Недавно у нас вышел подробный рассказ об артисте, мягко говоря, сомнительной репутации, сегодня — человек заслуженный. «Перемотка» отчитывается о том, что происходит с одним великим актёром в нынешнем десятилетии.

 


 

Считается, что бесповоротно карьера Николаса Кейджа закончилась в середине нулевых, после третьей женитьбы и спорной картины Гора Вербински. Оставшееся десятилетие Николас провёл (из того, что не так стыдно вспоминать) в фильме с обложкой «Угнать за 60 секунд»; весёлом и прибыльном бастарде «Индианы Джонса», которому как раз не хватало актёра-карикатуры; с черепом марвеловского антигероя, повсеместно забракованного зрителем, но принятого теми, кто рос на правильных вещах.

На последнем стоит остановиться подробней, поскольку особой дикостью «Гонщик» оборачивается при повторном пересмотре в 2016-м. В эпоху, когда студия уже не только наладила собственное производство кинокомиксов, но и запустила успешный конвейер, этот фильм выглядит крайне неудобным для сравнения с устоявшимися современными супергеройскими ориентирами. В роль аутиста на мотоцикле Кейдж встраивает привычный психоз с обязательными вспышками — ну, вы знаете. Называть его предтечей Дауни-младшего, наверное, перебор, но прообразом рефновского водителя попробовать можно — хотя есть подозрения, что так Ник отыгрывался за несостоявшийся грандиозный аттракцион про Супермена.

После была какая-никакая, но всё-таки картина Стоуна, был и диковатый эксперимент Херцога, где Кейдж вроде бы вдыхал детскую присыпку, но так сразу и не скажешь. Тогда же он начал продюсировать, но совсем неудачно: еле-еле отбивая производственные деньги или чуть-чуть переваливая за них, где-то сильно проваливаясь, как в очередном мерзком фарсе с Эдди Мёрфи.

В конечном итоге Николас финансово провис, пошла шумиха по поводу долгов: к 2010 году он продал несколько престижных домов и замков, к которым питал слабость коллекционирования. В новом десятилетии Кейдж хватался за всё подряд, за любой проект с более-менее щедрым ценником. Со стороны это выглядело удручающе: в таком положении дел пассивность особо не высовывающегося Траволты и остальных помалкивающих бывших героев высокобюджетного Голливуда смотрелась то ли позой, то ли многозначительной молчанкой. Но у Кейджа всегда было и будет неоспоримое преимущество — он, что ни говори, большущий артист, глыба редкой харизмы и невероятного таланта.

Да, всё его позднее кино запускать тяжко, но смотреть на него самого по-прежнему интересно и даже нужно. Есть ощущение, что именно на пятом десятке и с большой карьерой позади Николас будто понял, что ему можно делать вообще всё — ведь те, у кого он снимается, вряд ли будут его останавливать. А кто бы стал, когда нереализованный темперамент прёт локомотивом в этих маленьких, никому не нужных фильмах, а больше половины сметы — гонорар главной звезде. В случае с «Голодный кролик атакует» цифра вырисовывается безумная: двенадцать из семнадцати миллионов на счету Кейджа. К слову, его курировал Тоби Магуайр.

Поддавшись эмоциям, легко вспомнить слова из той сказки, сюжету которой последовала первая половина десятых: «старший умный был детина». Старший — Лиам Нисон — был когда-то парнем, бравшим приз в Венеции, но с годами стал, скажем так, башковитым. Особенно когда за спасение дочки в трёх выпусках прокат предлагает сначала миллиард, а потом ещё раз провернуть тот же трюк с сынишкой. Защита кого бы то ни было — тиражируемый сюжет боевиков 2010-х, и, допустим, у среднего — Стэтхэма — спасательная миссия выдалась самая ровная. Джейсон, стартовавший с двух самых народных после Тарантино криминальных саг, в первую очередь выезжает на харизме человека чересчур уверенного в себе, не разменивающегося на дешёвые панчлайны, присущие отживающим век ветеранам. Всё дело, конечно, просто в лысине и щетине, но и с ними, случайно или нет, получилось заиметь пару франшиз, по одной из которых даже соорудили несносный сериал.

Стэтхэму достаточно просто появиться в кадре, показать надраенную плешь, трёхдневный отказ от станка, поставленный прищур (ну, если дама уровня Хантингтон-Уайтли не устояла) — такими штуками может ворочать разве что Вин Дизель. Джейсон продолжал оставаться хорошей инвестицией: фильмы с ним стоили не так дорого, потерять — не потеряешь, но можно прилично навариться. Отработанные амплуа бывшего киллера, профессионального наёмника, вора, военного, агента элитных спецслужб, спецназовца, полицейского (для дальнейших аннотаций лимит профессий, кажется, исчерпан) иногда попадали в принципиально другие руки: лысину облизывала уже не очередная бутылка, а неон в подворотне, и, невиданное дело, в комедии с Мелиссой Маккарти Стэтхэму удалось не застрять на втором плане, а красиво поиздеваться над самим собой.

