Гитарный боевик «Броненосец Потёмкин», восьмидесяточная рок-опера «Метрополис» и другие музыкальные непотребства: выбор «Перемотки».

Подпирать свои музыкальные амбиции кадрами из великих немых фильмов научились даже провинциальные рок-группы из соседнего гаража. Большие же люди выразительно играют не только без остановок, но и почти бесследно — исполняют свои киноальбомы вживую, без записи и дальнейшего распространения. Редакция «Перемотки» собрала те альтернативные саундтреки, которые находятся на расстоянии вытянутой руки.

Заодно напоминаем, что есть на свете люди, набравшиеся смелости переплюнуть синти-поп саундтрек кинокартины «Драйв». Приятыне и знакомые имена в списке, но результат скорее прискорбный.

 

Christian Rønn & Peter Peter
Battleship Potemkin

Кристиан Ронн — датский кинокомпозитор и музыкальный продюсер, занятой человек с десятком регулярных проектов, в рамках одного из которых (Film og musik live) он вживую исполняет собственный аккомпанемент к классике немого кино. «Броненосца Потёмкина» Ронн записывал вместе с другом Питером Питером, талантливым гитаристом и автором музыки к догослинговским картинам Рефна. Грохочущий электронно-гитарный саундтрек легко живет и в отрыве от фильма Эйзенштейна — слушается превосходно и без потрековой ампутации. Но при наложении на классику он резко сдувает с неё музейную пыль, возвращая исконный статус адреналинового, нервного экшна. 

 

 

Air
Le Voyage Dans La Lune 

Для написания музыки к отреставрированному шедевру Жоржа Мельеса пригласили французский электронный дуэт Air — их первый альбом, что неудивительно, назывался Moon Safari, они писали и дарили воздушную музыку фильмам Софии Копполы. Результатом работы стала получасовая пластинка и совершенно космический, не хуже Зацепина, звук «Путешествия на Луну». 

 

Stephen O’Malley & Peter Rehberg
Körkarlen

Стивен О’Мелли, основатель полудюжины тяжелых групп и идеолог недоброй экспериментальной музыки, вместе с саунд-дизайнером всякого шума Питером Ребергом скрывается за музыкальном дуэтом KTL. Вдвоём они наводят жути на импровизационных концертах, для кого-то пишут целые альбомы. В 2008 году Tartan Video (а следом и Criterion, но уже как приятный бонус) выпустили лимитированной партией их очередной экспериментальный проект — классический фильм Виктора Шёстрёма, озвученный преимущественно потусторонним холодом: эмбиент, нойз, звуки отхода в мир иной. «Возница», история, напоминаем, о призраках, в замогильной обёртке от KTL — реальное путешествие на тот свет, вернётся далеко не каждый.

 

Type O Negative
Nosferatu

В 1998 году, когда издателям сходило с рук и не такое, Arrow Videos выпустили свой ремикс классического «Носферату», напичкав звуковой ряд фильм песнями выдающейся метал-группы Type O Negative и снабдив зачем-то предисловием от Дэвида Кэррадина. Ладно, Кэррадина можно простить и перемотать, нельзя растворить в памяти всё остальное — как, к примеру, славно сочетается экспрессионизм Мурнау с опасной библейской лирикой (а уж голосом-то) Питера Стила: A dying god-man full of pain. When will you cum again?

 

Michael Nyman
Man with a Movie Camera

Не нуждающийся в восторженных эпитетах композитор с музыкой к самому важному документальному фильму в истории. 

 

Ещё одна памятная версия Дзиги Вертова (всего их далеко за двадцать), но уже поспокойнее и от Cinematic Orchestra: 

 

Giorgio Moroder
Metropolis

Ох. В 1984-ом, между саундтреками к очередным голливудскими хитам, видный композитор Джорджо Мородер по-своему переосмыслил революционную фантастику Фрица Ланга. Получилась размашистая, с отпечатком эпохи, рок-опера с Фредди Меркьюри и Джоном Андерсоном за кадром — то ли мерзко хихикай все 140 минут, то ли рыдай от счастья. Полное ощущение, что смотришь, не знаю, фильм «Топ Ган». Оторваться, впрочем, совершенно невозможно.

Какие-то стервятники незадолго до выхода заметки выжгли с легкодоступного YouTube все мородеровские версии «Метрополиса», но для некоторого представления хватит и этого скромного отрывка: 

 

Pet Shop Boys
BATTLESHIP POTEMKIN

Бессмысленно, конечно, сворачивать к Pet Shop Boys после того, что под видеоряд Эйзенштейна наиграли там выше проклятые датчане, но всё же. Из представленных «альтернатив», эта, кажется, самая разрекламированная и уже несколько надоевшая. Британцы не только издали пластинку с саундтреком, но объездили с живым исполнением своего «Потёмкина» все важные столицы и продали сколько-то там тысяч дисков. То есть — конкретная попса, но, как и всегда в случае с Pet Shop Boys, попса хорошая.  

 

comments powered by Disqus