Пересмотр: Три режиссёра и две версии приквела Exorcist: The Beginning

Редакция «Перемотки» в очередной раз обращается к фильмам непростой судьбы, на этот раз к четвёртой картине серии «Изгоняющий дьявола», которую начал снимать один режиссёр, а закончили два других — каждый по-своему.

 

* * *

Первый «Экзорцист» был камерной и гнетущей картиной, поэтому ни сценарист Уильям Питер Блэтти, ни режиссёр Уильям Фридкин даже думать не хотели о большом и денежном продолжении. На свою беду поставить вторую часть захотел великий британец Джон Бурмен, которому оригинальный фильм, кстати, решительно не понравился, — и печальная судьба получившегося «Еретика» широко известна. Фридкин после просмотра первых тридцати минут заклеймил Бурмена кретином, и на фоне остальных отзывов это сошло за комплимент.

Третьего «Экзорциста» снял уже сам Уильям Блэтти, но чтобы написать крепкий роман о персонажах первого фильма, ему понадобилось десять лет, для экранизации и прений со студией — ещё десять, и фильм вышел лишь в 1990 году. Да и никакого экзорцизма в его сценарии-романе не было, а фильм должен был называться «Легион». Ситуация с перемонтажом «Легиона», принудительными пересъёмками третьего акта и новым, коммерчески выгодным названием разозлили Блэтти до такой степени, что он отрёкся от дальнейших фильмов и сотрудничества с кинокомпанией Morgan Creek.

Впрочем, настолько известная торговая марка не могла покрыться пылью, и последовавшее десятилетие в студии проводились сложные алхимические опыты по созданию нового «Экзорциста». По каким-то наброскам на салфетках, доставшихся от Блэтти, сценаристы Уильям Уишер-мл. и Кэлеб Кэрр умудрились написать сценарий приквела об африканском экзорцизме Ланкастера Меррина, сыгранного в первых двух лентах Максом фон Сюдовым. Об этом мельком упоминалось ещё в фильме Фридкина и подробно рассказывалось в «Еретике», но сюжетная состыковка и внутренняя логика никого по-настоящему не волновали. Версия Харлина из-за этого напоминает скорее дурной фанфик — или же наоборот, фанфиком является «Еретик» Бурмена.

 

* * *

Режиссёром четвёртой картины «Экзорцист: Начало» сначала стал Джон Франкенхаймер, он же утвердил на главные роли Лиама Нисона (Ланкастер Меррин) и Гэбриеля Манна (отец Франциск). Однако прямо перед началом запланированных съёмок у Франкенхаймера пошатнулось здоровье, и он отказался от постановки; через месяц режиссёр скончался. Со скамейки запасных неожиданного выбежал Пол Шредер, сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка», успевший сделать на тот момент затухавшую карьеру постановщика. Он кроме прочего снял грандиозный квазиремейк «Людей-кошек» и после нескольких ощутимых поражений готовился нырнуть в глубины малобюджетного кинематографа.

Шредер был доволен многими кастинговыми решениями Франкенхаймера, но из-за несовпадения графиков пришлось отказаться от кандидатуры Лиама Нисона. Выбор пал на шведа Стеллана Скарсгарда, которого режиссёр с особым удовольствием называл лучшим шведским актёром своего поколения — таким был и Макс фон Сюдов. Шредер снимал на утверждённых локациях и с утверждённым сценарием, добавив по пути всего одну принципиально «страшную» сцену, которую, впрочем, с разрешения студии и вырезал. Глава Morgan Creek Джеймс Робинсон, лично одобрявший каждого члена съёмочной группы, не появлялся на локациях и игнорировал просмотр сырого материала; ассистенты пояснили, что ничего необычного в этом нет. Конечно, творческая свобода и отсутствие ежедневного гнёта разморили Шредера, но горький опыт подсказывал режиссёру, что война ещё ждёт его в просмотровой.

 

* * *

Целиком отснятый фильм завернули после второго показа черновой версии: монтажёр был уволен незамедлительно, а Шредер — после нескольких месяцев скандалов. Студию не устроили классицизм Шредера и его желание сделать большую психологическую драму вместо жёсткого, громкого и динамичного фильма ужасов, на что режиссёр только развёл руками. Такой материал нельзя сделать страшнее парой новых сцен, и главной ошибкой Morgan Creek было запускать сценарий в производство. После месяца обсуждений в Morgan Creek вместо привычных пересъёмок решили начать с нуля, с новым режиссёром и новым бюджетом.