Николас — он же, представим, младший — может, и дурак, что не смог разумно вложить свои доходы, как сделал, например, Брэд Питт, а истерично вкладывался в дорогую недвижимость исторической важности и не сильно обращал внимания, что только на её содержание придётся работать годы вперёд. Зато зачастую можно услышать, мол, появился «второй Брэд Питт» — про Кейджа такого никогда не скажут, потому что он такой один. За это нужно понять, простить и обязательно любить. Но он и не унывает, ведь когда-то пришлось пережить дебют в режиссуре с Джеймсом Франко — с тех пор к камере он не притрагивается. По состоянию на 2016 год у Николаса всё по-старому: новый развод, изменила жена; обнимашки по пьяни с музыкантом вроде из-за автографа — но пресса гудит о драке и оглашает дату суда; снова что-то неправильно понял с коллекционным предметом интерьера; и в целом вполне рад несмолкающим мемам.

 


 

Всё то хорошее,
что осталось от Николаса Кейджа

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Пипец

Сейчас про «Пипца» уже мало вспоминают хоть в каком-нибудь контексте, но в 2010-м он смог собрать воедино витавшие в воздухе оголтелые наработки в жанре «аутсайдеры наносят ответный удар». Молодой Тейлор-Джонсон ещё не подозревал, что настругает двойню с женщиной, годящейся ему в матери; юная Хлоя Морец, Минц-Плассе в прыщах, Марк Стронг — в лучшем виде. Кейдж выступает папочкой Убивашки, примерно косплеит Бэтмена, вовремя и трогательно уступает место молодым.

«Грифф-невидимка», «ЗащитнеГ», «Человек, который был суперменом», «Супер», «Скотт Пилигрим», «Супергеройское кино» — сейчас эти фильмы перечисляют разве что списком, но в тот момент они были стойкими инди-хитами с умеренным ажиотажем. Они казались яркими, интересными и главное — нужными, хотя бы тем, кто стеснялся носить футболку с принтом летучей мыши. Эта волна не то чтобы пропала — до и после «Пипца» появлялись как продолжающие традиции шлягеры с заскоком в блокбастерные территории, так и что-то слегка потемней и серьёзней.

Но, как известно, гики победили, а половина дерзких пионеров перешла на студийные контракты, правда, с переменным успехом. Лузеров, мечтающих стать героями, заменили супергерои настоящие, и жить сразу стало скучно. Теперь в финальных схватках главенствуют переживающие вторую молодость порталы в центре города, в которых что-то там происходит — а тогда укокошить злодея базукой было в порядке вещей.

 

Сумасшедшая езда

Неофициальное продолжение «Призрачного гонщика», поменяй название — никто не заметит, некоторые даже будут рады. Откровенный грайндхаус рейтинга R: Эмбер Хёрд в коротких джинсовых шортах с выступающей подкладкой рассекает на масл-каре, а в свободные часы — больно бьет мужчин в лицо. Эффектней Кейджа в этом фильме только ноги Хёрд, но для неё кино всё же перевалочное.

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

К сожалению, в этом году
Николас Кейдж ни в одном
хорошем фильме не появился

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Медальон

Не самого низкого качества кино, которое снимал не какой-то совсем ноунейм в Европе, а человек с набитой рукой. Саймон Уэст, размявшийся до этого со Стэтхэмом и трепетной для Сталлоне ностальгией, поставил нормальный для своих денег фильм: в меру увлекательный, слегка олдскульный. Старорежимный обаятельный лис Кейдж, за которого, понятное дело, болеет и детектив, мечтающий его посадить, пытается спасти дочь из лап бывшего коллеги. Николас тут много бегает, всячески прыгает — одним словом, старается. Уэст за это его обязательно наградит выпендрёжной концовкой. Но люди такое событие осторожно проигнорировали: фига в прокате, 6 миллионов из заявленных 35.

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Семейка Крудс

Милая анимация от сценариста диснеевской классики 90-х и одного из режиссёров «Как приручить дракона». По большому счету — экранизация «Флинтстоунов» с оглядкой на век и гендерные волнения. Кейдж озвучивает главу семейства, человека первобытной закалки, придерживающегося определённых правил, — по сути, себя, поэтому сильно перестраиваться, видимо, не пришлось. Возмутителем спокойствия в общине Крудсов становится старшая дочь, находящаяся в возрасте, который принято называть трудным: по ночам ей не спится, кровные ритуалы противны, а тут ещё и находчивый мальчик с неба свалился. Палеолит в мультиках не то чтобы каждый год — вот и «Крудсы» уверенно обходят по сборам того же «Дракона».

