Восьмидесятые — эпоха, в которую были сняты самые бесстыжие и эффектные на свете экшн-фильмы. «Перемотка» вспомнила несколько неочевидных боевиков, которые есть смысл посмотреть немедленно.

 

Night of the Juggler с Джеймсом Бролином

1980

Night of the Juggler оказался не предвестником нового кинематографа 80-х, но болезненным прощанием с 70-ми. Это умеренно дорогое студийное кино (у руля безопасный ветеран телевидения Роберт Батлер), но при этом совершенно вышедшее из-под контроля, остервенелое и злое. Как это любят писать: фильм «Воины» встречает «Крепкого орешка» встречает «Таксиста» встречает бог его знает ещё что. У бывшего копа Джона Бойда (Джеймс Бролин) похищают маленькую дочь, и ринувшись на поиски, он сталкивается с едким смрадом криминального Нью-Йорка: оголтелые уличные банды, продажные правоохранители, извращенцы и подонки. Большое яблоко сгнило насквозь, и Джон Бойд пройдется по нему своими ботинками.

Night of the Juggler довольно быстро сняли с проката, он не отгремел своё на VHS, и на спасительные реставрации расчитывать не приходится. Кажется, никто и не видел этот фильм, да не совсем — его несомненно штудировал Джон Мактирнан перед съёмками третьего «Орешка». По крайней мере, сцену бесконечной погони по центру Нью-Йорка он воспроизвёл с большой любовью.

 

Extreme Prejudice с Ником Нолти

Все меры предосторожности 1987

Поразительно, но «Все меры предосторожности» постоянно выпадают из богатой фильмографии Уолтера Хилла, даже «Улицы в огне» вспоминают с куда большим азартом и уважительным поклонением — протокинокомикс, кино-рок-опера. Тем не менее, «Все меры предосторожности» — вызывающе крутое кино, смелый ремейк «Дикой банды» (есть, разумеется, и сцена с пулемётом) руками двух главных наследников Кровавого Сэма — милитариста Джона Милиуса и умеренного маскулиниста Уолтера Хилла, авторов самых пацанских фильмов 80-х. Непосредственно поставить фильм мог бы, кажется, любой из них, но Милиус переболел пекинповщиной чуть раньше, оставив Хилла один на один с пышным материалом: угрюмый ковбой-законник лезет в пекло тайных государственных операций, по пути пытаясь разобраться с призраками собственной молодости. От актёрского состава рябит в глазах и подскакивает давление, стреляют очень громко и на поражение. Фильм, конечно, сбоит на грубых диалогах и несколько подпорчен монтажом (Хилл зарылся в финале), но посмотрите хотя бы тизер — именно такие фильмы сейчас должны отрывать с руками.

 

 

Dead Bang с Доном Джонсоном

Смертельный выстрел 1989

В 80-е Джон Франкенхаймер, снимавший на заре карьеры один шедевр за другим, подружился со знаменитой компанией Cannon и изрядно испортил себе карму вагоном шлака. В ту декаду ему везло меньше обычного, но «Смертельный выстрел» — невероятная удача, мощнейший полицейский боевик, даром что с несколько постылым сюжетом.

Упрямый коп Джеффри Бек (Дон Джонсон) — в тяжёлом разводе, поддатый и помятый — выходит на след кровожадного арийского братства. Бек — сборник киноштампов о честных копах, но сборник жутко правдоподобный в остроумных деталях и уточнениях. После долгой похмельной погони за подозреваемым он заблёвывает несчастного с ног до головы. Он запугивает до смерти служебного мозгоправа и, заехав в своём расследовании к чёрту на рога, безуспешно пытается выбить командировочные. У Джеффри Бека один на весь фильм мятый пиджак, который с приближением к кровавой развязке становится всё грязнее и грязнее.

 

Vice Squad с Сизон Хабли

Полиция нравов 1981

Постановщик Гари Шерман прославился своими хоррорами, в частности буйным зомби-экшном Dead & Buried, и его ночной, безумный Vice Squad тоже в каком-то смысле фильм ужасов, кровавый и грубый. Динамика фильма строится на двойной погоне: проститутку по имени Принцесса (Сизон Хабли) преследует садист-ковбой Рэмрод (Уингс Хаузер в узорчатой рубашке), на которого уже открыл сезон охоты офицер Том Уолш (Гарри Свонсон). Разумеется, полиция до поры бессильна, а на плечи Принцессы ложатся самые гнусные приключения, связанные даже не с опасным садистом на хвосте, но со спецификой профессии. За одну бесконечную, почти скорсезевскую ночь ей нужно посетить целую коллекцию извращенцев и ублюдков. Один такой, с пухлым кошельком и в давних сединах, выжидает разодетую невестой Принцессу, безмолвно лёжа в гробу. Фильм, кроме прочего, открывает и закрывает песня Neon Slime в надрывном исполнении Уингса Хаузера, негласный гимн целого десятилетия праздного и беспорядочного насилия: 

Bang! Bang!
Shoot 'em up, talkin' about crime!
Somebody just bought it in a neon slime!
Everybody's drowning in the neon slime!

