Пересмотр: Джон Карпентер и Курт Рассел чудовищно хохочут над своими фильмами

Режиссёр самых важных жанровых фильмов 80-х Джон Карпентер нашёл своего самого главного актёра на съёмках телевизионного байопика «Элвис», потом снял с Куртом Расселом ещё три реально крутых фильма и один не очень. Они часто общаются и обязательно собираются вместе, когда студии комплектуют DVD-издания хитов Карпентера вагонами бонусов. Комментарии к «Побегу из Нью-Йорка», «Нечто» и «Большому переполоху в маленьком Китае» составляют великую трилогию болтовни между двумя друзьями, которые не то чтобы обсуждают техническую сторону съёмок, а всё больше очень громко и заразительно смеются.

Написанный под влиянием уотергейтского скандала «Побег из Нью-Йорка» долго лежал в столе, поскольку Карпентер по привычке застрял на третьем акте. Уже потом готовый скрипт начали отфутболивать крупные студии, посчитавшие потенциальный фильм слишком мрачным и дорогим. Помогла компания AVCO Embassy Pictures («Вой» Джо Данте, «Познание плоти» Николса и еще парочка тайтлов, в основном же — ликвидный по тем временам малобюджетный мусор). И хотя за плечами Карпентера были «Хэллоуин» и «Туман» с внушительными сборами, на футуристический боевик ему выделили 5 миллионов. С Чарльзом Бронсоном в главной роли выложили бы, наверное, больше, но режиссер ставил на молодость, суровость и Курта. Для Рассела эта была первая роль с основательная физической подготовкой. Он четыре месяца безвылазно сидел в качалке, тяжелее было только перед фильмом «Солдат», сценарий которого он хвалил, но с конечным результатом скорее просто смирился. Микроскопический бюджет «Побега из Нью-Йорка» привёл к тому, что всё снималось второпях и масштаб фильма раздувался ловкими монтажными склейками, объединяющими натурные съёмки и сердитые декорации. Одна из сцен фильма доснималась прямо у Карпентера в гараже. 

— Ли Ван Клиф сказал мне, что для него это была самая сложная сцена за весь фильм. Ему пришлось идти по коридору и разговаривать в одно и то же время, не растеряв выученный текст. Многие старые актёры привыкли к тому, что диалоги и действие всегда разделены. 

— Это Дик Уорлок, Дик — мой каскадёр (дублёр) уже 22 года.
— Когда ты с ним начал работать?
— Ох, я думаю, это был диснеевский фильм эээм...
— «Компьютер в кроссовках»?
— «Компьютер в кроссовках»! 1969 или 1968 год.
— Они сейчас делают римейк.
— Ты шутишь.
— Нет.
— Да ты шутишь. О, господи.

 

На римейк классического «Нечто» студии Universal пришлось брать не только Джона Карпентера — за ним сразу же потянулся караван из знакомых операторов, каскадёров и осветителей с Куртом Расселом во главе, которому в этот раз вместо мышц пришлось наращивать бороду. Рассказ Джона В. Кэмпбелла-младшего Карпентер превратил в пароноидальный и весьма кровавый экшн-хоррор, а полярную базу посреди бесконечной снежной пустыни — в самое крошечное место на планете, из которого, ко всему прочему, никак нельзя убежать, да и некуда. Фильму страшно не повезло выйти в прокат вместе с «Инопланетянином» и между добрым и злым алиеном зрители выбрали доброго, оставив всю злость для кэмероновских «Чужих». Тогда от одного из критиков Карпентер получает завидный статус pornographer of violence, а через два года сам снимает добрый фильм про доброго инопланетянина. 

— Помню, когда подписался на роль, то шляпа уже была утверждена.
— Мне действительно нравилась эта гигантская шляпа, никогда не интересовался, как ты с ней уживался.
— Я научился любить её.

Первая реакция Карпентера на фальшивые трупы и гениальных монстров Роба Боттина была буквально OH FUCK MY GOD, WHAT IS THIS? Без замороченного освещения — жуткий кусок резины.  

— О, интересный звук, Джон, а что ты использовал?
— Да понятия не имею.

— Джо Данте смотрел фильм у меня дома: «Долли вперёд, долли назад — это и есть малобюджетный кинематограф». О чём он вообще.

Любимая фраза Курта Рассела, но помирает от смеха он практически на любой.

Карпентер всегда мечтал снять настоящий вестерн, но в начале карьеры на ковбоев не хватало денег, а когда ненадолго замаячили приличные бюджеты — свободного времени и основательной студийной поддержки. Жанр давно задыхался, и под студийную диктовку одобренный сюжет «Большого переполоха в маленьком Китае» перенесли с Дикого Запада в современный Сан-Франциско. Впрочем, и это решение фильм не спасло от катастрофического проката, над которым больше всего смеются Карпентер и Рассел. На невероятных пресс-показах картины к ним в первый и последний раз в карьере подходили критики и поздравляли со стопроцентным будущим хитом. Студия, как выяснилось уже потом, не очень поняла, как этот странный фильм продвигать, а та крошечная аудитория, что нашла «Большой переполох в маленьком Китае» в афишах, не оценила основную идею Карпентера, поменявшего местами главного героя и его сайдкика. И без того угасающий Рассел, у которого к тому моменту в качестве достижений числился хит «Побег из Нью-Йорка» и небольшая роль в «Силквуде» Майка Николса (даже «Подержанные автомобили» Земекиса провалились), не знал, куда деваться, а Карпентер вновь и успешно ушёл на крошечные бюджеты. Режиссёр, к слову, до сих пор восхищается азиатскими фильмами о невероятных боевых искусствах и, к примеру, очень тепло отзывается о «Крадущемся тигре, затаившемся драконе». Комментарии к «Переполоху» на 70% состоят из смеха Курта Рассела.

— Мне кажется, что это твоя лучшая роль! Ну, не считая капитана Рона.
— аааааа

— Ты же знаешь, почему меня наняли снимать «Элвиса», я не рассказывал? Наняли, потому что я написал музыку для «Хэллоуина», и на студии посчитали, что раз я понимаю в написании музыки, то разбираюсь и в творчестве Элвиса. 

— Я, кстати, не видел твой фильм про компьютер, как он назывался?
— «Компьютер в кроссовках»? Серьезно, не видел?
— Нет.
— Да ладно, Джон, это как «Гражданин Кейн»
— В то время я курил марихуану.

BONUS FEATURES

Вырезанный по разным причинам пролог «Побега из Нью-Йорка», в котором ловят Снейка.


Полуторачасовой документальный фильм о том, как снималось «Нечто».


Трейлер впоследствии отмененной видеоигры про Снейка Плисскена.


Очаровательный в своей безобразности клип к «Большому переполоху в маленьком Китае» от группы Coup de Villes, в которой Джон Карпентер играл вместе со Ником Каслом и Томми Ли Уоллесом, помогавшими ему с первыми фильмами и со временем ушедшими в свободное режиссёрское плавание.

comments powered by Disqus