 

Джо

Дэвид Гордон Грин начинал последовательным американцем: жизнь его изменили важные классики и персонально Терренс Малик, но Стивена Сигала в вечернем кинотеатре он не пропускал. Проработав на заводе по производству дверных ручек, предварительно обив пороги студий, молодой Грин традиционно всё бросил и снял кино за копейки под «Сандэнс», но заработал прайм-тайм в Торонто. Став завсегдатаем домашних фестивалей, Грин встретил Дэнни Макбрайда. Дружба вылилась в тусовку со всем вертепом, а так как в него входил в том числе Джеймс Франко, неминуемы были фильмы. Их в итоге набралось три (Грин вообще любит выстреливать мини-трилогиями): один ещё ничего, два других — точно необязательных. В 2013-м Дэвид, бросив заниматься откровенной гадостью, вернулся в фестивальный пул (уже европейский), но стал постановщиком другим.

«Разметка» с её лёгкой философией роуд-муви постепенно ушла к классической иронии аутсайдерской американы, благо диапазон Пола Радда позволял. В «Джо» захламленная южная готика удачно сочеталась с трендовым coming of age: Тай Шеридан будто бы не уходил с площадки «Мада», а на экран снова вышли люди редких профессий. Лента, однако, получилась в точности такой, какой и заявлена на постере — с Кейджем — поэтому когда среди вялотекущей драматургии появляется совершенно никак не предусмотренное беснование, удивляться сильно не стоит. Этот периодический салют прекрасного, кажется, Грин просто не посмел вырезать на монтаже. И правильно сделал — где ещё можно было узнать секрет настолько успешно загубленной карьеры.

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Оставленные

«Оставленные» в список попали только потому, что здесь всё очень плохо, а об этом нужно обязательно сообщить. Кейдж работает пилотом авилайнера, ведет шуры-муры со стюардессой, сбежавшей с плаката Brazzers, и его можно понять: жена наглухо христанутая — с библией в руках предрекает конец всем неверующим. На помощь развалившемуся браку спешит миловидная дочь, но и она понимает, что мать не вернуть, а отец хоть и доставляет боль, но тут ничего не поделать. Когда стартовые мотивации будут разложены, начнётся это самое: люди пропадают при свете дня, оставляя за собой только вещи, мир в панике, все бессильны. Кейдж в рейсе теряет половину экипажа и также в недоумении. Потом, конечно, он начнёт соображать, что супруга у него — святая, поэтому и на небесах, а сам он — человек скверный, вот и мучается среди живых. Выход следующий: быстренько надеть припрятанное обручальное кольцо и начать спасать пассажиров, вдруг свыше подмигнут за особые заслуги. Если на свете есть что-то страшней христианского рока — то вот этот фильм.

 

Умирающий свет

Сам Пол Шредер своё детище смотреть не рекомендует, о чём мы уже подробно писали, но Кейдж заслуживает отдельных слов. Его здесь, как верно замечено, непоправимо прёт, а когда не прёт — можно показать его порубленное ухо и выбеленную седину, с которой Николас выглядит, серьёзно, по-новому. В серой папахе и пальто Николас похож сразу на всех чиновников ельцинского периода — виски, яркая риторика, провалы в памяти и дисфория с потерей контроля идут скорее в комплект. Шредер не советует потешаться над его трагедией, Кейдж своей игрой заставляет того не слушать, остаётся только воображать, что бы было с отвязными «Каньонами», предложи кто Кейджа в любовники Линдси Лохан.

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Беглец

Возможно, первое кино с Кейджем, обруганное уже по инерции. Крошечное по деньгам, но внятное по всем остальному: и достойный состав актеров, и режиссёр, вложившийся в несколько хороших проектов, да и история по реальным событиям. В другое время и с пышным маркетингом «Беглец», вероятно, болтался бы в лонг-листе американских академиков. Николас тут конгрессмен из Луизианы, выдающий пламенную речь со слезами, сыграв на экологической катастрофе. Как парень из народа, он хочет помочь простым людям, но одновременно не прочь подняться повыше. Когда о нём напишут в «Таймс» и поступят разного рода предложения, наступит момент для глупостей: с одной сделкой не сложится из-за принципа, ввязаться в другую не позволят злые языки — найдётся необязательное видео в объятиях чёрной девушки. Карьере почти конец, жене как главнокомандующей предвыборной кампании муж без дела не очень-то нужен. Следуя выверенному темпоритму, политика отходит на второй план, чтобы дать волю характерам: Кейдж пьёт, снимает проституток, плачет в телефонную трубку в потёмках, иногда, не без этого, срывается и проявляет разного рода агрессию. Жизнь — сволочь, давно известно, а уж как в такой ситуации идти на компромиссы, Николас знает побольше других.

