Говорит и показывает: Как пять фильмов по-разному используют голос за кадром

О том, как закадровый голос может спорить с героем, соглашаться с ним, а иногда и становиться героем сам, — в обзоре «Перемотки».

 

Казалось бы, самое обычное дело — закадровый голос. Мы так привыкли к нему, что обращаем на него не больше внимания, чем на фасон рубашки главного героя или мелодию, которую насвистывает героиня. Голос появляется, что-то поясняет, а потом снова пропадает. Ну и ладно, думаем мы, стало понятнее — и хорошо. Или даже не думаем, а просто принимаем к сведению.

Действительно, есть фильмы, где голос за кадром играет крошечную эпизодическую роль. Но есть и другие, где такой голос чуть ли не становится отдельным персонажем — а иногда и правда становится. В таких случаях ему, конечно же, уделяется куда больше внимания ещё на этапе создания фильма. Уже на стадии сценария, этот голос будет обозначен отдельно, и уж будьте уверены, ему уделят достаточно времени на этапе озвучки. Но кто из зрителей задумается над этим?

Почему голос за кадром звучит именно так, а не иначе? Почему его зачитывает именно этот актёр, и что бы изменилось, если бы его читал кто-то другой? Мы хотим обратить внимание на эту незаметную, но порой очень важную составляющую фильма, и на примерах некоторых фильмов ответить на эти и другие вопросы.

 

1

Закадровый голос
дополняет героя

Человек, которого не было
The Man Who Wasn't There • Итан и Джоэл Коэны • 2001

Меланхоличный и монохромный фильм о человеке, который при обычном стечении обстоятельств вряд ли бы вас заинтересовал — о парикмахере. Герой Билли Боба Торнтона мало говорит в кадре, зато за кадром он сопровождает весь фильм своим размеренным, неторопливым и таким же бесцветным голосом. Вы не услышите в нём ярких эмоций, он не перейдет на быструю и волнительную скороговорку даже в самых значительных моментах фильма. Благодаря этому голосу и замедленному движению камеры зритель погружается в особый транс и наблюдает всё происходящее на экране с философской точки зрения. Монотонность закадрового голоса главного героя не только хорошо характеризует его как персонажа, но задает настрой всему фильму — от начала и до конца.

 

2

Закадровый голос
противоречит герою

Любовь
Love • Гаспар Ноэ • 2015

В одном из своих интервью режиссёр рассказывает, как они экспериментировали с закадровым голосом к этому фильму. «Мы пробовали вариант, где голос звучал более эмоционально, но тогда начинаешь чувствовать себя неестественно, читая текст или играя роль. Я думаю, что в нашей голове мысли атональны. Не думаю, что внутренний голос может дрожать». В фильме мы действительно очень часто слышим внутренний голос героя. Более того, он часто перемежается с его реально звучащим голосом. Поскольку сам персонаж довольно эмоционален и слова его зачастую звучат очень ярко, логично было сделать его внутренний монолог очень спокойным и монотонным. Так он сразу будет отличаться от реплик, сказанных вслух, но также будет сразу переносить зрителя в его внутренний мир, где всё гораздо более камерно и сдержанно, но ничуть не менее глубоко по силе переживания. Так парадоксальным образом тихий и плоский закадровый голос героя даёт нам прочувствовать его эмоции лучше и сильнее, чем если бы он громко об этом прокричал.

 

3

Закадровый голос —
единственный голос героя

Пианино
The Piano • Джейн Кэмпион • 1993

Совсем другой случай, где героиня фильма не просто мало говорит, она вообще не произносит за фильм ни слова. Возможно, создатели могли бы обойтись и без закадрового голоса, ведь главный «голос» героини — это её музыка. Но было решено дать ей возможность высказаться за кадром, ввести нас в курс дела, дать что-то такое, за что зритель мог бы привычно зацепиться. Ведь если представить, что главный персонаж в фильме не слышен совсем — это было бы совсем другое кино, которое совсем по-другому бы воспринималось. Здесь же важно было показать, что героиня хоть и со странностями, но на самом деле — такой же человек, как вы и я, обуреваема страстями, способна на ошибку и достойна сопереживания. Поэтому она всё-таки говорит, если не с другими персонажами, то хотя бы со зрителем.

 

4

Закадровый голос —
посторонний голос

И твою маму тоже
Y Tu Mamá También • Альфонсо Куарон • 2001

Редкое явление для художественного фильма — закадровый голос не принадлежит ни одному из героев, его зачитывает диктор. Поначалу приём этот кажется странным и даже раздражает. Какой-то непонятный голос берет на себя инициативу рассказывать нам о героях, когда мы так привыкли узнавать о них сами — из их слов и действий. Но Куарон пошёл другим путем, проигнорировав одно из главных правил кино: лучше один раз показать, чем десять раз сказать. И удивительное дело — приём работает! Может, именно потому, что показывается и рассказывается разное. Контрапункт — великая вещь.

В этом фильме закадровый голос появляется блоками на протяжении всего фильма, этим блокам предшествует затухание всех остальных звуков фильма. Когда зритель понимает и принимает правила игры, то следующий блок он уже ждет осознанно. Потому что чем дальше, тем глубже закадровый голос погружается в переживания главных героев — и тем сильнее контраст с тем, что показывает нам камера гениального Эммануэля Любецки. Но апофеоз наступает, конечно, в самой последней сцене, когда закадровый голос, поясняющий нам, что же на самом деле произошло, производит оглушительный эффект. А совершенно спокойное и нейтральное действие на экране, как ни странно, только добавляет эмоций.

 

5

Закадровый голос —
и есть герой

Она
Her  Спайк Джонз  2013

Уникальный пример использования закадрового голоса, когда это всё, что есть у героя. В данном случае, у героини. Саманта — голос новой операционной системы, который главный герой слышит через наушник. У неё нет никакой визуальной составляющей. И конечно, здесь уже не может быть использован плоский и монотонный голос, который звучит у героя в голове, как в других примерах. Здесь голос должен играть всеми красками, обладать максимальной жизнью, чтобы зритель мог прочувствовать целого отдельного персонажа только на слух.

Во время съёмок фильма на площадке присутствовала актриса, которая играла Саманту. Она находилась вне видимости актера Хоакина Феникса, но он мог с ней общаться. Позже её голос был заменен на голос Скарлетт Йохансон как более удачный и подходящий для этой роли. Удивительно, как ей и режиссеру вместе удалось создать совершенно невидимого персонажа, который, тем не менее, играет главную женскую роль в фильме. Одним лишь закадровым голосом.

comments powered by Disqus