Пересмотр: «Человек-паук» Сэма Рэйми как идеальная трилогия своего времени

«Перемотка» пересмотрела «Человека-паука» и вспоминает, как Питер Паркер прошёл путь от звонкой пионерской искренности к потёмкам морально-этических конфликтов — в ногу с первым десятилетием XXI века.

 

 

В 2001 году в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе заканчиваются съёмки первого фильма про Человека-паука.

 

В июне 2001-го в кинотеатрах показывают первый тизер фильма, в котором Человек-паук ловит вертолёт с грабителями в паутину, натянутую между башнями-близнецами. После терактов 11 сентября эту сцену из фильма вырезают, а еще через полгода он выходит в прокат не просто как знаковый хит супергеройского жанра, но и как временная капсула из первого года нового века, когда дух времени ещё был полон оптимизма и жизнерадостности.

 

 

Питер Паркер — добродушный юноша, который получает суперспособности совершенно случайно на школьной экскурсии.

 

Эта демократичность резко отличает его от других супергероев, включая его собственную инкарнацию 2012 года, где Паркер — «избранный», которой попадает в секретную лабораторию по наводке родителей. Паркеру 2002 года легко сопереживать: сцены, в которых он впервые тестирует свои способности на крышах Нью-Йорка в солнечный день, захватывают дух своей чистой радостью жизни. После того как дядя Бен погибает из-за неправильного выбора Питера в моральной дилемме, Паркер возмужает и становится по-настоящему сильным героем. Он противостоит Зелёному Гоблину — слабому человеку, который получил суперсилу из низких побуждений. Гоблин предлагает Пауку ещё одну дилемму: спасти кабину фуникулёра с детьми или любимую Мэри Джейн Уотсон, а Питер просто спасает обоих. Простой нравственный выбор всё ещё был возможен в 2000 году, в отличие, например, от «Тёмного рыцаря» 2008 года, в котором героиня в аналогичной ситуации погибает.

В финальной схватке Гоблин фальшиво раскаивается, пытаясь перехитрить Питера, но по глупости убивает сам себя. Питер Паркер вроде бы снова остается морально чист, но с неприятным осадком — Гоблин был отцом его лучшего друга Гарри Осборна, который теперь винит Человека-паука и клянётся отомстить. В финальной сцене Питер отвергает Мэри Джейн, пытаясь защитить её от своих будущих врагов, и говорит, что они должны остаться друзьями, — настоящий поступок сверхчеловека, учитывая, что Питер сам был во френдзоне всё это время.

 

 

Ко второй части у Питера развивается апатия — пока он подрабатывает разносчиком пиццы, чтобы наскрести денег на жильё, начинают ослабевать суперспособности.

 

В какой-то момент немного повзрослевшему Питеру кажется, что так и надо, и Паркер-супергерой сдаётся перед Паркером-середняком. Тему внутреннего противоречия персонажей продолжает и доктор Отто Октавиус — трагический персонаж, который после гибели жены в одночасье превратился из гения-гуманиста в злодея-мизантропа, чьим интеллектом завладевают кибер-щупальца.

Паркер-герой совершает камбэк в полной искренности сцене, когда спасённые им горожане не сговариваясь бережно несут на руках потерявшего сознание Человека-паука. Маска с его лица сорвана, но, кажется, ни одному человеку в толпе не хочется цинично делиться сенсацией, кто-то даже вслух обещает никому не рассказывать. В отличие от Зелёного Гоблина, остающегося злодеем до самого конца, Доктор Осьминог в конце фильма побеждает искусственный интеллект и жертвует собой. Приобретённый по сравнению с первой частью драматизм фильма показывает пример того, как благородство и надежда существуют даже в периоды посттравматической депрессии, когда борьба происходит не просто между героями, но и внутри героев.

 

 

Соответствуя постироничному духу конца нулевых, третья часть заставляет героев отойти от моральной определённости.

 

Гарри Осборн твёрдо намерен убить Питера Паркера, но почему-то не спешит, терзаясь сомнениями. Во время погони за Человеком-пауком он ударяется головой и теряет память, враз приобретая ещё более потерянный вид. Чуть позже к Гарри возвращаются воспоминания, и он под угрозой расправы заставляет Мэри Джейн расстаться с Питером. Той, кажется, не хватало лишь повода разорвать отношения — после того как Гарри побеждён и угрозы больше нет, она почему-то не спешит воссоединяться с экс-бойфрендом. Конечно, это в какой-то мере связано и с тем, что Паркером завладел симбиот, который делает из него жестокого псевдо-альфача с ужасными вкусом и манерами — но если подумать, эта ботанская мудаковатость и плохой вкус всегда присутствовали внутри него в той или его степени. Бросая в недавнего лучшего друга гранату, Паркер даже не оборачивается посмотреть, выжил ли тот, и зрителю вопреки законам драматургии тоже остаётся только гадать.

У Питера-мудака есть ещё двойник — Эдди Брок, заносчивый и эгоцентричный фотограф, которого новый Паркер жестоко гнобит, в результате создавая суперзлодея. Наконец, самый неоднозначный персонаж фильма — Песочный человек — грабитель Флинт Марко, который сбегает из тюрьмы, чтобы помочь больной дочери. Во второй половине фильма окажется, что именно он несколько лет назад убил дядю Бена, растерявшись на секунду посреди ограбления. Флинт плачет, и Питер отпускает его и говорит, что прощает, а потом просит прощения у умирающего Гарри. В словах Питера чувствуется сила настоящего поступка, та сила, что теряется, когда моральный выбор для героев доводится до банальности.

В красивой финальной сцене Питер и Мэри Джейн грустно обнимаются в медленном танце, а их лица наполнены чувством растерянности и разочарования — идеальная по настроению концовка для запутанной эпохи нулевых.

comments powered by Disqus