 

Vigilante с Робертом Форстером

Каратели 1983

Между двумя своими лучшими фильмами — «Маньяк» и «Маньяк-полицейский» — режиссёр Уильям Ластиг поставил ещё один, как минимум любопытный. «Каратели» не просто эксплуатируют мечты о сжимающихся в гневе кулаках честного горожанина, но выглядят и звучат как микробюджетный раннекарпентеровский боевик: отличные актеры, неторопливая камера, совершенно убойный в ретроспективе саундтрек, сведённые к минимуму настройки жалости. Единственное, что по-настоящему шокирует — отсутствие в фильме свойственного эпохе торжества насилия. Если разогнавшийся Чарльз Бронсон доставал из чулана пулемёт и в одно лицо организовывал полномасштабную войну, то злопамятные партизаны Ластига скорее хулиганят. 

 

Shakedown с Питером Уэллером

Джинсовый полицейский 1988

Биография Джеймса Гликенхауса при хорошем раскладе могла бы стать чертежом очередного байопика — режиссёр культового би-муви The Exterminator про уличного мстителя с огнемётом и руководитель студии малобюджетного кино, со временем он променял боевики на Уолл-стрит и даже там добился успеха. Его Shakedown — кино уже почти студийное по сути, довольно дорогое и со звёздами, но всё равно вызывающе, невероятно дурацкое. Сюжет вполне в духе восьмидесяточного агрессивного либерализма — адвокат-идеалист пытается доказать, что опытный наркоделец пристрелил полицейского с целью самообороны — оборачивается цирковым адом со стрельбой на американских горках (буквально) и десятком истреблённых без единой эмоции оборотней в погонах. В какой-то момент пальба за справедливость начинается прямо в полицейском участке, но это никого не смущает, ведь через десять минут Сэм Эллиот надаёт коррумпированным подонкам в сотне метров над землей.

 

Ms. 45 c Зои Ланд

Ангел мщения 1981

Шедевр Абеля Феррары периода его раннего эксплуатационного кино, хотя снимать экплотейшны он не перестаёт до сих пор. Прошлогодний «Добро пожаловать в Нью-Йорк» в те же 80-е легко бы стал хитом среди кинозалов сомнительной славы. Ms. 45 — пороховой коктейль из «Жажды смерти» и «Отвращения» Поланского. Пристрелив насильника, тихая Тана постепенно превращается в древнегреческого Танатоса; смерть забирает её без остатка, рывки затвора заменяют ей речь. Копеечное, а потому страшно дисциплинированное и стремительное кино.

 

Off Limits с Уиллемом Дефо 

Без предела 1988

Сценарист Кристофер Кроу снял, пожалуй, самый грязный, потный и тошнотворный бадди-экшн после «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» Уильяма Фридкина. Он отправил своих вечно взмыленных копов мимо грешных мегаполисов в самое сердце тьмы — оккупированный американскими войсками Сайгон, курорт для расходного материала вьетнамской кампании. Нет хуже и неблагодарнее работы, чем охота на героев с пурпурными сердцами, тем более когда один из них — серийный убийца. То есть «Без предела» проходит ещё и как полноценный детектив, но удачно выбранным сеттингом и редкой для жанра серьезностью фильм сильно выигрывает и без обычной интриги.

 

The Blood of Heroes c Рутгером Хауэром

Приветствие джаггера 1989

Первый и единственный фильм видного сценариста Дэвида Уэба Пиплза, снятый в австралийских пустошах и австралийский по своей плоти. Мир будущего в руинах, между уцелевшими городами подобно бродячему цирку курсируют группы джаггеров, играющих на публику в беспощадный, гладиаторский вид протофутбола с собачьим черепом вместо мяча. Считая поломанные рёбра, уличные игроки мечтают попасть в профессиональную лигу, где спортсмены живут как боги, но тоже недолго. Конечно, Пиплза вся эта социальная архаика и песчаный постапокалипсис интересуют только для сведения бюджета. Создав гротескный и при этом жизнеспособный вид спорта, он увереннее напирает на игроков и спортивный дух, который здесь по-настоящему пропитан кровью.

 

No Man's Land c Чарли Шином

Ничья земля 1987

Кинофильм «Ничья земля» вызывает тот же прилив (фантомной) ностальгии, что и ретромонтаж в финале седьмого «Форсажа» — страшно молодые и оттого потешные актёры жмут драму; жизнь пощадит их по-разному. «Ничья земля», собственно, и есть «Форсаж»: полицейский под прикрытием (Д.Б. Суини) втирается в доверие к обаятельному автоугонщику (Чарли Шин), влюбляется в его родную сестру (Лара Харрис) и тут же теряет интерес к жетону. На дворе 80-е, правду улиц подменяют мечты о дорогих костюмах и закрытых вечеринках, «Форсаж» придёт и к этому. Для сытого автоугонщика из богатый семьи это не то чтобы заработок, но опасное адреналиновое хобби с налётом юношеского максимализма: он одет с иголочки и угоняет исключительно Porsche. В общем, если у Вина Дизеля и есть совесть, то в каком-нибудь юбилейном «Форсаже 10» сражаться с семейством Торетто будет обалдевший от собственного величия Чарли Шин на алом 911-ом.

comments powered by Disqus