Сценарий отправили на доработку, Скарсгарду и оператору Витторио Стораро продлили контракты, а для оформления кровавых рек и костяных берегов спешно выписали безотказного наёмника Ренни Харлина («Глубокое синее море»). Остальные кандидаты, зная судьбу проекта, незамедлительно отказывались, но Харлин выдерживал и не такое. В связи с занятостью большую часть актёров было решено сменить. Из версии Шредера в новый фильм попало минут, дай бог, десять, при этом самая эмоциональная и безжалостная сцена двух кинокартин — расстрел деревни отступающими нацистами — была доснята и порезана на довольно-таки похабные флэшбэки. Впрочем, и наоборот, несколько эпизодов из фильма Харлина попали в версию Шредера — к примеру, CGI-кадры из сцены мёртворождения.

Уильям Питер Блэтти и Пол Шредер после фильма «Изгоняющий дьявола: Начало»

Больше остальных публичному линчеванию и неудачам Шредера радовался сценарист и писатель Кэлеб Кэрр, обиженный на некоторые правки своего текста и назвавший первую версию фильма чудовищной. В ответ на нападки Шредер пояснил, что вынужденно вырезал десятистраничный (!) диалог между Меррином и дьяволом о добре и зле, который своей философской глубиной был сравним с «пьяной болтовнёй второкурсников, осиливших пару банок пива и косячок» (дословная цитата). Кроме того, в последовавшем фильме Харлина текст Кэрра был изменён так сильно, что сценарист был лишён упоминания в титрах.

 

* * *

В случае особой блажи недоделанный фильм Шредера отправился бы в бонусную секцию DVD, но в этот раз дьявол был на стороне режиссёра. Летний, страшно сказать, блокбастер «Изгоняющий дьявола: Начало» Ренни Харлина сдержанно проявил себя в прокате и собрал скверную прессу. Тогда Morgan Creek и подключившиеся Warner Bros. выделили Шредеру $35000, то есть цифру где-то в двести раз меньшую необходимой, с наказом завершить свою картину и выпустить её в ограниченный прокат с названием «Изгоняющий дьявола: Приквел» (Dominion: Prequel to the Exorcist).

Заслуженному аутёру американской «новой волны» пришлось буквально побираться по родным и близким. Анджело Бадаламенти по старой дружбе записал Шредеру несколько музыкальных тем, остальные шумы и довольно неожиданную песню для финальных титров за большое спасибо слепили металлисты из Dog Fashion Disco, которых режиссёру посоветовал сын. Сложные цифровые эффекты, на которых выстраивался третий акт, кое-как нарисовали пять человек вместо пятидесяти. Привести в порядок кадры легендарного оператора Стораро («Апокалипсис сегодня») банально не хватило денег — по этой причине версия Шредера иногда напоминает сносный телефильм. Впрочем, в сытой редакции Харлина операторскую работу мастера выморили кислотной клипмейкерской цветокоррекцией.

 

* * *

Разница между двумя разными версиями, как бы это пошло ни звучало, заключается в том, что редакция Шредера представляет собой недоделанный и несовершенный, но всё-таки фильм, а редакция Харлина — шелестящий целлофаном корпоративный продукт. Редкая удача — посмотреть в действии на то, как работает хищное студийное мышление, как срезаются лишние углы и как обычные сцены пытаются раздуть дешёвыми анаболиками. 

По сюжетам двух фильмов Ланкастер Меррин после Второй мировой войны оставил религию, замкнулся в себе и стал археологом. И если в «Доминионе» Шредера он выглядит и ведёт себя как археолог, то в «Экзорцисте» Харлина Ланкастер Меррин больше напоминает героя боевика — посреди гнусного бара его пьяного в дымину рекрутирует на важное задание таинственный джентльмен. Постепенное движение персонажей к безумию у Шредера логично и оправдано, к финальному сражению британских солдат и местного населения подводит целая цепочка жутких событий. У Харлина от чётко прописанных героев остаются одни яркие импульсы, его финальная битва похожа на сцену из плохого военного фильма. Разумеется, единственный женский (и довольно нейтральный) персонаж Шредера в версии Харлина превратился в однозначный любовный интерес Ланкастера. Разумеется, для второго фильма был добавлен абсолютно бессмысленный сюжетный твист. При этом ни одна из ошибок первой версии так и не была исправлена. 

В стенах Morgan Creek уничтожили третьего «Экзорциста» Уильяма Блэтти и на двадцать лет похоронили «Ночной народ» Клайва Баркера. Шредер же попал под каток, остался жив и почти сохранил свой фильм — чем не доказательство того, что за некоторыми людьми всё-таки присматривают. А уж внизу или наверху, так ли это важно.

comments powered by Disqus