 

Смерть «Супермен жив»: Что случилось?

Чуть-чуть фанатский, но тем не менее со всеми ключевыми лицами док о несостоявшемся шедевре про Супермена. Комментариев Кейджа, к сожалению, нет, но самого его много: в раритетных фотосетах и полудомашних разговорах с Бёртоном на замерах головокружительного инвентаря и костюмов (что вылилось чуть ли не в промышленное производство). Огонь в глазах легиона иллюстраторов, дизайнеров, вечно что-то перерисовывавших, и самого Бёртона, который, по всей вероятности, до сих пор снимает фильм: все мимолётно высказывают претензии, но не жалеют о потраченных силах, иногда шутят, слагают байки и, конечно, разочарованно грустят.

Причин, почему не сложилось, много: от банального эгоизма конкретных людей и их непробиваемых идей, до финансовых просчётов Warner. Продюсер Джон Питерс свои фантазии всё-таки пристроил в «Дикий, дикий Запад», а идеи Бёртона покопаться в голове инопланетянина кое-как реализовал Снайдер — впрочем, Тим этот казус вслух старается не упоминать. Бюджет, Кейдж, Бёртон — сейчас такая комбинация звучит как приговор, тогда же этого хватило на сомнения. За Бёртона все без исключения оправдываются: выдающийся постановщик со своим видением, принёсший прибыльную франшизу, но студия, по слухам, держала зуб за «Марс атакует!». Спустя годы Тим так и говорит, что ничего хорошего не ждал: тебе вроде бы дают работать, но из-за тебя все на иголках.

С Николасом ситуация немного другая, широкого интернета в 98-м не было, но если бы был — взорвался бы наверняка. Виной тому неудачный снимок Кейджа в образе, где он даже не смотрел в камеру, но Брайан Сингер хранил это фото в секретной папке, и когда к нему возникали вопросы, он контраргументировал именно ей. Сейчас-то разобрались, что ранний Супермен по канонам был волосат, а актёр Хиддлстон живёт на славе до поры мало кому известного персонажа. Изменилось бы что-нибудь, узри мир правильную постановочную плёнку Кейджа в итоговом костюме — вопрос открытый, но Бёртон с того момента дал зарок проводить все примерки в бункере.

 

2010 ... 2011 ... 2012 ... 2013 ... 2014 ... 2015 ... 2016 ...

 

Доверие

Сардонический театральный панегирик плохому вкусу: на стартовых кадрах Элайджа Вуд и крупный план сисек — но это не фильм «Маньяк». Два разгильдяя, которые оказались копами, ведут себя как полагается: травка в перерыве, превышение полномочий. Кейдж с усами и деловой хваткой в вопросах коррупции даёт весёлого, в кои-то веки прописанного сценарием, — а уж развлекаться он умеет. Где-то к концу (для некоторых это важно) появится Скай Феррейра. «Доверие» лучше смотрится в одном ряду с выпусками братьев Макдона, но самая точная аналогия — «Криминальная фишка от Генри». Там Киану Ривз усугубляет намертво прилипший ярлык недоразвитого, просто так отсидевшего срок за дурацкую дерзость других, а потом решает-таки взять своё: ограбить банк во время чеховской постановки, где он за Лопахина. Но «Фишка» красиво выруливает в сторону трогательной мелодрамы, «Доверие» куда циничней, в нём пуля в лоб — верное решение всех проблем.

 

Сноуден

Выглядит пока бестолковым, зато есть положительная динамика в том, что Стоун наконец-то шагает в новый век, меняя наркотрафик на цифровую безопасность. В принципе, особой разницы не видно: причин полагать, что Оливер не разберётся, как раздражённей обрушиться на правительство, нет.

Человек человеку волк

Плюс один к Шредеру в фильмографии Кейджа, заявленный в торонтовских «полуночниках». Для Пола в текущей форме такой жест уже сродни победе.

Миссия Неадекватна

Кейдж более-менее расправился со своими кредитами и штрафами, ну и предложения стали прилетать жгучие. Ключевая роль у режиссера «Бруно», «Бората» и «Диктатора» без Саши Барона Коэна, но с другими приятными людьми типа Рэйна Уилсона. Другой разговор!

 

 

comments powered by Disqus