)Sex, Lies, and Videotape (1989)Kafka (1991)King of the Hill (1993)The Underneath (1995)Fallen Angels (эпизоды The Quiet Room, 1993 и The Professional Man, 1995)Gray's Anatomy (1996)Schizopolis (1996)Out of Sight (1998)The Limey (1999)Erin Brockovich (2000)Traffic (2000)Ocean's Eleven (2001)Full Frontal (2002)Solaris (2002)K Street (10 эпизодов, 2003)Equilibrium (одна из трёх короткометражек в фильме Eros, 2004)Ocean's Twelve (2004)Bubble (2005)Building No. 7 (2006)The Good German (2006)Ocean's Thirteen (2007)Che: Part One (2008)Che: Part Two (2008)The Girlfriend Experience (2009)The Informant! (2009)And Everything Is Going Fine (2010)The Last Time I Saw Michael Gregg (режиссёр решил никому его не показывать, 2011)Contagion (2011)Haywire (2011)Magic Mike (2012)An Amazing Time: A Conversation About ‘End of the Road’ (2012)Side Effects (2013)Behind the Candelabra (2013)

Но если разгадать Содерберга-режиссёра получается далеко не всегда, что чаще и раздражает до зубного скрежета, то в качестве продюсера он кажется вполне понятным и последовательным. На своем примере он приближается к реализации мечты, которая, возможно, терзала многих эгоистичных семидесятников, но переболел ей один лишь Фрэнсис Форд Коппола. Только в отличие от Копполы, который имел сотни идей и планов создания альтернативы Голливуду, но не имел чувства меры, не умел вести бизнес (а чем же ещё является кино) и моментально спускал заработанные на двух «Крёстных отцах» миллионы, Содерберг продюсирует так же, как и снимает. Пугающе много для вечно занятого человека, но при этом без лишней суеты, незаметно и работая в основном над недорогими проектами с высоким уровнем творческой анархии. То есть исключительно для себя. Его альтернатива Голливуду — не взровать прокат хулиганским высказыванием и показать студийной системе кулак независимых, но запустить фильм, который никому вроде бы и не нужен, но который когда-нибудь оценят такие же странные поклонники кино, как он сам. Сегодня набивший немало шишек автор великого «Апокалипсиса сегодня» рассказывает о том, как быть по-настоящему свободным творцом и при этом просчитывать производство картины до каждого доллара, а режиссёр необязательного фильма про мужчин-стриптизеров, ставшего настоящим кассовым хитом, заявляет о том, что устал, и собирает чемоданы.

Плодовитость Содерберга на поприще поиска источников финансирования и организации съёмок не уступает его карьере режиссера — сказывается успех дебютной картины «Секс, ложь и видео», после который он получил беспроцентный кредит студийного доверия, и дружба с Джорджем Клуни. Всего 33 проекта, включая короткометражки, документальные фильмы и сериалы, при этом из собственных режиссёрских начинаний его имя в титрах фигурирует лишь в сериале K Street. Как продюсер Содерберг пропагандирует гибкость и политику невмешательства, выступая скорее в качестве поручителя в сделках с дьяволом. Ещё на заре своей карьеры он помог открыть Грега Моттолу, спродюсировав его дебют The Daytrippers, дуэт Дэвида Сигела и Скотта Макгихи (Suture), своего близкого друга Гэри РоссаПлезантвиль»).

Стивен Содерберг и Мэтт Дэймон на съёмках «Заражения»Чин Хан и Содерберг немного не в фокусе на съёмочной площадке «Заражения»С Грегори Джейкобсом на съёмках «Нокаута»Содерберг и исполнительница главной роли в «Нокауте» Джина КараноСтивен Содерберг и относительно одетый Ченнинг Татум на съёмках «Супер Майка»На съёмочной площадке «Супер Майка»

Кроме того, в это же время Содерберг зачем-то ввязывается в качестве сценариста в голливудский авторемейк смешного и не в меру омерзительного триллера «Ночной сторож» датчанина Оле Борнедаля. Фильм проваливается, датчанин возвращается на родину и приезжает в Лос-Анжделес лет 10 спустя для съёмок ужастика «Шкатулка проклятия» о пейсах и экзорцизме. Содерберг перестаёт работать без профессиональных сценаристов, но не теряет интереса к пересъёмкам примечательных иностранных картин.

Через несколько лет после успешного посткризисного фильма «Вне поля зрения» Содерберг придаёт своему продюсерско-поручительскому хобби чуть более организованный характер. Вместе со своим другом Джорджем Клуни, о предприимчивости, талантах и амбициях которого в 2000 году можно было только догадываться, он создаёт компанию Section Eight Production при поддержке гиганта Warner Brosers. С практичной и простой целью: полноправно участвовать в съёмках новых фильмов Содерберга, продюсировать режиссёрские работы Клуни, помогать и искать финансирование для картин начинающих, но очевидно талантливых кинематографистов.

Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»Разнообразные лица Стивена Содерберга в фильме «Шизополис»

Одним из первых проектов Section Eight становится ремейк мрачного триллера «Бессонница», для съёмок которого приглашают молодого англичанина Кристофера Нолана. Студийные боссы не совсем понимают, почему дорогой картиной должен заниматься человек, который до этого снял смонтированный в обратную сторону детектив, но в конечном счёте соглашаются с упрямым продюсерским дуэтом. Впоследствии Нолан не сделает ни одной картины за стенами Уорнеров. Потом будут оушеновская трилогия, «Вдали от рая» Тодда Хейнса, «Признания опасного человека» и «Доброй ночи и удачи», «Сириана» от сценариста «Траффика» Стивена Гейгана, ТВ-фильм «Плутоний-239» от более-менее постоянного содерберговского сценариста Скотта Бёрнса, «Помутнение» Ричарда Линклейтера, ремейк блестящих «9 королев» Фабиана Бьелински под названием «Аферисты» и последовавший самостоятельный фильм Грегори Джейкобса Wind Chill, документальные картины, сериалы.

Среди сонма прокатных и не только хитов компании наиболее интересен, впрочем, самый скромный — тревожный почти что триллер Keane, третий фильм такого же тихого и незаметного, как его персонажи-шизофреники, режиссёра-аутсайдера Лоджа Керригана, ярым фанатом которого является Содерберг. Изначально же третьим фильмом должна была стать мрачная драма In God's Hands, которая стала жертвой технической ошибки — негатив оказался повреждённым, и картину, которая свела Мэгги Джилленхол и Питера Сарсгаарда, пришлось выкинуть в мусорное ведро. После болезненной производственной катастрофы руку помощи Керригану протянул продюсер Содерберг, нашедший деньги и не вмешивавшийся в процесс до самого постпродакшена. Правда, получив в руки финальный монтаж Keane, Содерберг прислал в ответ Керригану не только своё полное одобрение, но и свою версию картины, которая была короче на 15 минут и отличалась фирменным монтажом режиссёра. В качестве эксперимента было решено оставить версию Содерберга для DVD-издания, приобретя которое, каждый мог убедиться в том, что режиссёр-нейтрализатор даже чужой материал элегантно превращает в свой. 

Трейлер Keane Лоджа Керригана — о шизофрении и потерянной дочери

Параллельно с этим режиссёр-мультиинструментальщик вытащил с того света документальное эссе Naqoyqatsi, третью часть знаменитой Quatsi-трилогии Годфри Реджио, и поспособствовал тому, что знаменитый потерянный фильм «Убийца овец» спустя 30 лет вышел в ограниченный прокат и стал доступен на физических носителях. В случае с Naqoyqatsi Содерберг вошёл в продюсерскую группу оставшейся без финансирования экспериментальной картины и привлёк внимание компании Miramax, заключившей, возможно, далеко не самую выгодную сделку.

Ситуация с «Убийцей овец» куда трагичнее и абсурднее. Дебютный, снятый за 10 тысяч долларов на реальных улицах Лос-Анджелеса фильм поразил в свое время немало критиков и владельцев звукозаписывающих компаний. И если первые восхищались талантом режиссера Чарльза Бёрнета, то вторые выставили счёт в 150 тысяч долларов за звучавшие в картине 22 музыкальные композиции. Спустя десятки лет компании UCLA Film, Milestone Film и Television Archive, к которым присоединился Стивен Содерберг со своим кошельком, пожертвовали необходимые деньги на оплату лицензированной музыки и реставрацию плёнки, тем самым позволили «Убийце овец» наконец-то добраться до зрителя.

В 2006 году Содерберг решает, что с него хватит — он оставляет студийное продюсирование, Section Eight поспешно закрывается. Это, впрочем, не остановило Джорджа Клуни, который тут же основывает новую компанию Smokehouse Pictures со своим другом Грантом Хесловым. Результат их деятельности можно было наблюдать на прошедшем «Оскаре». Да и сам Содерберг до последнего продолжает использовать свою все ещё громкую фамилию в качестве определённого гаранта качества, помогая, к примеру, выпуску документальных фильмов о скандальной жизни великого режиссёра Романа Полански и четвёртой картины до сих пор никому ненужного Лоджа Керригана.

Результат деятельности Smokehouse Pictures — Argo

 

comments powered by Disqus