«Перемотка» вспоминает то время, когда спасать президента еще значилось делом почетным. Более этого, эти параноидальные мероприятия умудрялись отзываться звонкой монетой.

 

 


Olympus Has Fallen («Падение Олимпа»)
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Рик Юн, Морган Фримен, Рада Митчелл
2013


 

Майк (Батлер) — завхоз охраны Белого дома. У него в кои-то веки подтянутый начальник (Экхарт, не вылезающий из белой рубашки и приталенного галстука с конца 90-ых) и ответственная команда помощников. В непроглядную метель под Рождество из пункта А в пункт Б приказано эскортировать семью президента. Майк слегка взволнован, но с должным политесом решает дилемму первой леди насчёт сережек и бесцеремонно отрывает отпрыска от сессии в третий Uncharted. Естественно, по пути что-то пойдёт не так: президент в безопасности, а вот его женщину вытащить не удастся.

После такого — или на пенсию, или перекладывать бумажки в казначействе. С ними у Майка всегда было не очень: как минимум чешутся руки, да и моторика не та. Жена (Митчелл) выражает поддержку и всё надеется, что они как-нибудь займутся отпуском; в крайнем случае хотя бы соберутся в кино. Тем временем южнокорейский премьер прибывает для урегулирования вопросов по Северной Корее, только вот никто из американцев, на беду, не различает северян от южан.

Допустим, это обычный жребий, что в 2013 году с разницей в два месяца появилось два проекта про осаду покоев президента и двух людей, всю жизнь мечтавших их защищать. У Роланда Эммериха композит получился в духе, что ли, времени и его дипломированного невозмутимо-бесстыжего интернета вещей: хип-хоп президент, только что отстаханивший десять фильмов за два года Ченнинг Татум, очередные неподъёмные 150 миллионов, которые Эммерих умудряется находить, когда, казалось бы, такие деньжища выдают только «Мстителям». Фукуа — не тот кандидат, чтобы участвовать в честном состязании, но и постановщик не менее инклюзивный, просто не настолько двинутый.

У Фукуа нет Татума, скользящего танцем по исторической мебели, что после Содерберга должно встречаться аншлагом, нет и чисто эммериховского заключительного нагромождения с, прости Господи, исповедальной острасткой: маленькая девочка на лужайке Белого дома истерично машет флагом, пара штурмовиков вот-вот пустит боеголовки, где-то погибает глава государства. Фукуа, конечно, человек более приземлённый, среди побочных эффектов наблюдается разве что любовь к плохо нарисованным взрывам, зато в трудоспособности не откажешь: между «Падениями» успел смастерить три больших фильма, в числе которых — загубленный потенциально приятный вестерн со звездами.

Проблемы чисто репутационного характера Фукуа решает мудрее многих: выпускает Моргана Фримена, тот в какой-то момент начинает рулить вообще всем, поэтому без ёрзанья в кресле, благородных речей и этого вот — ну никуда. Уровень стрит-кредибилити поддерживают (из тех, кто хотя бы качает головой) через одного номинанты и лауреаты «Оскара» (Роберт Форстер, Анджела Бассетт), а на проводе, что поделать, Джерард Батлер с кислой миной. Пока лауреата Мелиссу Лео много бьют по лицу и раздают ногами по рёбрам, он кружит по правительственным помещениям и не стесняется не слишком гуманных методов: кому-то ножом в грудь троечку, кого-то оприходовать бюстом Линкольна в овальном кабинете. Однажды почти состоится полноценный допрос, вот только для храбрости первому экзаменуемому Батлер зарядит заточкой в кадык, а второму прошьёт колено.

Более-менее человеческие признаки эта заварушка подаст ближе к финалу, где жена-медсестра планомерно суетится на месте событий — перебинтовывает уцелевших, про себя считает дни до отпуска, но встречает побитого мужа, которого только утром отправила на повинность. Теперь ему уготованы как ордена, грамоты, медали, так и бессрочная служба до самой пенсии. И он даже почти улыбается.

 

 


London Has Fallen («Падение Лондона»)
Режиссер: Бабак Наджафи
В ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Морган Фримен, Рада Митчелл
2016


 

Майк постарел, морщины уже слабо прячутся за гримом, его избранницу годы тоже не щадят, самое время наконец-то заводить детей. Как поступить с такой участью, Майк решительно не понимает: в макбуке рапорт об отставке, но первый абзац всё никак не пишется. Выдержав норму «по слову в день», он засобирается на планёрку, но супруга в этот раз, будто понимая, что следующих серий ждать вряд ли стоит, необычайно легка на формулировки: «Мы будем ждать тебя, делай, что должен». На работе как всегда — ни дня без приключений. В Лондоне умирает премьер, по этому поводу закатывается важная встреча лидеров всех стран, за исключением президента России — он не сможет прибыть по довольно веским причинам.

В любом другом мире подобное кино никогда бы не получило продолжения, но в нашем случается и не такое. За Антуаном Фукуа слава человека, умеющего отказывать, никогда не водилась, но, видимо, терпения на новую встречу с дуэтом инвесторов Лернер-Дэвидсон так и не сыскалось: плодотворный коворкинг вблизи линейных продюсеров из Болгарии и целого штаба разнорабочих с балканскими фамилиями вряд ли аргумент. Снимать сиквел этой героической дебилиады взялся иранец, который начинал с «Золотого медведя», а заканчивал сериалами с подзаголовком «Банши». Какой-то вес здесь наверняка возымел факт, что прежде Наджафи уже удалось впрячься в продолжение никому не нужной серии — шведский криминал Snabba Cash.

Меж тем в ряду высокодолжностых крыс из переговорного зала пополнение. Во-первых, вернули на пост покалеченную Мелиссу Лео из первой части и добавили ещё одного номинанта «Оскара» Джеки Эрла Хейли. По ощущениям, все эти люди получили больше эфирного пространства. Например, тот, который в предыдущий раз вечно вопросительно вскидывал бровями-скобочками, теперь говорит, а иногда и эмоционально охает, пока Морган Фримен по-прежнему беспрестанно морщится. Во-вторых, это гаерство поделили на два: лондонским службам тоже уделили внимание, только их методы борьбы недалеко ушли от экстремальных совещаний «Джейсона Борна».

Что до Батлера, то его ратный прыг-скок бибоп эволюционировал до наступательного бадди-стэлса. Чисто внешне в принципах он погрубел, каждому встречному в обязательном порядке выписывает контрольный на всякий случай. Мир всё-таки увидел «Джона Уика», с этим нужно как-то считаться. Президент, к слову, лично берется за ствол, аллитерируя клятву с фразеологизмами: первая кровь дастся с болью, но потом — всё нормально. Попутно с занятиями развлекательными он с охотой раскидывается воспитательной кротостью из настольной аксиологии, ведь Майку быть отцом, а кому мешал совет первого человека страны.

Во всем этом даже запрятана выставочная маневренная сцена, снятая как бы одним планом. Очень похоже на избранное из любого Call of Duty последних сборок, но сейчас так говорить не стыдно, а, возможно, и лестно: Майк меняет магазин каждые пять секунд, бодро бегает по строительным лесам и чуть ли не взлетает. Фильм, выдающий подобное на болгарском продакшне, при этом зачем-то пичкается слабыми спецэффектами ради нескольких необязательных сцен, компрометирующих в целом все амбиции. Батлеру, закаленному Спартой, толку с эффектов чуть, он формулирует лозунги про сильную Америку в эпоху, когда за президента вступиться никто не подумает, без лишнего популизма: веско, броско, сразу по харе.

comments powered by Disqus