Кровь и бетон: Копы, русская мафия и никого не жалко в триллере Triple 9

В рамках «присущей прыти» редакция «Перемотки» запоздало вступается за новый фильм Джона Хиллкоута, который вы должны были посмотреть ещё в начале марта, но, как и мы, этого не сделали. 

 


Triple 9 («Три девятки»)
Режиссёр: Джон Хиллкоут
В ролях: Кейси Аффлек, Энтони Маки, Чиветел Эджиофор, Кейт Уинслет, Вуди Харрельсон
2016

Чтобы проникнуть в высокоохраняемое правительственное здание, группа профессиональных налетчиков со сложной структурой взаимоотношений (братья по крови, братья по оружию и оборотни в погонах) планирует отвлечь внимание властей убийством полицейского.


 

Сценарий Мэтта Кука, возможно, карикатурнее необходимого (кошерная мафия!) и, откровенно говоря, грубовато написан — действующих лиц с лихвой, прописанных персонажей среди них немного, и более-менее все они законченные гниды. С этого начинают трещать по швам все слепые сравнения «Девяток» с манновской «Схваткой». В криминальном эпике двадцатилетней давности у Криса, сыгранного Вэлом Килмером, больше экранного времени и текста, чем у любой из знаменитых физиономий, хмуро зыркающих с постеров «Девяток». Это, однако, не просчёт или ошибка, а эффектный и вполне жизнеспособный творческий метод, кино в самом честном жанре «никого не жалко».

Архетипы полицейского кино, а в «Девятки» других не завезли, необъяснимо оживают не когда к ним прикручивают измотанную киношную рефлексию, а когда авторы намеренно задавливают последние всполохи привычной драмы. Персонажам остаются одни лишь голые действия и вредные привычки: Аффлек ежесекундно жует жвачку, Аарон Пол, к примеру, торчок. Минимум мыла и соплей, многочисленные смерти расписаны по минутам. Оттого-то и боевые борозды на стриженной под машинку голове Эджиофора говорят зрителю ровно столько, сколько ему положено знать, а линия с ребёнком вписана лишь для крепкости сценарного каркаса. Чем фактурнее и громче актёрский ансамбль, тем меньше у них текста. Играть на разрыв будут другие и для других, задачи у Хиллкоута покрепче — одними усами и бровями оживлять честно отведенные полтора абзаца.

Хотя идеальным прицепом к новому Хиллкоуту может стать амфетаминовый еврокрайм Colt 45, для сомневающихся в уровне полицейского беспредела и силе полицейского же братства заготовлен невероятный документальный фильм The Seven Five

По существу основных претензий Хиллкоуту небрежно припоминают его исключительно маскулинную фильмографию и выводят «Девятки» в качестве вершины однотипного, иссякшего авторского мышления. Однако все прошлые фильмы австралийца, с подачи ли Ника Кейва, были невыносимо поэтичны, особенно выросшая из сухого текста Маккарти «Дорога», особенно брутальный библейский вестерн «Предложение».

В «Девятках», идущих тоже маскулинным, но сугубо параллельным путём, пышной поэзии не больше, чем в протоколе с места происшествия. Наблюдательного уличного цинизма, уместной профессиональной мизантропии зато навалом, и форма им под стать. Неожиданно скупая камера оператора Каракатсаниса (Rundskop) уверенно мельтешит по городскому бетону, электронная музыка семейства Россов кроме пульсирующего шипения и скрежета для разнообразия иногда выдает имитацию затухающего виброзвонка. Надеяться на спасительные полчаса вырезанной продюсерами лирики не приходится, уж слишком здесь продуманный и злой монтаж.

И уж тем более странно пенять на творческую стагнацию, когда именно в «Девятках» Хиллкоут разогнал собственную техничность до какого-то уже запредельного уровня. Ладно ограбление с выездом на хайвэй в самом начале, но полицейский рейд ближе к середине — это уже из ключевых эпизодов фильмографии Бигелоу или Манна напополам с хроникой средневековой осады. Так душно не было даже в фавелах бразильца Падильи.

На протяжении всего фильма единственное, в чём, в общем-то, лукавит Хиллкоут, — обязательная сцена в баре, когда заливший глаза опытный детектив Джеффри Аллен (Харрельсон) наставляет племянника Криса (Аффлек) о том, что на улицах нет чёрного и белого. В мире «Девяткок» всё выходит чуть иначе — люди с сомнениями и шатким моральным компасом валятся первыми, войну на улицах продолжат упёртые идеалисты и бессердечные гады.

 

comments powered by Disqus