Белый клык: Вампирская гражданская война в комедийном хоррор-вестерне «Закат: Вампиры в изгнании»

Сидящий без денег Брюс Кэмпбелл подписывает контракт не глядя, Дэвид Кэрредин далеко не стар, но уже важничает, вампиры со всей Америки сидят в закрытом городе, давятся синтетической кровью, и всё это немного вестерн — значит, на дворе 80-е, лучшее время для вседозволенности и странных жанровых гибридов вроде кинокартины «Закат: Вампиры в изгнании».

В американской пустыне, среди заброшенных деревень с мутантами-людоедами и поехавшими любителями бензопил, есть закрытый и не указанный на картах населенный пункт Чистилище, живут в котором исключительно кровососы под жёстким градоначальством Джозека Мардулака (Дэвид Кэрредин). Вампиры находятся на полпути к просветлению и все как один вегетарианцы, то есть не пьют человеческую кровь. Правда, выпускаемый на местном заводе заменитель крови совершенно отвратителен на вкус, и для улучшения революционного продукта в город с семьей прибывает ученый Дэвид Харрисон (Джим Метцлер). Параллельно с ним к гигантскому вампирскому гнезду с решительными намерениями движется праправнук Ван Хельсинга (Брюс Кэмпбелл) с целью убить мэра города и по совместительству самого старого вампира на планете. В самом же Чистилище не всё спокойно, и группа вампиров-ортодоксов планирует переворот.

Это только в очень общих чертах, и «Закат: Вампиры в изгнании», конечно, комедия. Чёрная — здесь отрывают головы и пьют кровь, но не то чтобы запредельно злая — всё-таки вампиры хотят социализироваться больше, чем убивать людейПри всей кэмповости и обязательном кривлянии (хотя почти за всех отдувается один лишь Кэмпбелл) в фильме совершенно запредельная концентрация ревизионистских внутрижанровых находок, которые не носят декоративный характер и которые начнут заново придумывать в следующие 20 лет. Напиток True Blood до True Blood, структура вампирского социума и здешние реакционисты, прогулки при дневном свете с помощью солнцезащитных средств, деревянные пули и многое другое.

Режиссёр: Энтони Хикокс
Авторы сценария: Энтони Хикокс, Джон Бёрджесс
В ролях: Дэвид Кэрредин, Джон Айрленд, Дебора Формен, Брюс Кэмпбелл

Конечно, как и в своём дебютном «Доме восковых фигур», Хикокс все накопившиеся за фильм конфликты сводит к одной гигантской и нелепой драке на деревенской дискотеке, но даже такое ленивое сценарное решение в «Закате» выглядит удачнее хотя бы за счет того, что это в немалой формальной степени ещё и вестерн. Вампирский переворот подменяет популярную в жанре Мексиканскую революцию, учёный Хариссон — приезжего наёмника; всё это на фоне подходящих пейзажей и даже с ганфайтерской дуэлью на револьверах, но в данном случае соревнуются в реакции самые крутые вампиры Чистилища. 

Как и у любого хорошего неприличного фильма, у «Заката: Вампиры в изгнании» типично непростая аутсайдерская судьба. Снятый на деньги бившейся в предсмертных судорогах студии Vestron Pictures, он бессмысленно прокатился по фестивалям, но так и не вышел в какой-либо прокат, затем через три года угодил на VHS (нередко в укороченной версии) и запустил клыки в тогдашнее поколение видеопрокатных наркоманов. Через 17 лет помешанная на фильмах про членовредительство компания Lionsgate добирается до выкупленного каталога Vestron и выпускает «Закат: Вампиры в изгнании» на DVD, но клубы поклонников Кэмпбелла и Кэррадина не настолько уж и многочисленны, а режиссёр с потенциалом Энтони Хикокс промотал себя сначала на студийных продолжениях «Чернокнижника» и «Восставших из ада», а затем уже полностью закончился на малобюджетных боевиках с Сигалом и Лундгреном. Впрочем, случайный маленький фильм, снятый от излишка молодости и наглости, не смог повторить не только он сам, но и все остальные. 

comments powered by Disqus